КВН по географии Путешествие по Африке по произведению К. И. Чуковского Айболит. 7-й класс


Задачи урока

:

– Систематизировать и обобщать знания
учащихся по данному материку, развивать
познавательный интерес, творческие способности
учащихся, расширять их кругозор.

– Совершенствовать навыки работы с различными
источниками информации, умение анализировать и
доказывать свою точку зрения.

– Развивать внимание, память, быстроту и логику
мышления.

Оборудование:

карточки с номерами команд;
карточки с заданиями, настенные карты,
физическая карта полушарий, Московской области,
природных зон, геохронологическая таблица

Оформление:

рисунки, сюжеты из произведений
К.И.Чуковского.

Сформированы 3 команды.


ХОД УРОКА

Учитель.

Нет такого человека, которого не манили бы
дальние страны и континенты. Читая книги Жюля
Верна, Даниэля Дефо, Майн Рида, различные сказки
мы мечтаем о приключениях и путешествиях. Однако
не всем удается стать путешественником. Сегодня
у нас есть возможность совершить путешествие по
Африке. Готовы ли вы испытать трудности
путешествия?

Учитель

:

– Вдоль по жаркой Африке бегают жирафики,
наизусть жирафики знают все об Африке. А как Вы
знаете этот континент? Сегодня нам предстоит это
выяснить. Долгие месяцы и годы были потрачены
путешественниками для исследования материка.

(Каждому ученику раздаются карточки).

Задание №1

Установить соответствие между
путешественниками и результатами их
исследований.

Карточка №1

фамилия учащегося:


Исследователь Район исследования
Генрих Барт (1821-1865) 1 Описал западное побережье Африки,
обогнул южную оконечность континента
Васко да Гама

(1469-1524)

2 Исследовал Сахару, саванны Судана, оз.
Чад, пороги Нигера, нагорье Ахаггар
Бартоломеу Диаш (1450-1500) 3 Изучил Северную Африку: Алжир, Ливия,
Судан и бассейн Нила; оз.Виктория и Альберт; о.
Занзибар
Давид Ливингстон

(1813-1873)

4 Исследовал бассейн р. Конго, озера
Виктория, Танганьика, Альберт; Судан; о. Занзибар
Генри Мортон Стенли

(1841-1904)

Описал территорию от пустыни Калахари
до оз. Танганьика, от Индийского океана до
бассейна р. Конго
В.В. Юнкер (1840-1892) На кораблях обогнул Африку и внёс
изменения на карту побережья материка.

(Карточки собраны). Ключи ответов и критерий
оценок на доске.

Учитель

. Встали, кто выполнил задание на “5”,
“ 4”, на “3”.

– А известно вам имя сказочного героя, который
был в Африке и лечил животных?



– Кто написал это произведение? Какие книги
этого автора Вы читали?

Учитель

: А все началось с того, что

– Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех, излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

И если перелистаем страницы произведения,
следует текст…

– Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал:



Учитель

: доставлена телеграмма от
Гиппопотама, в тексте просьба :

ПРИЕЗЖАЙТЕ ДОКТОР В АФРИКУ СКОРЕЙ

И СПАСАЙТЕ ДОКТОР НАШИХ МАЛЫШЕЙ.

Задание № 2

  1. Определить по атласу, из какой природной зоны
    прискакал шакал
  2. От каких факторов зависит распределение
    природных зон?
  3. По схеме доказать, что распределение природных
    зон зависит от географического положения и
    климата.

Капитаны команд выполняют практическую работу
с использованием кальки и карт атласа –
“климатические пояса” и “природные зоны”.
(Прикладывают кальку к вышеуказанным картам и
разными цветами обозначают изолинии
климатических поясов и природных зон). Если верно
выполнена работа, то видно, что климатические
пояса и природные зоны почти совпадают.

Учитель:

а теперь следующее задание № 3. Проанализировав
приведённый текст, определите, о какой природной
зоне идёт речь.

Задание № 3.

  1. Пророкатал первый гром над приумолкшим перед
    грозой лесом, так оглушительно, что от страха
    затряслись поджилки. Хлынул такой ливень, что
    мелькнула мысль о конце света. Приходилось
    только удивляться, как стойко держится
    пигмейская хижина, построенная расчетливыми
    строителями из листвы, травы и веток.
    (Экваториальные влажные леса.)
  2. Влажный воздух поступает с Атлантического
    океана или переносится южными ветрами, которые,
    пересекая экватор, чуть отклоняются к
    северо-востоку. Оживает желто-коричневая земля,
    орошенная дождями. Она имеет много ликов: от
    пустошей, безлистных кустарников, акаций до
    пышно цветущих парков. (Субэкваториальный)
  3. Из-за сильного нагрева почвы в околоземном слое
    атмосферы образуются разграниченные слои
    воздуха, на стыках которых лучи света
    преломляются. Это приводит к возникновению
    миражей. Горячие ветры за короткое время могут
    уничтожить весь урожай. (Тропический)

Учитель.

Почему необходимо знать климат и
природные зоны? Нам необходимо помочь Доктору,
ведь он не знает этот материк, а Африка велика,
огромна.

  1. Какое место по площади занимает среди других
    материков?
  2. Площадь Африки?
  3. Какими океанами омывается?

Задание № 4

Определить протяженность Африки по 200 в.д.

Учитель.

Мы видим, какие впечатляющие размеры
континента. Поэтому Айболит обеспокоен и задает
вопросы:

“Только где же Вы живете?
На горе или в болоте?”
Звучит ответ: “Мы живем на Занзибаре,
Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо – По
Где гуляет Гиппо – По,
По широкой Лимпопо”.

Учитель

. Давайте, поможем Доктору, выявим
очаги заболевания и отметим их на карте.

Задание № 5.

Представители команды на “немой” карте как
можно точнее отмечают эти “районы бедствия”.

Задание №6

Учитель

. А теперь следующее задание №6:
зная климат, природные зоны, выберите вещи,
которые возьмете с собой (в конвертах рисунки
различных предметов) – это задание выполняют
члены команд.

Учитель:

При этом важно самим не заболеть и
вылечить животных. Давайте вспомним:

Задание № 7

  1. Водятся ли в Африке мухи “людоеды”? Чем они
    опасны? Как их называют? – (мухи тумбу.) Они
    проникают под кожу человека, откладывают
    личинки. Вызывают мучительные боли.
  2. Правда ли, чтоб спастись от врагов крокодил
    притворяется бревном? – (Нет. Так он крадется к
    своей жертве).
  3. К каким еще неожиданностям мы должны быть
    готовы? (опасны различные инфекционные
    заболевания: лихорадка Эбола, туберкулез и др.).

Учитель:

Из Коломны нет прямого сообщения с
государствами Африки. И нам придется добираться
до Москвы каким-либо видом транспорта.

Задание: №8

.

Назвать вид транспорта, которым вы
воспользуетесь, объясните свой выбор. Необходимо
ответить на вопросы:

  1. В каком направлении от Москвы находится
    Коломна?
  2. В каком направлении от Москвы находится Африка?
  3. В каком направлении от Коломны находится
    Африка?

В путь!

Учитель:


– Но вот перед ними раскинулось море,
Бушует, шумит оно на просторе.
И горы встают у него на пути

Задание № 9.

  1. На карте показать и назвать это море
    (Средиземное)
  2. Через какие заливы, проливы можно добраться в
    районы бедствия? (Гибралтарский пр., Суэцкий
    канал, Мозамбикский пр., Гвинейский залив).
  3. Какие горы “встали” на пути? (Атлас, Драконовы,
    Капские горы).

Учитель:

Как мы с вами знаем, на формирование
рельефа повлияло геологическое прошлое Земли.
Используя геохронологическую таблицу и
тектоническую карту атласа выполним

Задание №10

  1. Назвать какую геологическую эру, данный материк
    не прошел в своем развитии? (мезозой)
  2. В основании материка расположена древнейшая
    платформа, какая? (Африкано-Аравийская).
  3. Какие горы сформировались в палеозойскую и
    кайнозойскую эры? (Капские, Атлас).

Учитель

продолжает:

– И к полосатым бежит он тигрятам

– И бедным горбатым верблюжатам.

В этом фрагменте произведения спряталась
ошибка. Подумайте, кому Айболит не мог оказать
помощь? (тиграм, они не обитают в Африке)

Учитель:

А теперь отгадаем загадки. В ответах
– названия растений, которые используются в
народной медицине.

Задание №11


1. Эти резные листочки лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки, И лысины нет на макушке.
(Петрушка).

2. В бордовых корнеплодах лекарство от запоров.
Давление понижает и кровь оздоровляет.
Салат – от ожиренья, а кровь от воспаления.
(Свекла)

3. Овощ этот очень крут! Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды от оспы и чумы.
И вылечить простуду им тоже сможем мы. (Лук)

4.Этот плод – аптека наша, из него полезна каша.
Семечки – деликатес, и глистам – противовес.
Диетическое блюдо – от болезней всех, как чудо!
(Тыква).

5.Листья – будто кружева, украшенье для стола.
Повышают аппетит, придают здоровый вид.
Круглый год лечение, и все от воспаления. (Укроп).

6.Форма семян – будто органы тела.
Издавна знахари знали все это.
Это – источник белка для спортсмена.
Это лекарство для органов тела.
Лечат и печень и почки, гладкими будут и щечки.
От диабета спасение, и для толстушек лечение.
(Фасоль).

(Как отгадана загадка – рисунок растения
демонстрируется).



Учитель:

Пора возвращаться домой. Больным
оказана помощь, но о данном материке нам будут
напоминать растения, родиной которых является
Африка. Давайте определим эти растения.

  1. Он зеленый, полосатый, сладкий с кожурою
    гладкой, а разрежешь – посмотри – очень красный
    он внутри. (Арбуз)
  2. Домашняя аптека в классе на окне – цветок
    домашний этот помог тебе и мне. (Алоэ)
  3. У ягодки в серединке два зернышка половинки
    (кофе)
  4. Из луковицы в грядке цветочки по – порядку, а
    лист как меч зеленый. Украсит он газоны.
    (Гладиолус).
  5. Из земли вырастало – весь мир одевало. (Хлопок)
  6. Сено и веники, крупы и сладости. С каждой
    метелочкой множество радости. (Сарго)

(После каждой отгаданной загадки
демонстрируется слайд растения).

Подведение итогов.


Литература:

  1. В.А. Коринская, И. В. Душина, В. А Щенев. География
    материков и океанов. – М.: Дрофа, 2006.
  2. О.В.Чичерина, Ю.А.Моргунова. – География в
    таблицах и диаграммах. – М. АСТ. Астрель.
    Хранитель, 2007.(Школьная программа). С.11-12
  3. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Предметные
    недели в школе: биология, экология, здоровый
    образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2001.С.31, с.104-109
  4. Н.Н.Кондратюк. Дидактические материалы по
    географии. Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера,
    2003.



Следующий: