КВН по географии: Все о материке Африка

Урок в форме КВН проводится после изучения темы
“Африка” с целью тематического контроля.

Участники

– ученики 7-го класса.

Цели и задачи урока:

  1. Закрепить знания о материке Африка, подвести
    итог изученному материалу.
  2. Учить ребят выполнять задания повышенной
    сложности, развивать их кругозор,
    интеллектуальные способности, логику, мышление,
    внимание.
  3. Развивать у детей познавательный интерес к
    географии, воспитывать чувство коллективизма,
    взаимовыручки, доброжелательного отношения к
    команде – сопернице.
  4. Формировать практические навыки и приемы
    работы с различными источниками географической
    информации.

Оборудование:

  • персональный компьютер;
  • программа 1С: Образовательная коллекция.
    География. Наш дом – Земля. Материки, океаны,
    народы и страны, 7 кл. Разработчик
    “Республиканский Мультимедиа центр”;
  • географические атласы;
  • контурные карты;
  • кроссворды.


Ход урока

Учитель – ведущий

. У нас сегодня необычный
урок. Урок-КВН. Сегодня мы с вами совершим
путешествие в мир географии. Попробуем выявить
особенности природы материка Африка, решая
творческие задания. В соревновании сегодня
участвует три команды. Каждое задание принесет
вам баллы. Команда, набравшая наибольшее
количество баллов, получит отличные оценки. Я
надеюсь, что, невзирая на результаты конкурса,
наши команды останутся верными и надежными
друзьями.

Итак, мы начинаем КВН!

Задание 1

. Каждая команда должна за 3 минуты
придумать название команде и девиз. (5 баллов)

Задание 2.


Разминка

Каждая команда отвечает на 10 вопросов, заданных
компьютерной программой, максимальная оценка –
10 баллов.

Команда 1

.

  1. Назовите южную крайнюю точку Африки (мыс
    Игольный).
  2. Какое море омывает Африку с северо-востока?
    (Красное).
  3. Какая река пересекает экватор дважды? (Конго).
  4. Как называется самая высокая точка Африки?
    (вулкан Килиманджаро).
  5. Какой тип климата характерен для пустынь?
    (Тропический).
  6. Как называется озеро, берега которого
    изменяются в зависимости от выпадения осадков?
    (Чад)
  7. К.И. Чуковский описывал в своем произведении эту
    реку Африки. (Лимпопо)
  8. Горы на севере Африки. (Атлас)
  9. Царь зверей в Африке? (Лев)
  10. Ветра, приносящие осадки в экваториальные и
    субэкваториальные области. (Пассаты)

Команда 2

.

  1. Назвать восточную точку Африки. (Рас-Хафун)
  2. Как называется полуостров в Африке? (Сомали)
  3. Какое море омывает Африку с севера?
    (Средиземное)
  4. Какая река самая большая в мире? (Нил)
  5. Какой тип климата характерен для влажных лесов?
    (Экваториальный)
  6. Как называется самое большое пресноводное
    озеро Африки? (Виктория)
  7. Как называется пролив, отделяющий Африку от
    Европы? (Гибралтарский пролив)
  8. Горы на самом юге Африки (Капские)
  9. Самое крупное животное Африки. (Слон)
  10. Человекообразная обезьяна, живущая в Африке
    (Горилла)

Команда 3

.

  1. Назовите западную крайнюю точку Африки (мыс
    Альмади)
  2. Какой океан омывает Африку с Востока (Индийский)
  3. Назовите цветные реки Африки (Белый, Голубой
    Нил, Оранжевая)
  4. Как называется нагорье, с которого берет начало
    Голубой Нил? (Эфиопское)
  5. Назовите переходные климатические пояса
    Африки? (Субэкваториальный и субтропический)
  6. На какой реке находится водопад Виктория?
    (Замбези)
  7. Назовите остров у берегов Африки материкового
    происхождения? (Мадагаскар)
  8. Горы на юго-востоке Африки? (Драконовы)
  9. Животное высотой до 8 метров, рисунок на коже у
    каждого животного эксклюзивный? (Жираф)
  10. Назовите пустыни, расположенные на юге Африки.
    (Намиб, Калахари)

Задание 3

. О каком материке идет речь?

3.1. Этот материк по площади самый…, омывается с
востока Тихим океаном, а с запада и юга –
Индийским океаном. Открыт голландцами и
англичанами в 17 веке. На нем расположено одно
государство. Это следующий материк, который мы
будем изучать. Напишите название этого материка
на карточках. (Австралия). Максимальная оценка – 5
баллов.

3.2. Собрать материк. В конвертах даны элементы
контурной карты материка. Используя минимальное
количество времени, соберите материк, о котором
шла речь в задании. Максимальная оценка – 5
баллов.

Задание 4

. Конкурс капитанов

Звучит минусовая фонограмма песни
“Капитанов”.

Сейчас компьютерная программа задаст вам 10
вопросов.

Выполняя задание, вы постепенно откроете
спрятанную картинку.

Оценку в баллах вам поставит компьютерная
программа.

Каждый капитан может принести своей команде 10
баллов.

Удачи капитанам!

Вопросы для конкурса капитанов находятся в
Приложении 1 [1].

Задание 5

. Отгадай кроссворд. Тема кроссворда:
“Реки и озера Африки”.

Максимальная оценка – 10 баллов.

Вопросы кроссворда:

По горизонтали:

  1. Озеро на юго-востоке Африки.
  2. Это единственное соленое озеро в Африке.
  3. Эта река впадает в Атлантический океан.
  4. Эта река носит название такое, как и
    государство, по которому она протекает.
  5. Эта река впадает в Мозамбикский пролив.

По вертикали:

  1. На этой реке расположен город Бамако.
  2. Из этого озера берет начало Голубой Нил.
  3. Это озеро носит женское имя.
  4. Эта река протекает в пустыне Калахари.
  5. Самая длинная река мира.

Ответы:

По горизонтали:

  1. Ньяса.
  2. Рудольф.
  3. Конго.
  4. Сенегал.
  5. Замбези.

По вертикали:

  1. Нигер.
  2. Тана.
  3. Виктория.
  4. Оранжевая.
  5. Нил.

Задание 6.

Определить страну Африки по ее
столице.

Максимальная оценка – 10 баллов.

  1. г. Антананариву.
  2. г. Каир.
  3. г. Бамако.
  4. г. Рабат.
  5. г. Аддис-Абеба.
  6. г. Луанда.
  7. г. Либревиль.
  8. г. Триполи.
  9. г. Претория.
  10. г. Могадишо.

Ответы: 1. Мадагаскар; 2. Египет; З. Мали; 4.
Марокко; 5. Эфиопия; 6. Ангола; 7. Габон; 8. Ливия; 9.
ЮАР; 10. Сомали.

Задание 7

. Ва-банк. Ваши баллы удваиваются,
если вы ответите на вопрос “Ва-банка”.

Это растение произрастает в пустыне Намиб.
Высота этого растения 50 см., но два листа у него
могут достигать величины нескольких метров.
Выживает это растение за счет сбора росы по утрам
всей поверхностью листьев. (Вельвичия)

С помощью компьютерной программы подводим
итоги игры.

Протокол результатов игры


Задание

Время

Баллы

Команда 1

Команда 2

Команда 3

1 Название, девиз 3 мин. 5
2 Разминка 3 мин. 10
3 3.1. Назвать материк 3 мин. 5
3.2. Собрать материк Кто быстрее 5
4 Конкурс капитанов 3 мин. 10
5 Отгадай кроссворд Кто быстрее 10
6 Определи страну Кто быстрее 10
7 Ва-банк 3 мин. Очки умножить на 2

Поздравляем команду, победившую в КВНе.

Звучит музыка и на экране демонстрируются
слайды природы. Детям предлагается отдохнуть и
полюбоваться прекрасными природными уголками
нашей планеты.

Список использованной литературы:

  1. Программа 1С: Образовательная коллекция.
    География. Наш дом – Земля. Материки, океаны,
    народы и страны, 7 кл. Разработчик
    “Республиканский Мультимедиа центр”, 2002.

Приложение

Следующий: