Лабораторный практикум Химия вокруг нас. 7-й класс


Пояснительная записка

«Все познание реального мира
исходит из опыта и завершается им».
А. Эйнштейн

Данный курс рекомендован для учащихся 7-го
классов и рассчитан на 32 часа (1 раз в неделю).
Содержание учебного материала курса соответствует
целям и задачам пропедевтического обучения. Курс
призван развивать интерес к химии, формировать
научное мировоззрение, расширять кругозор
учащихся, а так же способствовать сознательному
выбору ими химико-биологического профиля
обучения в старшей школе.



Отличительной особенностью этого курса от
других заключается в сокращении теоретического
материала и наличии большого количества
лабораторных работ. Создавая курс, прежде всего,
я ставила задачу приобретение учащимися
экспериментальных умений и навыков.

Основные цели курса:

  • подготовить учащихся к изучению предмета химии;
  • познакомить с основами научного метода
    познания мира;
  • способствовать интеллектуальному развитию
    учащихся, развитию их логического мышления для
    постановки и решения практических задач.

Основные задачи курса:

  • актуализировать химические знания учащихся,
    полученные на уроках природоведения;
  • отработать навыки проведения химического
    эксперимента;
  • сформировать устойчивый познавательный
    интерес к химии;
  • способствовать формированию единой
    естественно-научной картины мира;
  • привить навыки безопасного обращения с
    химическими веществами в быту.

Условия реализации:

Пропедевтический курс
“Химия вокруг нас” реализуется с
использованием современных педагогических
технологий: личностно-ориентированного
обучения, проблемного обучения, группового
обучения, а также с использованием ИКТ. Некоторые
опыты демонстрируются с помощью мультимедийного
оборудования (выделены курсивом).

Предполагаемый результат:

Учащиеся к концу года должны знать понятия:
вещество, химические явления, элементы, молекулы,
атомы, эксперимент; иметь представления о
сущности химической реакции, об условиях ее
протекания и признаках; знать некоторые
физические и химические свойства изученных
веществ.

Учащиеся должны уметь: обсуждать
содержание экспериментальных заданий, проводить
несложный химический эксперимент,
самостоятельно обсуждать результаты, делать
выводы, научиться демонстрировать несколько
химических фокусов.

Содержание курса:

Курс состоит из шести тем.

Первая тема “Что изучает химия”

.

Учащихся знакомят с основами научного метода
познания мира. Вводятся понятия: эксперимент,
наблюдение, измерение, описание, моделирование,
гипотеза, вывод.

На этом этапе учащиеся изучают устройство
штатива, нагревательных приборов, химической
посуды, знакомятся с правилами техники
безопасности. Учащиеся проводят несложные
химические эксперименты, на основании которых
отрабатываются умения различать физические и
химические явления, проводить наблюдения и
делать выводы.

Вводятся два основных понятия в химии: вещества
и химической реакции.

Завершает эту тему экскурсия в Политехнический
музей. Рассказ по теме “Исторические опыты по
химии”, с демонстрацией наиболее зрелищных из
них, знакомит учащихся с яркими эпизодами
становления и развития химии и о великих химиках
прошлого.

Вторая тема “Газы. Воздух, его состав”


актуализирует знания, полученные в курсе
“Естествознание” о сущности дыхания и горения.
Тема знакомит учащихся со свойствами и методами
получения известных им газов: кислорода,
водорода, азота, углекислого газа. Дается
представление о воздухе, как смеси газов. Даются
представления о “космической” роли зеленых
растений. На этом этапе продолжается
формирование навыков постановки эксперимента,
умения проводить наблюдения и делать выводы.

Третья тема “Вода — самое удивительное
вещество на Земле. Свойства воды”

закрепляет
знания, полученными учащимися в курсе
“Естествознание” о воде, о различных агрегатных
состояниях воды и об особенных свойствах,
присущих воде. На примере воды дается
представление об атомах и молекулах, о сущности
химической реакции.

Даются первоначальные сведения о воде как
растворителе, о растворах и о веществах,
обладающих различной растворимостью.
Отрабатывается умение приготовления растворов с
различной концентрацией. В увлекательной форме
рассказывается о таком явлении, как “память
воды”, дается возможность учащимся самим
спланировать эксперимент, позволяющий доказать
или опровергнуть существование “памяти воды”.

В рамках этой темы происходит актуализация
знаний о роли воды в жизни растений, животных,
человека. Проводится эксперимент, дающий
первоначальные представления о таких явлениях,
как осмос и плазмолиз, отрабатываются навыки
работы с микроскопом.

Четвертая тема “Элементы Земной коры. Полезные
ископаемые”.

Актуализирует знания учащихся о полезных
ископаемых, об известных им металлах и
неметаллах.

Вводятся понятия “элемент”, “простое
вещество”, “сложное вещество”.

Происходит знакомство с некоторыми элементами
и веществами, входящими в состав Земной коры.
Учащиеся проводят несложные химические опыты,
позволяющие изучить их свойства. Даются
преставления о способах получения этих веществ в
лаборатории и об их значении в жизни человека

Пятая тема “Химия в быту”

ставит целью
привлечение внимания учащихся к проблемам
использования химических веществ в повседневной
жизни человека, а также применение полученных
знаний и умений для безопасного использования
синтетических веществ и материалов в быту. В этом
разделе приводятся первоначальные сведения об
органических веществах в клетках живых
организмов (белках, углеводах и жирах).

Шестая тема “Шоу химия”

целью данного
раздела является поддержание и развитие
интереса учащихся к химическим опытам, к
самостоятельной постановке вопросов о причинах
и условиях протекания той или иной реакции.

Тематическое планирование

Тема 1. Что изучает химия

Урок 1. Введение. Цели и задачи
лабораторного практикума

Правила работы в химической лаборатории.
Лабораторное оборудование.

Урок

2. Физические и химические явления.

Опыт 1: “Разделение смеси серы и железа”

Опыт 2: “Получение сульфида железа и
изучение его свойств”

Урок

3. Основные признаки химической
реакции

Опыт 1: Проведение реакции с получением
осадка

Опыт 2: Проведение реакции с получением газа

Опыт 3: Проведение реакции с изменением
цвета

Урок

3. Исторические опыты по химии

Экскурсия в Политехнический музей

Тема 2. Газы. Воздух, его состав

Урок 4. Кислород и его свойства

Опыт 1: Кислород поддерживает горение

Опыт 2: “Горение серы, фосфора, железа,
алюминия в кислороде” (демонстрация)

Урок 5. Получение кислорода

Опыт 1: “Получение кислорода из перекиси
водорода”

Опыт 2: “Получение кислорода из
перманганата калия

Урок 6. Кислород и зеленые растения

Опыт 1: “Выделение кислорода листом элодеи”

Урок

7. Воздух, его состав

Опыт: “Состав воздуха”

Урок

8. Азот и его свойства

Опыт: “Получение азота в лаборатории и
изучение его свойств” (демонстрация)

Урок 9. Водород – самый легкий газ

Опыт 1: “Получение водорода в лаборатории”

Опыт 2: “Гремучая смесь” (демонстрация)

Опыт 3: “Мыльные пузыри”

Урок

10. Углекислый газ — продукт
дыхания и горения

Опыт 1: “Свойства углекислого газа”

Опыт 2: “Углекислый газ – продукт горения”

Урок 11. Получение углекислого газа в
лаборатории

Опыт 1 “Получение углекислого газа из мрамора и
мела”

Опыт 2: Опыт “Химический огнетушитель”

Внутри высокого цилиндра или стакана укрепите
две свечи разной высоты. Пламя одной свечи должно
быть на 3—4 см ниже края сосуда, а другой — на 2—3
см выше стенок сосуда. На дно стакана насыпьте
равномерно столовую ложку соды. Свечи зажгите и
убедитесь, что они горят. Затем заявите зрителям,
что сможете потушить нижнюю свечу, а верхняя при
этом останется гореть. Для этого на дно стакана
вылейте столовую ложку уксуса (или любой другой
кислоты). Нижняя свеча погаснет, а вот верхняя
свеча останется гореть. Сомневающимся зрителям
можно предоставить возможность самим проделать
опыт.

Тема 3. Вода — самое удивительное
вещество на Земле. Свойства воды

Урок 12. Три агрегатных состояния воды

Опыт 1: “Замерзание, оттаивание и кипение воды”

Опыт 2: “Получение дистиллированной воды”

Урок 13. Из чего состоит вода

Опыт 1: демонстрация моделей молекул воды

Опыт 2: Электролиз воды”
(демонстрация)

Урок

14. Вода как растворитель. Растворы

Опыт 1: “Растворение твердых веществ в
воде”

Опыт 2: Приготовление растворов солей с
заданной концентрацией

Урок 15. Сказка о живой и мертвой воде или
как заговорить воду (презентация)

Урок 16. Вода и живые организмы (видеофильмы,
лекция)

Урок 17. Вода в клетках растений

Опыт: “Плазмолиз в клетках лука” – работа с
микроскопом

Тема 4. Элементы Земной коры. Полезные
ископаемые

Урок 18. Металлы в природе

Демонстрация коллекций полезных ископаемых

Опыт: “Получение железа из соединений”
(демонстрация)

Урок 19. Железо и его свойства

Опыт 1: “Получение железа из оксидов”
(демонстрация)

Опыт 2: “Взаимодействие железа с водой и
кислотами”

Урок 20. Алюминий и его свойства

Опыт 1: “Оксидная пленка алюминия”
(демонстрация)

Опыт 2: “Взаимодействие алюминия с водой и
кислотами” (демонстрация)

Урок 21. Неметаллы. Сера и ее свойства

Опыт 1: “ Горение серы” (демонстрация)

Опыт 2: “Разделение смеси серы и железа”

Урок 22. Фосфор и его свойства

Опыт 1: “Горение фосфора” (демонстрация)

Опыт 2: “Превращения красного и белого
фосфора” (демонстрация)

Урок 23. Углерод и его свойства

Опыт: “Адсорбционная способность угля”

Тема 5. Химия в быту

Урок 24. Продукты питания

Опыт: “Белки, жиры, сахара – составные
компоненты пищи”

Урок 25. Химические добавки в пищевых
продуктах (презентация)

Урок 26. Минеральные удобрения



Демонстрация коллекций минеральных удобрений

Опыт: Распознавание минеральных
удобрений”

Урок 27. Стиральные порошки и другая бытовая
химия

Опыт: “Сравнение моющих свойств мыла и
синтетических стиральных порошков”



Урок 28. Синтетические материалы

Демонстрация коллекций синтетических волокон
и пластмасс

Опыт: “Распознавание синтетических волокон”

Тема 6. (29-34) Шоу–химия

Выбираются любые несложные занимательные
опыты по химии

Список литературы

  1. В.Н. Алексинский Занимательные опыты по химии:
    -М.: “Просвещение”, 1998 г.
  2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К.Ахлебинин
    Старт в химию: М.: Дрофа, 2006.
  3. О.С. Габриелян, Г.А.Шипарева Химия. 7-й класс.
    Методическое пособие: — М.: Дрофа, 2006.
  4. В.В.Девяткин, Ю.М. Ляхова. Химия для
    любознательных или о чем не узнаешь на уроке.
    “Академия Развития, Академия И К°, Академия
    Холдинг”, 2000 г.
  5. Т.С. Назарова, А.А. Грабецкий, В.Н. Лаврова.
    Химический эксперимент в школе. -М.:
    “Просвещение”, 1998 г.
  6. О.М. Ольгин. Опыты без взрывов: — М.: Химия 1986 г.
  7. И.Н. Чертков, П.Н. Жуков. Химический эксперимент: -
    М.: Просвещение, 1991 г.
  8. Интернет ресурсы: http://school-collection.edu.ru/



Следующий: