Литературно-музыкальная композиция Мы за мирный атом

Звучит музыка “Укрощение огня”. На сцену
поднимаются участники (на фоне музыки звучат
слова
). Приложение.

1. Целый мир, охватив от земли до небес, слайд 1
Всполошив не одно поколение,
По планете шагает научный прогресс. слайд 2
Что стоит за подобным явлением?

2. Это странный вопрос. Что же тут не понять?
Мы сильней и счастливее будем.
Будем больше уметь и точнее…

3. Стрелять…

2. Как стрелять?

3. Очень просто – по людям.
Тот, кто выдумал меч, тот и начал разить-
Нам история в этом порукой.

4. Не согласен и смело могу возразить:
Нас вперед продвигает наука, слайд 3
Человек вышел в космос и был на Луне — слайд 4
У природы все меньше секретов.

1. Но любое открытье- подспорье войне:
Тот же атом и те же ракеты…

2. Как использовать знанья — забота людей.
Не наука – ученый в ответе.
Давший людям огонь — прав ли был Прометей?

Вcе:

Давший людям огонь – прав ли был
Прометей?

4. Чем прогресс обернется планете? слайд 5

Уходят.

Танец Прометея под музыку “Укрощение огня”.

2. Голос прометея (после танца, голос за
кадром):

Людям я пламя дарю, чтоб из тьмы вековечной и
горькой слайд 6
Вышел в свет человек, озаренный сияньем его.
Чтоб огонь согревал и будил человеческий разум,
Чтоб добро процветало в тепле, принесенном с
небес.

Выходят все (1-4).

3. Прав ли был Прометей, давший людям огонь? слайд
7

От пещер, от каменьев и лука,
От костра мы шагнули вперед далеко –
Нас вела за собою наука.

4. И сегодня стоим пред проблемой проблем,
Проступившей так четко и явственно.
Видно, время настало задуматься всем
Над вопросом

Все вместе:

наука и нравственность.

1. Все запутано в наш оглушающий век.
Разбираться в истории будем, что важнее всего на
Земле.

Все вместе:

Человек.

3. Значит, все заключается в людях.

Слайд “Архимед”. Фонограмма “Сиртаки”

Голос за кадром

.

2. Древняя Греция. 5 век до нашей эры. слайд 8 Здесь
работал знаменитый философ Демокрит, слайд 8

который продолжив учение своего учителя и
друга Левкиппа, слайд 8 предположил, что все
тела состоят из мельчайших частиц. Частицы эти
были названы атомами, что означает неделимые. Они
– создатели атомистического учения.

4. Лишь в XIX веке неделимость атома была
опровергнута. Наиболее ярким свидетельством
сложного строения атома явилось открытие
неведомого типа излучения, сделанное
французским физиком Анри Беккерелем. слайд 9 Он
предложил своему другу Пьеру Кюри слайд 9 исследовать
неизвестный тип лучей, так как он был не только
физиком, но и химиком. Пьер Кюри и его супруга
Мария Склодовская слайд 9 продолжили начатые
им исследования. В 1898 г. они открыли новые
радиоактивные элементы – полоний и радий.

3. Спустя четыре года, после изнурительной
работы исследователи из нескольких тонн
урановой руды выделили 0,1 грамма радиевой соли.
Мария предложила термин «радиоактивность» и
доказала, что она имеет атомарный характер. Так
были созданы основные предпосылки для
всестороннего изучения радиоактивности. В 1903
году Антуану Беккерелю, Пьеру и Марии Кюри за
открытие радиоактивности вручается Нобелевская
премия по физике. В качестве любопытной
подробности отметим — Беккерель стал одной из
первых в истории жертв радиоактивного излучения.
Ученый носил опытный урановый образец в кармане.
От разрушительного воздействия излучения у него
на теле образовались долго не заживающие язвы.
После этого Беккерель помещал радиоактивные
объекты в непроницаемые для излучения свинцовые
футляры…

1. Что значит в наше время быть ученым?

2. Он должен быть достаточно умен.

3. Постойте, это очень отвлеченно.
Начнем сначала с фактов и имен.

1. Итак, 20 век, еще не старый,
От первого до нынешнего дня.

2. 20 век, грозящий гибельным пожаром.

Все:

век укрощенья атома, огня!

3. 6 августа 1945 года над японским городом
Хиросимой появилось три американских
бомбардировщика Б-29. слайд 10 На высоте восьми
с половиной тысяч метров, когда на перекрестья их
прицелов стали наплывать центральные районы
города, у ведущего “Энолы Гэй”, названного по
имени матери командира экипажа, — открылись
створки бомбового люка. От самолета отделилась и
начала падать вниз бомба. Было 8 часов 15 минут.

4. Через 43 секунды на шестисотметровой высоте
бомба взорвалась, превратившись в гигантский
огненный шар, слайд 11 который вобрал в свое
испепеляющее чрево город, а затем поднялся над
ним невиданным грибовидным облаком.

3. “Мне часто приходилось наблюдать, что
символы власти и ранги действуют на ученых
сильнее, чем на военных”, — говорил генерал Лесли
Грове слайд 12 – главный администратор работ
по созданию атомной бомбы. Первую бомбу он назвал
симпатичным словом “Малыш”, слайд 13 а вторую
– симпатичным и смешным словом “Толстяк”. слайд
13

1. Когда самолет с атомной бомбой вылетел на
Хиросиму, у Лесли выдалось свободное время – от
вылета до атаки должно было пройти несколько
часов. Он пишет черным по белому: “Донесения
запаздывали, и я решил пойти поиграть в теннис”.
Потом Лесли пообедал с женой и дочерью. Когда они
доели десерт, ему сообщили, что бомба
взорвалась…

2. Я хочу быть объективным. Я знаю, что спасение
человечества, нашей планеты – в объективности.

“Я мог бы понять генерала во всем. Даже в том,
что он швырнул атомные бомбы на вражескую
сторону. Война есть война, и на войне как на войне.
Генералы получили новое оружие и применили его. Я
могу понять все, кроме того, что генерал Лесли
играл в теннис, обедал, кушал десерт. Я даже мог бы
понять его, если бы генерал Лесли после вылета
самолета ушел в церковь и помолился. Но он не
молился ”

Звучит песня “Японский журавлик”, слайды 14-47

3. Во время взрыва атомной бомбы в Хиросиме
погибло 200 тысяч человек слайд 48. Свыше 375 тысяч
погибло от последствий ядерной бомбардировки. И
это не конечная цифра…

На фоне видеофрагмента “Испытание
ядерного оружия” читают слова:

1. Образчик научнейшей критики.
Приметы столетья. И только невежды
Способны наивно лелеять надежды
На то, что наука чиста от политики.

2. Пока друг с другом воюют народы,
Пока народ и правитель – враги,
До тех пор познанье законов природы
Полезно одним и опасно другим.

1. 28 мая 1945 года один из крупнейших физиков Лео
Сциллард, слайд 49 в беседе с личным
советником президента Бирнсом требовал
предотвратить атомную бомбардировку Японии.
Бирнс ответил: “Надо же продемонстрировать, куда
ушли два миллиарда долларов, уже израсходованных
на бомбу”.

Песня “Пока не поздно!” (Детский хор), слайды
50-61

3. Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин.

4. Из прекрасного лебедя вырос дракон,
Из запретной бутылки был выпущен джин.

2. Посмотри, Прометей, это ты натворил:
Ты пожаром навечно людей одарил.

3. Если мир обречен на проклятье идей,
Время спросит с тебя за смертельный пожар.
Почему не вгляделся ты в души людей,
Отдавая им в руки божественный дар?

1. Прометей — то при чем? Это люди! Они,
Обогревшись в тепле у своих очагов,
Из кострища выхватывают головни
И бросают горящими в окна врагов.

2. Аллегории — прочь! Мы признаем. Должны!
Нам история в этом порукой:
Пригодилось для страшного дела войны
Все, что создано было наукой.

3. Да, пора эйфорий безвозвратно ушла.
На науке лежит преступленье.
Но к ученым, повинным в создании зла,
Постепенно приходит прозренье.

4. В 1949 году “отец атомной бомбы” Р. Оппенгеймер
высказался против программы создания
термоядерной бомбы и отказался принять участие в
ней. В 1953 году эта и другие причины, послужили
основой для привлечения Оппенгеймера к суду по
обвинению в шпионаже в пользу Москвы. Не смотря
на старания друзей – ученых удержать органы
юстиции от поспешных решений, Оппенгеймер был
лишен права доступа к секретным документам на
основании того, что он представляет собой “риск
для безопасности США”. Слайд 62.

1. Энрике Ферми – создатель первого в мире
ядерного реактора, Отто Ган и Лизе Мейтнер – слайд
50
крупнейшие физики – теоретики – отказались
от продолжения работ по разработке ядерного
оружия, совершив тем самым научный подвиг во имя
человечества. Слайд 62.

3. Игорь Васильевич Курчатов слайд 63
выдающийся советский физик, академик, мягкий и
добрый человек. Под его руководством в 1949 году в
СССР была создана атомная бомба, а в 1953 году –
первая в мире водородная бомба. Это был
вынужденный шаг ученого – этого требовала
безопасность Родины. После испытания
термоядерной бомбы Курчатов взволнованно сказал
“Это было такое ужасное, чудовищное зрелище!
Нельзя допустить, чтобы это оружие начали
применять”.

2. Под руководством Курчатова в СССР в 1954 году
была построена первая в мире атомная
электростанция. Ее многие называли “игрушкой
физиков”, но Курчатов твердо верил в будущее
атомной энергетики.



4. Есть даты и есть даты — символы. Теперь и 26
апреля – это не просто календарный день, это
символ исполненных глубочайшей значимости
событий, смысл которых каждое последующее
поколение будет открывать для себя заново.
Сегодня 26 апреля – день поминовения жертв
Чернобыльской атомной катастрофы, которая
произошла 25 лет назад. слайд 64,65

2. Нет!
Атом не рожден солдатом!
Ты уличен, 20 век,
Закупоривший бомбы в атом.
Я – твой судья.
Я – человек!
…Мне доброта твоя знакома
И дел великих чудеса…
На берегу песчаном Дона
Средь сосен, бора и озона, поднялись гордо
корпуса -
Нет, не обычного завода, а века нашего прогресс.
Эмблемой мира всех народов, где протекают тихо
воды,

Взметнулась песнею АЭС. слайд 66

1. Для работников станции неподалеку построили
современный город, который, как и река, получил
название Припять. слайды 67, 68 Это город
атомщиков. Еще его называли городом роз и детей,
такой маленький советский рай. Средний возраст
жителей 30 лет. слайд 69

4. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года была
запланирована остановка 4-го энергоблока
Чернобыльской АЭС для очередного обслуживания.
Было решено использовать эту возможность для
проведения ряда испытаний. В 1:23 начался
эксперимент, но реактор испытывал тенденцию к
увеличению мощности. Но через несколько секунд
тепловая мощность реактора скачком выросла до
неизвестно большой величины (мощность зашкалила
по всем измерительным приборам). Произошло два
взрыва с интервалом в несколько секунд, в
результате которых реактор был разрушен.

Фильм,

слайд 70

Песня “Немирный атом” слайды 71-93

3. Многие местные жители в первые недели после
аварии употребляли в пищу продукты (в основном,
молоко), загрязнённые радиоактивным иодом-131. Иод
накапливался в щитовидной железе, и это привело к
большим дозам облучения на этот орган, помимо
дозы на всё тело, полученной за счёт внешнего
излучения и излучения других радионуклидов,
попавших внутрь организма.

2. В сельскохозяйственных областях в первые
месяцы радиоактивные вещества осаждались на
листьях растений и на траве, поэтому загрязнению
подвергались травоядные животные. Затем
радионуклиды вместе с дождём или опавшими
листьями попали в почву, и сейчас они поступают в
сельскохозяйственные растения, в основном, через
корневую систему.

1. Затем начались работы по очистке территории и
захоронению разрушенного реактора. Вокруг 4-го
блока за полгода был построен бетонный саркофаг.

4. Саркофаг, возведённый над четвёртым,
взорвавшимся, энергоблоком постепенно
разрушается. Опасность, в случае его обрушения, в
основном определяется тем, как много
радиоактивных веществ находится внутри него. Слайды
94-109

Стих и слайды 110-138

1. Мертвый город… Город-призрак… -
Плачет небо над тобой…
За обыденности призмой
Умирает чья-то боль.

Не слышны чужие стоны,
И рыданья не слышны…
Пострадали миллионы -
Хоть и не было войны.

Был жестокий и незримый -
Уничтоживший покой -
Техногенный выстрел в спину
Среди радости людской.

Атомного солнца вспышка
Над беспечностью страны, -
Видно, счастья было — с лишком…
Видно — провинились мы.

Тлеет горечь в изголовье…
Наигралась смерть сполна, -
Радиоактивной кровью
Умывается страна.

Этот ад напомнит многим,
Очень многим о себе…
Через горе — к Богу в ноги
И к молитве… о судьбе.

Страшным жизненным уроком
Ожила чужая боль…
Помолчим же все немного…
Помолчим же… над собой…

Метроном. Минута молчания, слайд 139

2. 11 марта 2011 год – землетрясение в Японии
магнитудой 9 баллов. Подземные толчки вызвали
цунами. Волна на своем пути сметала жилые дома и
автомобили, рушила дороги и другую транспортную
инфраструктуру.

3. Весь океан шторм в пену превратит
А волны с рёвом берег затопляют,
И с бешенною силою свистит.
Со всей земли живое всё сметает.

***

4. Парализована земная жизнь
При буйстве накатившейся стихии.
Всё было поднято нещадно ввысь.
Как будто всё смешалось в этом мире. Слайды 140-154

1. Япония пережила не просто страшное
землетрясение и цунами, но из-за катастрофы были
повреждены энергоблоки атомных энергетических
станций “Фукусима-1”, “Фукусима-2” и “Онагава”.

И если на “Фукусиме-2” и “Онагаве” работникам
станций как-то удалось держать ситуацию под
контролем, то на станции “Фукусима-1” она давно
развивается по сценарию близкому к
неуправляемому. События на японской АЭС
«Фукусима-1″ стали напоминать «Чернобыль
в замедленной съемке»
. Пока авария получила 6
баллов по семибалльной шкале INES, но до высшего
балла, который был присвоен Чернобыльской
аварии, осталось недолго — уровень радиации в
Японии превышает норму уже в 110 раз. Слайды155-161

2. Перед стихией как же все бессильны, слайд 162
Да вот повтор всегда она имеет.
Наверно, перед Богом мы повинны…
Надежда в Божью волю нас согреет

3. Японские власти уже принялись снабжать
население таблетками йодистого калия из-за
высокой вероятности заболевания находящихся в
зоне радиоактивного поражения раком щитовидной
железы. Поврежденные реакторы АЭС “Фукусима-1? по
примеру объекта укрытия Чернобыльской АЭС”
будут заключены в бетонный саркофаг,
предварительно их засыплют песком, сообщил
представитель японского агентства по ядерной
безопасности. Слайды163-164

4. Наука и техника нашего времени дают
возможность обеспечить на Земле изобилие благ,
создать материальные условия для процветания
общества, для всестороннего развития личности. И
они же, эти творения ума и рук человеческих,
обращаются против него. Осторожно! Мирный атом.
Люди не осознают, чем обладают, и надо помочь им
осознать всю ответственность за нашу крошечную
планету, на которой мы живем. Песня “Маленькая
планета” И. Тальков слайды 165-167

1. Правители Мира, скажите, на что же слайды
168-169

Энергию черную копим и множим?
Умы человечества, встаньте, встряхнитесь,
От сна векового, прошу Вас, очнитесь!

2. В руках Ваших жизнь и устройство Планеты,
А Вам бы все строить и строить ракеты,
Друг другу нацеливать танки и пушки,
В грядущий момент — они просто игрушки.

3. Владельцы богатств — нефтяные магнаты!
Сейчас Вы сыты, веселы и богаты!
Но где же Ваш разум?- так хочется крикнуть,
Очнитесь, не дайте Планете погибнуть!

4. Ведь жизнь всех дороже на всем белом свете,
Еще подрастают и внуки, и дети,
Они очень верят в Добро, в Чудеса,
Зачем же над ними смыкать небеса?

1. Не хочется верить, что мир обезумел
И что добровольно все лезут в Везувий,
Что правит всем Зло, а Добру — нету дел,
Всему ведь когда-то, поймите, предел!

2. Нет времени ждать и пора Мир встряхнуть,
Чтоб полюс магнитный назад повернуть,
А встрече с кометой, что бъет нам тревогу-
Пора показать ей другую дорогу!

3. Адронный коллайдер Вам всем не помеха,
Его запустили как-будто для смеха,
Не зная последствий, чем кончится может,
Чем выльется он? Вас никак не тревожит?

4. Чтоб не было поздно, а пробы чреваты,
Подумать и дальше во все бить набаты,
Успеть, торопиться, теперь в пятикратном,
И чтобы по праву нам мирным стал атом!

1. Планета Земля — лишь миг во Вселенной
И пусть он подольше побудет нетленным,
И чтоб в миллиардах небесных светил
Свет нашей Планеты всех дольше светил!

Список литературы

  • Екимова, В. И. Радиационное загрязнение среды:
    биологические эффекты и психологические
    последствия [Текст] / В. И. Екимова // Физика в
    школе. – 2009. № 3. – С. 17-19.
  • Замковая, Н. Н. Атомная энергия: “за” и
    “против” [Текст] / Н. Н. Замковая // Открытый
    коммуникативный урок в группе “Мастер
    столярно-плотничьих и паркетных работ” –
    формальные дебаты. – 2010. № 12. – С. 23-25.
  • Колдобский, А. Б. Ещё раз о ядерном и
    радиационном терроризме [Текст] / А. Б. Колдобский
    // Заметки инженера. – 2011. № 6.– С. 13-17.
  • Копчинский, Г.А. Штейнберг, Н.А. Чернобыль: Как
    это было. Предупреждение [Текст] / Г.А. Копчинский,
    Н.А. Штейнбер: записки очевидцев – М. : Литтерра,
    2011. – 240 с.
  • Кузнецова, Л. Н.; Предметная неделя физики в
    школе [Текст] / Л. Н. Кузнецова, Т. Н. Куценко, Н.П.
    Наволокова М.: Феникс, 2007. – 368 с.
  • Методические рекомендации по извлечению уроков
    Чернобыльской трагедии [Электронный ресурс]. –
    Режим доступа: http://chernobil.info/?p=5424 cвободный. – Загл.
    с экрана.
  • Рекомендации по извлечению уроков [Электронный
    ресурс]. – Режим доступа: irosima.scepsis.ru cвободный. –
    Загл. с экрана.
  • Рекомендации по извлечению уроков [Электронный
    ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org cвободный. –
    Загл. с экрана.
  • Рыженков, А. П. Физика. Человек. Окружающая
    среда [Текст] / А. П. Рыженков: учебное пособие
    для общеобразовательных учреждений – М. :
    Просвещение, 2000. – 175 с.



  • Следующий: