Литературная игра по сказке Х. К. Андерсена Соловей. 5-й класс

Цель:

  1. Обобщить, расширить и углубить знания учащихся по идейно-художественному
    своеобразию сказки; сравнить авторскую сказку и народную.
  2. Учить чтению вдумчивому и внимательному; формировать навыки анализа
    художественных приёмов раскрытия характеров через поступок, речь, деталь.
  3. Развивать интеллектуальные и творческие способности ребят; развивать
    коллективизм, умение общаться друг с другом.

Форма урока

: урок – игра.

Оборудование урока:

компьютер с мультимедиапроектором; магнитофон;
карточки-задания; портрет Х.К. Андерсена, выставка книг писателя, китайские
фонарики.

Подготовка к уроку:

учителя: оформление кабинета; карточки с заданиями для команд;
презентация
;
учащихся: инсценировка фрагмента произведения.

Ход урока

(До начала урока звучит “Мелодия” Глюка, демонстрируется презентация,
созданная на основе иллюстраций к сказкам Андерсена.)

1. Организационный момент. Цели и задачи урока. Условия игры.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по сказке Х.К.
Андерсена “Соловей” и проведём мы его в форме игры. Мы проверим ваше умение
читать внимательно и – главное! – понимать прочитанное, ваше умение
фантазировать, играть в команде. Условия игры: играют две команды (Оловянные
солдатики и Дикие лебеди) друг против друга, я – ведущая и судья – оцениваю
конкурсы по пятибалльной системе. Тетради, учебники, ручки на партах – вдруг
пригодятся! А вот теперь послушаем, как любил говаривать Андерсен.

2. Сценарий игры.

Первый конкурс. “Приветствие”.

Команды демонстрируют
организованность, уверенность в своих силах. Бодро звучит девиз Оловянных
солдатиков:

Ать-два!
На плечах голова!
Ать-два!
В ранце книги!
Ать-два!
Сражаться хотим!
Ать-два!
Всех победим!

Дикие лебеди вовсе не смущаются: “Мы по всей земле летаем, сказки Андерсена
знаем!”

Второй конкурс. “Разминка”.

(Пять вопросов, за каждый правильный
ответ по одному баллу. Команды отвечают сразу.)

Вопросы для команды “Оловянные солдатики”.

1. Во вступлении автор заявляет, что стоит послушать об этом деле. Почему
стоит послушать об этом деле?
(Потому что “дело было давно, но потому-то и стоит о нём послушать, пока оно не
забудется совсем”.)

2. Отчего следует быть осторожным во дворце?
(“Дворец весь был из драгоценного фарфора, – зато такой хрупкий, что страшно
было дотронуться”.)

3. Почему первый приближённый никогда не слышал о соловье?
(Вот его объяснение: “Она (птица) никогда не была представлена ко двору”.)

4. Каким видом спорта занялся первый приближённый, получив задание найти
соловья?
(Первый приближённый занялся бегом: бегал по лестницам вверх-вниз, по коридорам
и залам дворца).

5. Изобразите, как уличные мальчишки и сам император подпевали искусственной
птице.
(“Ци! Ци” Ци! Клюк! Клюк! Клюк!”.)

В игру вступает команда “Дикие лебеди”.

1. Кто, по мнению китайского императора, самый правдивый человек в мире?
(Император Японии: “Но ведь эта книга прислана мне самым могущественным
императором Японии, и в ней не может быть неправды”.)

2. Как объяснили придворные простую наружность соловья?
(“Верно, он потерял все свои краски при виде стольких знатных особ”, –
высокомерно заявляют они).

3. Что было написано на ленточке искусственного соловья?
(“Соловей императора японского жалок в сравнении с соловьём императора
китайского”).

4. Продемонстрируйте жест одобрения императора, когда он был чем-либо
доволен.
(“…поминутно кивал головой”).

5. Сколько сыновей мелочных лавочников получили имена в честь соловья?

(Одиннадцать).

Третий конкурс. “Бюро находок. Предмет? Характер!”

(Приготовила четыре карточки-задания, раздаю каждой команде по две карточки.
На подготовку ответа – две минуты. За каждый правильный ответ – 5 баллов. Очень
трудное задание, ребята с ним справятся, если подобная работа проводилась на
уроке).

Карточка № 1

Колокольчики

  1. В каком эпизоде упоминаются колокольчики?
  2. Как колокольчики характеризуют тех людей, кто ими
    воспользовался?

(Колокольчики привязывали к самым лучшим цветам в саду, “звон их должен был
обращать на цветы внимание каждого прохожего”. Придворные – глупые и бестолковые
люди. Зачем украшать живое – мёртвым? Зачем украшать то, что и так прекрасно?
Придворные – гордые и высокомерные – считают, что прохожие не способны увидеть
красоту.)

Карточка № 2

Книга

  1. В каком эпизоде упоминается книга?
  2. Как книга характеризует своего хозяина, обладателя?

(Из книги император узнаёт о соловье. Он человек учёный, образованный,
сведения черпает из книг, и это, в общем-то, располагает к нему читателя.)

Карточка № 3

Шёлковая ленточка

  1. В каком эпизоде упоминается?
  2. Как этот предмет характеризует тех, кто ею воспользовался?

(“Его оставили при дворе, отвели ему особую комнатку, разрешили гулять на
свободе два раза в день и раз ночью и приставили к нему двенадцать слуг; каждый
держал его за привязанную к его лапке шёлковую ленточку. Большое удовольствие
было от такой прогулки!” Император совершил преступление: похитил то, что
принадлежит всем, лишил других людей возможности наслаждаться прекрасным. Он
губит талант, ведь теперь свободная птичка не сможет петь. “Мою песню лучше
слушать в зелёном лесу”,– несколько раз подчеркнёт соловей. Он поёт о море, о
солнце, о проплывающих кораблях, о рыбаках и лесорубах – словом, об огромном
прекрасном мире. О чём будет петь соловей, привязанный за лапку шёлковой
ленточкой?)

Карточка № 4

Вода (в чашке, в кувшине)

  1. В каком эпизоде упоминается?
  2. Как характеризует тех, кто ею (водой) особенным образом
    воспользовался?

(“– Вот самое очаровательное кокетство! – сказали придворные дамы и стали
набирать в рот воды, чтобы она булькала у них в горле, когда они будут с
кем-нибудь разговаривать. Этим они думали походить на соловья”.
Придворных дам не тронула песня соловья, в его манере исполнения они увидели
только кокетство (очевидно, по себе судят). Но соловей понравился императору,
теперь серенькая невзрачная птичка в моде, поэтому придворные дамы усиленно
осваивают его технику исполнения. Какой совет можно дать придворным дамам? Если
вы хотите походить на соловья, будьте простыми, искренними, сердечными, как он.)

Четвёртый конкурс. “Угадай героя и расскажи о нём”.

(Команды выдвигают из своих рядов по одному представителю. Игрок должен
угадать героя и рассказать о нём..)

Играет представитель команды “Оловянные солдатики”. Диалог начинает учитель.

– Здравствуйте, уважаемый! Пока не знаю вашего имени. Но думаю, что сейчас вы
себя узнаете и представитесь. Вы написали об искусственном соловье “двадцать
пять томов книг, учёных-преучёных, полных мудрёных китайских слов”. Однако
придворные вас всё равно не поняли. Кто вы? (Придворный капельмейстер).
– Какую должность вы занимаете при дворе? (Дирижёр придворного оркестра.) Как
вы, уважаемый капельмейстер, отзывались о новом соловье? Не припомните?

(Капельмейстер расхваливал механическую игрушку, утверждая, что искусственная
птица выше настоящей “не только платьем и бриллиантами, но и по внутренним своим
достоинствам”.)

– В чём же заключаются “внутренние достоинства” нового соловья?
– Ещё почему искусственный соловей, на ваш взгляд, лучше?

(“ – Что касается живого соловья, … то никогда ведь нельзя знать заранее, что
именно споёт он, у искусственного же всё известно наперёд! Можно даже отдать
себе полный отчёт в его искусстве, можно разобрать и показать всё его внутреннее
устройство – плод человеческого ума, расположение и действие валиков, всё,
всё!”)

– Ответьте честно: можно ли вас считать настоящим музыкантом?

(Нет! Что такое вдохновение, тайна творчества, капельмейстеру неведомо.
Спесивый невежда, он восхищается механической бездушной игрушкой, которая
твердит одно и то же. Кроме того, его собственные произведения никто не слышал;
капельмейстер не музыку пишет, а книги о музыке.)

Играет представитель команды “Дикие лебеди”.

– Здравствуйте! Вы считаете, что самый правдивый человек на свете – император
Японии. (Если игрок себя “не узнаёт”, можно продолжить.) Император Японии
прислал вам книгу, где написано, что соловей китайский – главная
достопримечательность страны. Итак, кто же вы? (Китайский император.)
– Ваше величество! Помогите мне разобраться, что вы за человек: хороший или
плохой.

(Характер императора сложен, неоднозначен. Император жесток: по его приказу
людей бьют палками по животу. И в то же время он плачет, слушая соловья.
“Хватает за сердце пение”. Значит, сердце всё-таки есть. Огорчился, когда птица
исчезла, и обиделся: приказал изгнать соловья из государства. Читает книги, что
похвально, но написанное на ленточке искусственного соловья понять не смог. Из
складок бархатного балдахина у его кровати на императора смотрят добрые и злые
лица, это добрые и злые дела императора.)

– Ваше величество, припомните трагический эпизод своей жизни. Вы заболели,
говорили даже, что вы при смерти… Кто вас спас и каким образом?

(Ученик рассказывает от лица императора о том, что все его покинули:
придворные присягали другому императору, слуги спокойно пили чай и болтали,
“заботясь” лишь о том, чтобы император умирал в тишине. Только соловей оказался
настоящим, преданным другом. Маленькой птичке удалось победить саму смерть,
потому что пела она искренне, сердечно, желая помочь императору. Пела о
настоящем, о чуде жизни, её великолепии и разнообразии.)

– “Здравствуйте!” – так заканчивается сказка Андерсена. Странный финал у
сказки, не правда ли? Что означают ваши слова, уважаемый император? Вы только со
слугами поздоровались? Хотели их удивить?

(Император поздоровался и со слугами, и с собой, обновлённым. Поздоровался с
новой жизнью, где не будет места палкам, ленточкам-путам, фальшивому соловью.
Кто победил злые силы, жившие в душе императора? Кто создал нового человека?
Соловей и его искусство. Это и есть настоящее волшебство.)

(Это кульминационный момент урока. Звучит музыкальный фрагмент из пьесы Глюка
“Мелодия”. Демонстрируется слайд-фильм, созданный на основе иллюстраций
художников к сказке “Соловей”.)

Пятый конкурс. “Вопросы знатокам”.

(На подготовку ответа одна минута.)

– Чем сказка Андерсена напоминает народную сказку и чем отличается от неё?

(Сходство. 1. Положительный герой отличается главными чертами –
добротой, справедливостью, верностью, готовностью прийти на помощь тем, кто в
этом нуждается. 2. Добро побеждает зло. 3. Как и в народной сказке, в сказке
Андерсена существуют два мира, противопоставленные по признаку “свой-чужой”.
Различия.
1. Зло не персонифицировано в конкретных образах. Зло – это плохие
качества человека: тщеславие, жестокость, предательство, эмоциональная глухота и
т.д. Они могут быть в каждом человеке в той или иной степени. Сказка учит нас
избавляться от них, если хочешь быть хорошим человекам. 2. В награду главный
герой получает не жену и полцарства, а … слёзы, ответное чувство благодарности и
любви. Наградой герою становится возрождённая душа императора. 3. В фольклорной
сказке “свой” мир (дом, двор, поле) даётся под знаком плюс, “чужой” мир (лес,
например) под знаком минус. У Андерсена всё наоборот: дом (дворец) оказывается
насквозь фальшивым, мёртвым, а лес – добрым, душевным. 4. Авторское прямое
обращение к читателю, авторская оценка, ирония: “ В Китае, как ты знаешь, и сам
император, и все его подданные – китайцы”, “Большое удовольствие было от таких
прогулок!”, “… а сердце находится слева даже у императора” и т. д. 5. Внимание
автора к деталям, которые служат характеристике персонажа.) 6. В народной сказке
предполагается сказочное время, сказочное место действия, сказочные герои. У
Андерсена названо реальное место действия.

Заключительный конкурс – творческий. Инсценировки, которые подготовили
команды дома, занимают 5–7 минут.

Подсчитываем баллы, поздравляем команду-победителя. Оценки за урок выставляют
друг другу сами ребята, учитывая активность каждого игрока. Учитель благодарит
всех за урок.

Следующий: