Лабораторная работа по химии Качественное определение углерода в органических веществах. Получение этилена и изучение его свойств


Тема урока: Качественное определение
углерода в органических веществах. Получение
этилена и изучение его свойств.

Цели урока.

Образовательная

:

- обеспечить закрепление знаний о химических
свойствах предельных и непредельных
углеводородов;

- экспериментально подтвердить теоретические
знания о лабораторных способах получения
этилена и его взаимодействия с веществами;

- наблюдение химических явлений.

Развивающая

:

- формирование практических умений и навыков
обращения с лабораторным оборудованием;

- развить исследовательские умения наблюдать,
анализировать, делать выводы.

Воспитательная

:

- развитие познавательного интереса к изучению
химии;

- воспитание культуры проведения опытов и
соблюдения правил техники безопасности.

Тип занятия:

урок формирования и
совершенствования умений и навыков.

Вид занятия:

лабораторная работа;

Методическое обеспечение:

инструкционная
карта на выполнение лабораторной работы №7,
презентация Power Point.

Оснащение:

мультимедиа проектор, компьютер,
набор реактивов для выполнения лабораторной
работы №7.

Урок сопровождается презентацией. Приложение
1

I. Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка
готовности студентов к занятию.

II. Сообщение темы занятия, постановка целей
урока

Сегодня мы приступаем к выполнению
Лабораторной работы №7, по теме: «Качественное
определение углерода в органических веществах.
Получение этилена и изучение его свойств».

Цель нашего занятия: выявить свойства
предельных и непредельных углеводородов с
помощью характерных химических реакций. Освоить
навыки получения этилена в лабораторных
условиях.

Послушайте внимательно притчу, и сделайте
выводы:

В очень давние времена при дворе китайского
императора жил-был один старый садовник. Цветы и
плоды из императорских садов славились по всему
Китаю. Росло в саду грушевое дерево, которое
плодоносило раз в десять лет, и лишь тогда
созревали груши когда было теплое лето. Однажды
весной император вызвал своего садовника и
приказал, что бы осенью тот принес ему зрелые
груши. И пообещал наградить его золотом: «Я дам
тебе столько золота, сколько будут весить груши,
которые ты мне принесешь. А если не исполнишь -
прикажу казнить».

Лето выдалось холодное, не было ни какой
надежды, что груши созреют. Но садовник снял
недозрелые груши, разложил их в своей комнате и
стал окуривать их ладаном. Груши налились, стали
янтарно-желтыми и пахли медом. Но садовник не
понес груши императору, а раздал детям и после
этого исчез. Секрет дозревания груш исчез вместе
с ним.

Прошло много столетий прежде чем проверили
состав дыма ладана. Оказалось, что в его дыме
имеется бесцветный легкий газ — этилен. В
настоящее время он используется для дозревания
плодов. Назовите другие области применения
этилена?

(Предполагаемый ответ: Этилен применяется при
изготовлении каучука, растворителей, этилового
спирта; при полимеризации этилена получаю
полиэтилен — синтетическое высокомолекулярное
вещество.)

III. Проверка теоретических знаний студентов

Фронтальный опрос студентов:

1. Какие из этих веществ изомерны между собой?

(Ответ: а, в.)

2. Какое слово лишнее в ряду: метан, пентан,
бутен, гексан, октан, декан.

(Ответ: бутен.)

3. Исправьте ошибку в строении молекулы и
назовите алкен:

3-метил-4,7-диэтилнонен-4)

4. Назовите алкен следующего строения:

(Ответ: 6-метилгептен-3.)

5. Каким способом в лабораторных условиях
получают этилен, запишите уравнение реакции на
доске?

(Предполагаемый ответ: Дегидратация спиртов
при нагревании и с использованием в качестве
катализатора Н2SO4.

Уравнение реакции: )

6. Почему непредельные углеводороды химически
более активны, чем предельные?

(Предполагаемый ответ: Непредельные
углеводороды химически более активны за счет
наличия кратных связей. «Пи»- связь менее
прочная, чем «сигма» — связь, поэтому она
легко разрушается под действием различных
реагентов)

7. Допишите реакцию:

Какие вещества можно идентифицировать с
помощью данной реакции

Реакция с бромной водой является качественной
реакцией на все непредельные углеводороды.)

8. Какие продукты реакции образуются при полном
окислении углеводородов?

(Ответ: При полном окислении углеводородов в
избытке кислорода образуются углекислый газ СО2
и вода Н2О .)

9. Вставьте пропущенные слова:

При присоединении веществ типа НХ, где Х =
гплоген, — ОН группа, к несимметричным алкенам,
атом водорода присоединяется к атому … у …
связи, связанному с … числом атомов … .



(Ответ: углерода; кратной (двойной); наибольшим;
водорода )

10. Завершите предложение:

Полимеризацией называется процесс соединения
одинаковых молекул (мономеров), протекающий за
счет разрыва кратных связей, с образованием … .

(Ответ: высокомолекулярного соединения
(полимера).)

Часть студентов получает письменные задания: (Приложение 2)

IV. Текущий инструктаж

— представление правил
техники безопасности с использование
презентации.

Прежде чем приступить к самостоятельно работе,
необходимо ознакомиться с правилами техники
безопасности:

1. Соблюдать осторожность при работе с
нагревательными приборами.

2. Спиртовку зажигать, не наклоняя к другой
спиртовке, а поднося зажженную спичку к фитилю
спиртовки.

3. Гасить спиртовку, накрывая колпаком.

4. При работе с реактивами соблюдать
осторожность, не допуская попадания на одежду и
кожу.

На данной лабораторной работе вы впервые
сталкиваетесь с жидкостями органического
происхождения, которые легко проникают в
организм в виде паров через кожу. Пары как
правило раздражают верхние дыхательные пути,
слизистые оболочки глаз и носа.

5. В избежании ожога слизистых оболочек не
следует подносить реактивы к лицу, пробовать их
на вкус.

V. Самостоятельная работа студентов

Каждый из вас получил инструкционную карту на
выполнение лабораторной работы №7. (Приложение
3). Ваша задача подробно изучить инструкционную
карту: понять какие цели стоят перед вами при
выполнении данной работы; какие умения и навыки
вы должны приобрести в ходе выполнения работы.
Проверьте соответствует ли набор реактивов
заявленному в перечне приборов и реактивов. Еще
раз обратите внимания на правила техники
безопасности. Тщательно изучите методику
проведения опытов, и проделайте опыты. Оформите
все записи в тетрадь соответственно
предъявляемым в инструкционной карте
требованиям.

VI. Итоговые отчеты студентов о проделанной
работе

Обратите внимание на пункт инструкционной
карты «подведение итогов». После того как вы
проделаете все опыты и заполните таблицу с
данными приступайте к выполнению итогового
задания.

Подведение итогов.



1. Объясните, почему при сгорании муки
образуется обуглившаяся масса черного цвета,
ведь органические вещества сгорая разлагаются
на воду и углекислый газ?

(Предполагаемый ответ: масса черного цвета
свидетельствует об образовании углерода, это
говорит о том, что произошла реакция неполного
окисления, то есть при недостатке кислорода.)

2. Какую роль играет концентрированная серная
кислота при получении этилена из этилового
спирта.

(Предполагаемый ответ: Концентрированная
серная кислота выступает катализатором данного
процесса.)

3. Запишите уравнение реакции этилена с йодной
водой в структурной форме.

4. Объясните, почему этилен обесцвечивает
раствор перманганата калия.

(Предполагаемый ответ: Раствор перманганата
калия обесцвечивается в при действии на него
этиленом потому, что в процессе реакции
образуются двухатомные спирты (диолы) -
бесцветные вещества.)

Каждый должен предоставить отчет о проделанной
работе в виде: грамотна оформленной тетради,
заполненной таблицы с данными о проделанных
опытах, и выполненным итоговым заданием из
инструкционной карты.

(По усмотрению преподавателя задаются
дополнительные вопросы.)



VII. Подведение итогов занятия

Если у кого-то есть вопросы прошу их задавать.
Все ли вам понятно? Оценки за урок.

VIII. Домашнее задание

Повторить материал учебника со страниц 189-221.

Составьте цепочку превращений используя
изученный материал по темам: «Алканы»,
«Алкены», «Алкадиены», «Алкины».




Следующий: