Литературное творчество моих учеников на уроках экологии, биологии, химии


Старый дуб.

Антонова Люба, 9 кл.

Как-то шла я по лесу зимой,
Свежим воздухом жадно дыша.
Восторгалась лесной красотой,
И погода была хороша.

Суету городскую забыв,
Улыбалась деревьям в снегу,
А пейзаж был настолько красив,
Что словами сказать не могу!

Все деревья как в сказочном сне,
Старый дуб очень радует глаз,
Обещаю ему: «По весне
Я приду и проведаю Вас».

Назвала этот дуб я на Вы
Потому, что ему много лет,
Пережил он и годы войны,
И увидел парады побед…

Пролетела зима. И вокруг
Вся природа очнулась от сна,
Обещанье я вспомнила вдруг –
За окном наступила весна!

Я отправилась в лес прямиком,
Все вокруг зеленым зелено!
Я о дубе задумалась том,
И на сердце мне стало легко.

Но когда ту полянку нашла,
Сердце так защемило в груди,
Что забыла, зачем сюда шла…
Дуб могучий лежит впереди.

Подбежала поближе и там
Я увидела свежий пенек,
Подступили вмиг слезы к глазам,
Не смогла я сдержать их поток.

Мужики возле дуба стоят,
В лицах жалости нет и следа.
О геройстве своем говорят
И по кольцам считают года.

Но никто не подумал о том,
Сколько радости дарит тот дуб,
Поняла я лишь в царстве лесном,
Что бывает народ еще глуп!

10.09.2005

Давайте уважать природу.

Антонова Люба, 9кл.

Одумайтесь, прошу вас, люди
Что делаем с природой мы
Представьте, что здесь завтра будет –
Мир свалок, мусора и тьмы.

Во что природу превращаем
Планету жизни и тепла?
А что же детям завещаем?
Мечту, сгоревшую дотла?

Кругом бумажки и бутылки
Встречаем на своем пути,
Болезни, горя предпосылки –
Мы разве этого хотим?

Зачем мы будущее губим
Своих же внуков и детей?
За что природу мы не любим,
Хозяйку неба и морей?

Давайте уважать природу
И в дружбе с ней пытаться жить.
Должны беречь мы воздух, воду
И ими свято дорожить.

Тогда на свете будет счастье,
Здоровье и веселый смех!
Пройдет нас стороной ненастье
И будет ждать во всем успех!

2005 г.

Растительная клетка.

Антонова Люба, 6 кл.

Побывала в клетке я,
Многое узнала,
Долго путешествовала,
Все запоминала.

Я пролезла через поры
И застряла в оболочке,
Утонула в цитоплазме,
Оказалась в вакуоли.

Тут спасло меня ядро,
Ядрышко мне помогло.
Им сказала я: «Спасибо!»,
И отправилась домой.
Теперь я клетку изучила
И довольна я собой!

2003г.

Экология.

Антонова Люба,10 кл.

Всякие животные раньше были,
Животные разные по земле ходили.
Деревьев много в лесу росло,
Морей, океанов было полно.

А что в 21-м веке происходит?
Все прекрасное куда-то вдаль уходит.
Состояние природы ухудшается,
Экология заражается.

Когда на экскурсии мы ходим,
По лугам, оврагам бродим.
Много мусора мы встречаем,
По возможности убираем.

Кто-то экологии нашей вредит,
Кто-то в природных просторах сорит.
Разве можно так поступать?
Природные сокровища убивать?

Кто же в этом виноват?
Кто же губит все подряд?
Экологии не дает жить,
Кто мог такое натворить?

А все ведь дело в человеке,
Живущем в 21-м веке.
Это он природу губит,
Экологию не любит.

Но разве он мир сотворил,
Чтобы все потом сгубил?
Разве он лес сажал,
Чтоб затем весь вырубал?

А что останется нашим детишкам
В 22-м веке? Девчонкам и мальчишкам?
Если так будет продолжаться,
Какими дети будут рождаться?

Слабыми, хилыми, больными,
Не должны они быть такими!
Мы не можем этого допустить!
Так давайте, ребята, с природой дружить!!!

2007 г.

Стебель.

Кочнева Маша, 6кл.

Стебель – это часть побега,
Состоит он из узлов,
И важнейшие в природе
Функции нести готов.

По стеблю идет вода
От корней до почки,
Эта функция нужна,
Кормит он листочки.

Выполняет и такую –
Фотосинтезирующую,
Хлоропласты всем нужны,
Хлоропласты всем важны.

Держит листики и почки,
И плоды, и все цветочки,
Выполняет он такую
Функцию опорную.

Есть и функция такая
Дорогая, запасная.
Как и в жизни нам, друзья,
Без запаса жить нельзя.

Много дел у стебля
Нужных для растения,
Перечислить все нельзя
Много надо времени.

2003г.

Клетка.

Масин Дмитрий, 6 кл.

Путешествие по клетке
Оболочка есть у клетки,
Ей она защитой служит.
Через поры она дышит.

Главное в ней ядро.
Ядрышко в ядре таится.
В клетке бродят хлоропласты.
Вакуоль и цитоплазма.
Вот какой ее состав.

2005 г.

Микроскоп.

Кузьмина Настя, 6кл.

Все мельчайшие частицы
Нам охота увидать.
Ну, а микроскоп, конечно,
В этом будет помогать.

Только есть он не везде,
Не во всех он классах.
Лишь увидим мы его
На биологии нашей.

2005 г.

Два листа.

Антонова Люба, 6кл.

На ветке росли два листа,
Счастливы были, пока
Не завели они разговор,
Превратившийся со временем в спор.

Первый начал: «Хорошо на свете птицы живут,
Летают везде, какие песни поют!
А мы вот с тобой висим и висим,
Все время мерзнем или горим!»

«Ты что сума сошел?! Гляди, –
Второй говорит,– ведь мы защищаем от беды
Наших кормилиц и матерей,
Обладателей многих ветвей,

Великих деревьев – дубов!
Живущих несколько веков,
Имеющих множество плодов,
И не боящихся никаких холодов!

Многоклеточная зеленая водоросль спирогира.

Антонова Люба, 7кл.

Нитчатая водоросль спирогира
Обитает в любом пруду мира.
На вид она зелена, на ощупь – скользка,
Сама небольшая, поднимешь – легка.

Внутри спирогира ядро имеет,
Если замерзнет – вакуоль согреет.
Хроматофор спиральный их окружает,
Сверху цитоплазма все покрывает.

Способ размножения спирогиры – конъюгация,
При этом происходит такая ситуация:
Две нити параллельно друг другу располагаются,
Затем дают выросты и соединяются.

Семейство Розоцветные.

Антонова Люба, 7кл.

Среди растений есть семейство Розоцветные.
Деревья, кустарники, травы многолетние
Входят в семейство. Такие, как малина,
Шиповник, земляника, айва и рябина.

Плоды Розоцветных очень различны,
вкусны, красивы и симпатичны.
Яблоко – очень знакомый нам плод,
На яблоне, груше, рябине растет.

Костянку в саду мы нередко встречаем,
Ведь сливу и вишню мы все обожаем.
Плод многоорешек тоже очень близок,
За домом шиповник увесист и низок.

Всех разобрали. О нет! Как же так?
Многокостянку забыл я, чудак.
Этот плод вкусен, полезен, любим.
С друзьями мы часто в малине сидим.

Я немного вам поведал о семействе этом,
И теперь надеюсь я, повидав их летом
Вспомните вы сразу все, что я рассказал,
Ведь не зря я поделился тем, что сам узнал.

Клетка.

Асташкин Андрей,6кл.

Клетка – это единица строения
Любого животного и растения.
Даже в человеке есть она,
Маленькая клетка – очень всем нужна.
Она состоит из ядрышка, ядра.
Мягкой оболочкой покрыта она,
Из вакуолей, цитоплазмы и пор,
Есть хлоропластов и пластид хор.
Ядро – это плотный комок,
А в вакуоли есть клеточный сок,
Хлоропласты, пигменты дают клетке цвет:
Зеленый, красный, каких только нет.
Клетка питается, вещества в ней изменяются –
Этот процесс, называем обменом веществ.
Клетка дышит, делится, растет,
Жаль, что песни она не поет.
Пусть ее не слышим, видим ее редко…
Только состоим мы все из этой Клетки!

Стебель.

Антонова Люба, 6кл.

Стебель – осевая часть побега,
Каждый человек обязан знать.
Сколько функций знаешь ты, коллега?
Всего четыре должен насчитать!

Первая обязанность – опора,
Все ведь органы находятся на ней!
А вторая – передача раствора
От верхушки до самых корней!

В стебле фотосинтез протекает,
Вот почему клетки зелены.
И в-четвертых витамины запасает
Для растения которые нужны!

Простейшие.

Антонова Люба, 8 кл.

В природе много простейших проживает:
Ползает, бегает или летает.
Всего несколько типов бывает:
Саркодовые, жгутиковые нас окружают.

А так же инфузории и споровики,
Возможности, которых очень велики.
Некоторые простейшие нам помогают,
Другие вредят – животные страдают.

Вот несколько простейших представители:
Одни – помощники, другие – вредители.
Амеба, инфузория, эвглена зеленая,
Раздражитель которых – вода соленая.



Амеба дизентерийная, паразит малярийный,
Для борьбы необходим антибиотик, но сильный.
Паразитов нужно опасаться,
Лучше с ними вообще не встречаться.

Сырую воду лучше не пить,
Можно воспаление серьезное схватить.
Давайте будем себя беречь!
Ведь никому не хочется в больницу лечь?!

Строение глаза.

Антонова Люба, 9 кл.

Глаза человеку необходимы,
Они уважаемы, всеми любимы.
Глазами мы видим и просто живем,
Строение их мы сейчас назовем:

Снаружи мы видим зрачок, роговицу.
А веки с бровями и также ресницы
Глаза защищают от пыли и пота,
Держать в чистоте – основная забота.

А если нам глаз изнутри изучить,
То нового много легко получить.
Снаружи покрыт оболочкой белочной
И он с роговицей соседствует точно.

И важная есть чтобы снабжать кровью глаз
Сосудистая оболочка у нас.
И чтобы мы видели все по порядку
Наш глаз изнутри выстлан тонкой сетчаткой.

Прозрачный хрусталик живет за зрачком,
Он вам, очевидно, ребята, знаком.
А сзади него стекловидное тело,
Оно не на шутку, сказать, растолстело.
Строение глаза поведали скромно,
Значение зрения в жизни огромно!

Строение уха.

Антонова Люба, 9 кл.

Наш орган слуха – это уши,
Об их строении послушай:
У человека уха три:
Наружное ты рассмотри:

Ушную раковину встретишь
И слуховой проход заметишь.
И с барабанной перепонкой
Столкнешься на пути, с заслонкой.

А в среднем ухе есть все время
Молоточек, наковальня, стремя.
Во внутреннем ухе встретить рад
Вестибулярный аппарат.

Улитка тоже там живет
И импульс в мозг передает.
Без слуха невозможно жить,
Ушами нужно дорожить!

Строение глаза.

Лоскутов Владимир, 9 кл.

Отправимся, друзья, мы сразу
Да в путешествие по глазу:
Снаружи видим лишь зрачок,
Но глаз таинственен, глубок.

Расположился глаз в глазнице,
Его там держат крепко мышцы.
Есть много оболочек разных
Вокруг него своеобразных.

Вот радужную взять, к примеру,
Цвет глаз определяет в меру.
Сосудистая есть здесь тоже –
Без крови обойтись не можем.

Есть очень тонкая – сетчатка,
На ней – картинок отпечатки.
Слепое, желтое пятно
Живут в глазу уже давно.

Еще хрусталик важный есть…
Глазных всех жителей не счесть!
Давайте всех их уважать
И жить спокойно не мешать!

Строение уха.

Лоскутов Владимир, 9 кл.

Построен орган слуха сложно,
Но разобраться все же можно:
Наружное ухо исследуем, вот:
Ушная раковина, слуховой проход.

В конце прохода перепонка
Улавливает звуки тонко.
Три косточки есть в среднем ухе,
Большую роль играют в слухе:

Молоточек, наковальня, стремя
В ушах работают все время.
И внутреннее ухо есть,
К которому уж не подлезть.

Улитку там найти легко,
Но, правда, очень далеко.
Наш орган слуха очень скромный,
Но в жизни вклад его огромный!

Алюминий.

Антонова Люба,9 кл.

Алюминий нам известен,
В природе он на первом месте.
В земной коре его хватает,
Процентов 9 составляет.

Почти он втрое легче стали,
Об этом быстро мы узнали.
К коррозии устойчив тоже,
В фольгу прокатываться может.

Он в сплавах прочен, и пластичен,
Ну, очень мил и симпатичен!
Он неметаллы уважает,
Легко в реакции вступает.

И образуется карбид,
Сульфид быть может, иль бромид.
А если порошок нагреть,
То можно чудо лицезреть:

Увидишь много вспышек, света,
Красива очень сказка эта!
А так же ощутишь тепло,
Кто видел это – повезло!

Он применяется повсюду,
Перечислять уж все не буду,
Скажу лишь, много в самолетах,
Он легкий. Нужен при полетах.

И в кораблях он тоже есть,
Его возможностей не счесть.
Мы алюминий уважаем
И вам того же пожелаем!

Железо.

Лоскутов Владимир, 9 кл.

Каждый парень, без сомненья,
Если занят он трудом,
То железу примененье
Смело он найдет кругом.

Ведь железо – это сила,
Прочный, твердый он металл
Мощь победу породила,
Сколько он народу дал!

Вот железные предметы:
Иглы, скрепки и болты
Разбрелись по белу свету,
Их собрать не в силах ты.

Степень у железа разный
Окисленья. Два и три.
Он металл своеобразный,
Поведенье посмотри:

С солью он в контакт вступает,
С кислородом связь найдет,
Все железо уважают:
Электроны он дает.

В жизни он необходим,
Без него нельзя прожить,
Он повсюду применим,
Им должны мы дорожить!

Алюминий.

Лоскутов Владимир, 9 кл.

В третьем периоде,
В третьей группе
Живет элемент
Химической труппы.

Способный, активный,
Серебристо-белый,
Он главные роли
Играет все смело.

Он очень пластичный
И легкий к тому же.
За эти достоинства
Труппе он нужен.

Они путешествуют
По многим «театрам»:
По колбам, пробиркам,
Химическим банкам…

Металл выступает
Как восстановитель,
Как щедрый сеньор,
Но не как похититель.

Есть три электрона
В кармане его,
Желающим дарит,
Взамен – ничего!

Он, впрочем, привык
О, наш бедный артист –
Сеньор Алюминий!
Так крикнем же: «Бис!»

Железо.

Антонова Люба, 9 кл.

Бывает химически чистое,
Технически чистое есть.
Блестящее и серебристое,
Всех свойств бесконечных не счесть:

Пластичный, куется, штампуется,
В магнитах встречается он.
Железом металл именуется,
И каждый с ним в жизни знаком.

А степень несет он различную:
Плюс два, а быть может плюс три,
Все свойства железа – отличные,
Не веришь? Хоть сам посмотри!

Повсюду, куда не отправимся,
Железо встречаем в пути
И снова, опять убеждаемся –
Замены ему не найти!

Галогены.

Антонова Люба, 9 кл.

Седьмая группа – галогены
Периодической системы.
Средь них: астат, фтор, хлор,бром, йод,
Их каждый сразу узнаёт.

Их к неметаллам всех относят,
Они не зря-то имя носят.
Окислители сильнейшие,
Но поступки их сложнейшие.

Вот фтор, к примеру, отдает
Всегда свой электрон.
А остальных, вот кто поймет,
Вопрос все не решен.

Они согласны и отдать,
Не прочь и в тоже время взять.
Их настроенья не поймешь,
Пока примеры не возьмешь.

Их степень +1, +5,
Бывает и +3, +7
И очень сложно их понять,
Но все поймут, кому не лень.

Натрий.

Антонова Люба, 9 кл.

Элемент уж очень дружный,
В химии он тоже нужный.
Электрон свой отдает,
Степень +1 несет.

Дружит с кислородом крепко
Пероксид зовут их детку.
С кислородом – пероксид,
С водородом-то – гидрид.

Если с хлором он сойдется,
То хлорид у них найдется.
Если с серой связь найдут,
То сульфид уж тут как тут.

Гидроксид, оксид и соли
Образует поневоле.
Едкий натр, каустик
В результате-то возник.

В человеке тоже есть:
В крови, в лимфе… и не счесть.
Ценим, любим мы его,
А узнали самого?
Щелочной металл известный,

В изученье интересный?
Это Натрий. Молодцы!
В химии вы все спецы.

Галогены.

Лоскутов Владимир, 9 кл.

Галогены нам не новы,
Галогены нам знакомы:
Йод, астат, хлор, бром и фтор,
Нам не нужен их повтор.

Неметаллы типичные,
Но по свойствам отличные:
Фтор – сильнейший окислитель,
Галогенов представитель.

Остальные могут дать,
Не откажутся и взять.
Ведь на уровне, на внешнем
Электронов семь, конечно.

Их значенье велико,
Все понять не так легко.
Нужно знать: они повсюду,
Взять, тефлон, тогда посуда,

Организму нужен хлор,
Также йод и бром, и фтор.
Галогены нам нужны,
В жизни все для нас важны!

Кислород.

Антонова Люба, 9кл.

Жидкий – светло-голубой,
Синий – в твердом виде,
Что за элемент такой,
Кто-нибудь хоть видел?

Невозможно распознать:
Вкуса нет и цвета,
Как же нам теперь узнать
Газ прозрачный этот?

Знать должны мы свойства,
Поведенье тоже.
Не нужно беспокойства –
Химия поможет!

Окисляет вещества,
Все, без исключенья
Много нам дает тепла,
Точно, нет сомненья!

Ну, конечно, Кислород,
Газ невероятный!
Вспомнишь химию, и вот –
Станет все понятно!

Кислород необходим
Для всего живого,
Связаны мы крепко с ним,
Понимаем снова.

Важен для дыхания,
Работы ног и рук,
Ему много внимания,
Он наш важнейший друг!




Следующий: