Литературная игра по роману А. С. Пушкина Капитанская дочка, 8-й класс

ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. познакомить учащихся с основными
    биографическими моментами из жизни А. С. Пушкина,
    углубить понимание идейно-художественного
    богатства романа, учить разгадывать замысел
    автора, хорошо ориентироваться в тексте;
  2. формировать нравственные позиции учащихся,
    развивать умения анализировать, синтезировать и
    обобщать.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Слайд-шоу “Жизнь и творчество” А. С.
    Пушкина.
  2. Интеллектуальная игра “Умники и умницы” (по
    роману “Капитанская дочка”).
  3. Викторина по творчеству А. С. Пушкина.
  4. Подведение итогов.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассеты с
записями музыкальных произведений, атрибуты
героев, дорожки красного, зеленого, желтого
цветов, компьютер, проектор, диск с записью
слайд-шоу.

Ход мероприятия

1. Прослушивание 1 куплета романса Ф. Глинки
“Я помню чудное мгновение”.

Учитель. Наша жизнь состоит из мгновений,
радостных и грустных, счастливых и печальных.
Сегодня мы с вами попытаемся вглядеться,
вслушаться в мгновения жизни и творчества
Александра Сергеевича Пушкина, великого
русского поэта.

Презентация слайд-шоу “Жизнь и
творчество А. С. Пушкина” (представляется 2
учениками).

Между слайдами чтение учащимися стихов А. С.
Пушкина (3 ученика), чтение учащимся
стихотворения “Зимний вечер”, прослушивание
романса Г. Свиридова на стихи Пушкина “Няне”.

2. Интеллектуальная игра “Умники и умницы”
(по роману “Капитанская дочка”)

Вопросы для выбора участников игры.

а). Перечислите известные вам географические
названия, связанные с именем А. С. Пушкина. (Киев,
Одесса, Екатеринослав, Кишинев, Михайловское)

б). Назовите имена друзей по лицею. (Чаадаев,
Кюхельбекер, Пущин, Дельвиг)

в). О ком писал А. С. Пушкин: “Она единственная
моя подруга – и с ней только мне не скучно”. (О
няне)

Задание для розыгрыша дорожек.

Подготовить сообщение на тему “Мой Пушкин”
(оценивается оригинальность).

а). Зеленая дорожка.

Вас называют “солнцем нашей Поэзии”,
“создателем солнечной системы” русской
литературы”. Кто вы? Представьтесь, пожалуйста.
(А. С. Пушкин, атрибут — “Цилиндр”)

1. Александр Сергеевич, когда вы приступили к
написанию “Капитанской дочки”?

2. Мы знаем, чтобы описать какое-либо
историческое событие, необходимо ознакомиться с
историческими фактами. А вы что предприняли?
Какие места посетили?

3. Изначально повесть “Капитанская дочка”
имело иное названье. Напомните нам, Александр
Сергеевич.

4. Почему же вы, Александр Сергеевич, назвали
свою повесть не “Гринев”, по имени главного
героя, не “Пугачев” — по имени предводителя
народного восстания, а по имени Маши –
“Капитанская дочка”?

б). Желтая дорожка.

Вы единственный ребенок в дворянской семье. Вы
молодой, неопытный и наивный, страстно хотите
повзрослеть. Вы росли, “гоняя голубей и играя в
чехарду с мальчишками”. Но вот пришла пора
послужить родине, и Вас отправляют совсем не в
Петербург, а в богоспасаемую крепость. Кто Вы,
представьтесь, пожалуйста. Назовите свое имя.
(Петр Гринев, атрибут-шпага)

1. Вы в Белогорской крепости. Там происходит
Ваша встреча с Машей Мироновой. Сразу ли
возникает у Вас чувство любви к ней? Когда оно
возникает и развивается ли в дальнейшем?

2. Вожатый (кстати, как его зовут?), получив
тулупчик, произносит: “Спасибо Ваше благородие!
Награди Вас Господь за вашу добродетель. Век не
забуду вашей милости”. Сдержал ли свое слово Е.
Пугачев?

3. Одна из главных проблем романа – проблема
чести. В связи с этим интересно, как вопрос чести
связан с дворянством. Какой наказ Вам был дан
отцом? Следовали Вы завету отца?

в). Красная дорожка.

Генерал Р. писал: “Извещаю вас, что убежавший
из-под караула донской казак”. Кого имел в виду
генерал Р. ? (Е. Пугачев, атрибут-сабля).

Вы предводитель масштабного восстания. В нем
принимало участие великое множество людей.
Перечислите, какие народы повели вы за собой?

Волею судьбы Вам грозит неминуемая гибель, и Вы
это предчувствуете. В каких сценах повести
показано, что Вы обречены?

3. Викторина по творчеству А. С. Пушкина.

(Игра с залом)

  1. Любимое время года А. С. Пушкина? ( Осень)
  2. Как звали жену А. С. Пушкина? (Н. Гончарова)
  3. Эпиграфом к этой повести А. С. Пушкин сделал
    строку И. Богдановича “Во всех ты, Душенька,
    нарядах хороша”. (“Барышня-крестьянка”).
  4. Найдите “четвертое лишнее”, ответ поясните:
    “Выстрел”, “Станционный смотритель”,
    “Гробовщик”, “Дубровский”. (“Повести Белкина).
  5. Какого знаменитого человека была внучкой мать
    Пушкина? (Ибрагима Ганнибала).
  6. Какими талантами обладал А. С. Пушкин?
  7. Назовите дату и причину смерти А. С. Пушкина. (10.
    02. 1837г. , дуэль с Дантесом)
  8. Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя.
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет как дитя. (Зимний вечер).
  9. Сквозь волнистые туманы
    Пробирается луна,
    На печальные поляны
    Льет печалью свет она. (Зимняя дорога).
  10. В пустыне чахлой и скупой,
    На почве, зноем раскаленной,
    Анчар, как грозный часовой
    Стоит – один во всей вселенной. (Анчар – дерево
    еда).
  11. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
    Последние листы с нагих своих ветвей;
    Дохнул осенний хлад – дорога промерзает
    Журча еще, бежит за мельницу ручей… (Осень).
  12. Прощай свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой. (К. Морго).
  13. “Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа неразделим и вечен –
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз…”. (19
    октября).
  14. В присутствии какого известного классика того
    времени читал А. С. Пушкин свое стихотворение и
    как это стихотворение называется? (Державин
    “Воспоминания в Царском Селе”).
  15. Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью:
    “Победителю ученику от побежденного учителя, в
    тот высокоторжественный день…” По какому
    случаю, в связи с каким произведением этот
    человек написал такие слова? ( В. А. Жуковский,
    “Руслан и Людмила”)

4. Подведение итогов.

Следующий: