Литературная фуга


Литературная фуга… Каковы ассоциации?

  • ФУГА БАХА. «Однажды Бах спросил свою подругу: «Скажите мне, вы любите ли фугу? » Смутясь и покраснев, как мак, Подруга отвечала так: «Не ожидала я увидеть в вас нахала. Прошу вас, не теряйте головы. Я — девушка и в жизни не видала Того, что здесь назвали вы» . Мораль: у девушек, почти без исключенья Богатое воображенье. » Николай Эрдман.
  • Бенедикт Лившиц Фуга Смолкнет длительная фуга Изнурительного дня. Из мучительного круга Вечер выведет меня, И, врачуя вновь от тягот, Смертных тягот злого дня, Поцелуи ночи лягут, Нежно лягут на меня. Спрятав голову, как страус, Позабыв о стрелах дня, Я уйду в полночный хаос, Вновь расцветший для меня. А под утро за измену Дам ответ владыке дня И с проклятием надену Плащ. измучивший меня. 1908 Богдан Агрис ФУГА Ты вновь стучишь в мой дом. Твой плащ из остролиста. И папоротник вновь цветком в руке горит. И музыкою сфер твое поет монисто — Монисто девяти подкупольных орбит. Я вспарываю ночь клинком внезапным света, И, сглатывая сглаз, что бъет из вен ее, Я знаю: предстоит бессрочная вендетта, Но здесь в поддержку мне присутствие твое. Я встраиваю взгляд в твой ракурс, в твой бесчинный. Я впаян, как в янтарь, в твой цепкий кругозор. И странно ли, что все сместились величины, Презрев конвой констант до некоторых пор? О, как же шебуршит, юродствует и стонет Во мне седая кровь карбоновых стрекоз! Во мне хохочет смерч, взрывается плутоний, И каждый лейкоцит — соцветье вешних гроз. Нет, нас едва ль сочтешь на счетах Зодиака И включишь в хоровод Извечных Половин! И я не жду от звезд ни оклика, ни знака — Галактика в моей вращается крови! Роняет звезды твердь, как папоротник — семя. Властительно и зло швыряет оземь их. И памятует плоть земли, что в оно время С небес, лишенных звезд, се, грядет к ней Жених. Юрий Левитанский Музыка Есть в музыке такая неземная, Как бы не здесь рождённая печаль, Которую ни скрипка, ни рояль До основанья вычерпать не могут. И арфы сладкозвучная струна Или органа трепетные трубы Для той печали слишком, что ли, грубы, Для той безмерной скорби неземной. Но вот они сошлись, соединяясь В могучее сообщество оркестра, Как только палочка всесильного маэстро, Как перст судьбы, указывает ввысь. Туда, туда, где звучные миры, И нету им числа, и нет предела. О, этот дирижёр, он знает дело. Он их в такие выси вознесёт! Туда, туда, всё выше, всё быстрей, Где звёздное неистовствует фуга… Метёт метель. Неистовствует вьюга. Они уже дрожат. Как их трясёт! Как в шторм девятибалльная волна, В беспамятстве их кружит и мотает, И капельки всего лишь не хватает, Чтоб сердце наконец разорвалось. Но что-то остаётся там на дне И плещется в таинственном сосуде Остаток, то остаток самой сути, Её безмерной скорби неземной. И вот тогда с подоблачных высот, Той капельки владетель и хранитель Нисходит инопланетянин Моцарт И нам бокал с улыбкой подаёт. И можно до последнего глотка Испить её, всю горечь той печали, Чтоб чуя уже холод за плечами, Вдруг удивиться — как она сладка!
  • «Литература должна быть как музыка. Не так, как у символистов, подчинявших звуку смысл.. Но в композиции… Продумать Бетховена. Тему формулируют, развивают, изменяют ее форму, незаметно искажают и в конце концов она становится совсем другой, хотя в ней можно узнать прежнюю тему.. » О. Хаксли Так что ассоциации в первую очередь с произведениями, построенными по принципу полифонии, а именно: «Контрапункт» Хаксли, «Фальшивомонетчики» Жида, «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус» Т. Манна, «Шум и ярость» Фолкнера, ну и так далее.



Следующий: