Литературно–музыкальная композиция Земля – наш общий дом


На состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам
окружающей среды в Рио-де-Жанейро участники забили тревогу за будущее планеты и
выразили в двух словах «Биосфера в опасности» От экологической катастрофы
человечество отделяет 30-–40 лет. Осознание ужасающего состояния окружающей
среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую
цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество
превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение
экологических проблем следует искать – в области культуры природопользования
людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые
помогут изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в
руках наших детей, и им предстоит распутывать сложный клубок экологических
проблем, от их действий будет зависеть жизнь Планеты. В этом процессе
экологическое образование, воспитание и просвещение должны рассматриваться как
наиболее приемлемая основа для формирования нового образа жизни, необходимого
для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития страны.

Возраст детей: 10–12 лет.

Цели и задачи:

  1. Доставить детям радость, создать праздничную атмосферу.
  2. Показать Землю, как общий дом.
  3. Вызвать стремление беречь, как условие сохранения жизни человечества и
    всех обитателей.

Оборудование:

  1. Видеосюжеты “Загрязнении окружающей среды”.
  2. Видеосюжет “Красная Книга”.
  3. Творческие работы детей: рисунки, рефераты, кроссворды, визитки.
  4. Оформление кабинета, как уголка природы, музыкальные произведения,
    плакаты с высказываниями о Земле.

Продолжительность:

40 минут.

Планируемые результаты:

ориентация материалов на изучение глобальных
экологических проблем, развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Ход праздника

Учитель:

В 70-х годах американский сенатор Нельсон предложил отмечать
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ 22 апреля. С 1995 года этот день отмечается и у нас. В
нашей школе отмечается традиционно уже 3 год. Поэтому сегодня праздник мне
хочется начать словами французского писателя Антуана Сен Экзюпери “Все мы –
пассажиры одного корабля по имени Земля”.



(Элементы инсценировки: трамвай с пассажирами)

Ведущий:

Был, говорят, где-то случай такой:

Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:

Ученик 1:

Где эта улица?

Ученик 2:



Где этот дом?

Ученица

: Все перепуталось, все изменилось,

Ученик 1

: К счастью такое, лишь в сказке случилось.

Ведущий:

Мы рассказали про это нарочно.
Чтобы проверить – знаешь ли точно,
Где ты живешь, где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Ты нам ответишь:

Ученик 3:

Живу я в квартире, номер ее – 24,
Дом на Петелина, рядом- кино,
Все что кругом, мне знакомо давно.

Ведушиий:

Дом на Петелина? Этого мало,
Город (село) назови для начала.

Ученик 1.

Поселок Горноправдинск.

Ведущий

:

Расскажи, что кругом:
Все, что кругом, это тоже твой дом.

Ученик 2:

Поселок стоит на широкой реке,
А за рекой виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу луга и поля,
Очень красивая наша Земля!

Ведуший:

Верно, красива. Но где же она?
В России – это наша страна.

Ведущий

: Ну, а страна где? Сумеешь ответить?

Ученица:

Как и все страны – на нашей планете!

Ведущий обращается к классу

: Как называется наша планета?

Ответы с места: Земля.

Ученица:

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.

Ученица 1

: Для моряка – она берег.

Ученик:

Для геолога – твердь, хранящая руды и нефть, голубой газ.

Ученик:

Для солдата – она образ Родины, ее просторов, та ценность,
которую он защищает, та сила, которая питает его.

Ученица:

Для хлебопашца земля – это то, во что он вкладывает пот и
любовь, от которого ждет плодородного хлеба.

Звучит песня “Земля в иллюминаторе”.

Ведущий:

Так что же она Земля? Земля всегда увлекала человека, ему
хотелось заглянуть: что же там, за зарей, за соседним лугом. Человек всегда
стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия, одушевляя ее, он бьется
за нее, как за высшую святыню и ценность.

Ученик:

“Мы рождены, чтоб сказку сделать былью! Какая красивая была мечта
и как уродливо исказила ее жизнь.

Ведущий:



Человек загнал себя в пороховую бочку, обрел все живое на
гибель. “Отравлен хлеб и воздух выпит”. В отношении между природой и человеком
наступил кризис. Озабочена вся планета. Интересны результаты социологического
опроса, проведенного в Японии. Большинство опрошенных людей готовы пойти на
снижение жизненного уровня, если стабильность поддерживается за счет ухудшения
состояния экологической среды.

Видеоролик “Экологические проблемы Земли”.

Звучит метроном.

Ученик:

Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне,
Стали люди сильными, как боги.
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках
Мы давно освоили планету, широко шагает этот век.
На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли человек?

Отрывок из песни “Расскажите, птицы”

Ведущий:

Печальную эстафету принимает от нас грядущее поколение. Набатным
колоколом сегодня звучит слово экология. Настало время задуматься над вопросом:
выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке,
море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов.

Ученики:

  1. Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.
  2. Подсчитано, что за день исчезает 100 видов растений и животных.
  3. Сокращается площадь леса на 15 млн. га
  4. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы
  5. За пять лет температура воздуха увеличилась на 2,9 градуса.
  6. сокращается количество пресной воды.
  7. 60% болезней – это производные от состояния экологического напряжения.
  8. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и
    фрукты.

Видеоролик “Красная Книга”.

Ученица:

У меня в Руках Красная Книга. Все знают, что в нее заносятся
редкие исчезающие виды растений и животных. Некоторые из них остались в
единичных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не
выходило.

Отрывок из песни “Беловежская пуща”.

Ученик читает стихотворение “Царь”.

Ведущий:

Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей.
Без журавлей над хвойной чащей.
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь, ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы
О, человек, венец природы,
Что без природы твой конец.

Ученик:

Земля умирает, если ее убивать, Земля оживает, если ее
возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать ей посильные
нагрузки, беря от нее, давать ей, нанося раны, лечить. Видеть в ней не
временный, а постоянный плацдарм жизнедеятельности.

Ученица читает стих “Заклинание с полюса”.

Ученик:

Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок,
каждая сорванная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если эту
рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще,
то что же станет с природой. Природе трудно залечить даже самые маленькие раны.
Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано, охраняя растения и животных,
помните о борьбе с загрязнением воздуха.

Мы заявляем – наше нет:

  1. Любым войнам с природой. Под какими бы лозунгами благого преобразования
    они не скрывались.
  2. Безграмотному технократизму в природопользовании.
  3. Всему, что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.

Ученица:

Врачи утверждают – оптимисты реже болеют, а если и болеют, то
быстрей выздоравливают. Секрета тут нет. Вспомните сами: как бывалое неприятное
болезненное воспоминание с годами куда-то уходит, а светлое, радостное помнится
долго и так отчетливо.

Ученик 1:

Протрите глаза! И вы увидите очи любимых, милые личики детей,
мозоли отцов, светлые озера, ленты рек, ширину полей и дали водных просторов.

Ученик 2:

Прислушайтесь: и сквозь рев транзисторов и моторов вы услышите
шелест травы, журчанье ручьев, пение птиц, неповторимую звенящую тишину. Сама
природа подталкивает человека к тому, чтобы мы сказали “Нет” – унынию и
принимали жизнь ту, которая есть сегодня, как подарок.

Ведущий:

Мы надеемся. Что наша встреча и прозвучавшие на ней стихи и
песни подарили Вам частицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы
с вами в нашем общем доме по имени Земля. И чтобы наша встреча запомнилась вам,
мы приготовили вам открытки – сувениры.




Следующий: