Литературная игра по сказке Дж. Даррелла Говорящий сверток


Оборудование: портрет Даррелла и
иллюстрации к сказке, выставка книг Даррелла

Цели:

  • воспитывать вдумчивого читателя, внимательного
    к художественному слову;
  • развивать речь учащихся, навык коллективной
    работы;
  • учить пересказывать, сравнивать, делать выводы.

ХОД ИГРЫ

1. Деление на команды



Можно сделать это заранее, исходя из интересов
детей, или разбить на команды, используя
картинки, разрезанные на несколько частей.
Учащиеся вытаскивают по одной детали и собирают
картинки. Дети, собравшие одну картинку,
составляют одну команду. В качестве таких
своеобразных пазлов можно использовать
иллюстрации к сказке Даррелла.



2. «Объяснялки»



По описанию или словам объясните, о ком идёт
речь:

  • «Я буду дуться целый час. По договору вы не
    имеете права оскорблять меня чаще раза в неделю,
    а вы сегодня оскорбили меня уже два раза» (Паучиха
    Дульчибелла)
  • «…словно огромные, многоцветные и сверкающие
    орлы. Они сидели, распустив крылья, как делают
    бакланы, когда сохнут на скалах…» (Фениксы)
  • «Мне не по росту было их яйца высиживать, я с них
    всё время падал и ушибался» (Жаба Этельред)
  • «Необычайно полезные существа…, но, должен
    признаться, они скорее результат ошибки…» (Лунные
    тельцы)
  • «Он обучался в Париже и Китае. Превосходный,
    кстати, кулинар» (Освальд)
  • «Они бывают горячими и холодными» (Огневки)
  • «Она была не так уж велика, как представляла её
    себе Пенелопа, не крупнее пони, кирпично-красного
    цвета, а вдоль шеи и спины у неё шла нарядная
    оборка из золотых и зелёных чешуек» (Табита)
  • «Величиной с очень крупную собаку, с телом и
    желтовато-коричневой шкурой льва, с большой
    орлиной головой, они, несмотря на свой свирепый
    вид и крепкие изогнутые клювы, вызывали симпатию
    добрым выражением больших умных глаз» (Грифоны)
  • «Так что теперь они только и делают, что спят без
    просыпу и днём и ночью, и, если кто-нибудь их по
    неосторожности разбудит, они разом просыпаются и
    все вместе вопят». (Мандрагоры)

3. Вопросы по содержанию сказки:

  • Какая беда случилась с Табитой? (Она отдала
    василискам драконьи яйца)
  • Как назывались главные управляющие книги? (Великая
    книга заклинаний, Троянский травник, Гигантский
    словарь)
  • Кто такие василиски? (Это мифические существа,
    похожие на гигантских разноцветных петухов,
    которые извергали огонь)
  • Как Пенелопа спасла жизнь Этельреду? (Она
    взяла его на руки, так как он не мог угнаться за
    ребятами, убегающими из темницы)
  • Почему Попугай был невысокого мнения о
    горностаях? (Они были трусами)
  • Что придумали дети для битвы с василисками?
    (Использовать воздушные шары, наполненные
    огневками; лавандовую воду, вызывавшую у
    василисков аллергию; золотые ядра, разогретые
    Табитой. Разбить ворота с помощью силы
    единорогов, выпустить воду из рва вокруг замка и
    по трубам пробраться в темницу, чтобы защитить
    управляющие книги)
  • Кем работал Попугай, и в чём заключалась эта
    работа? (Попугай стал хранителем слов. Он раз в
    году обязан сесть и перечитать вслух весь
    словарь, чтобы все слова получали должный моцион.
    Но и в течение года он старается употребить как
    можно больше слов, потому что одной тренировки в
    году для слов недостаточно, иначе они
    засиживаются и погибают от скуки).
  • Как Пенелопа спасла единорожка? (Она взяла его
    на руки, чтобы перебить запах малыша и василиск
    не смог его учуять, а потом спряталась с ним)
  • Как Этельред спас детей от оборотней? (Он
    притворился, что принёс подарок волкам для их
    вожака, и обманув часового, поджёг ему хвост)
  • Средства против василисков. (Укус горностая,
    который наелся руты, так как рута придаёт
    горностаям смелость)
  • Кто участвовал в битве с василисками? (Горностаи,
    грифоны, огневки, единороги, жабы, русалки,
    Освальд, Табита, дети)
  • Как Этельред спас Пенелопу во время штурма? (Он
    бросил пику в василиска, который хотел её убить)

4. «Чьё это имя?»

  • Мисс Уильямсон Смит-Смит-Браун или Дездемона (русалка)
  • Септимус (единорожек)
  • Мадам Гортензия (паровоз)
  • Освальд (морской змей)
  • Герцог Рокфор (горностай)
  • Фенелла (огневка)
  • Хенгист Хайрам Джанкетбери (волшебник Хаха)
  • Персиваль Оскар Перегрин Урбан Гарольд
    Арчибальд Икебод (попугай)
  • Саймон и Питер (двоюродные братья Пенелопы)

5. Подведение итогов, награждение
победителей




Следующий: