КВН для 7-х классов по теме Африка


Материал данного мероприятия можно использовать и на уроках обобщающего повторения по теме «Африка», и как внеклассное мероприятие во время предметной недели по географии. Основная цель: развивать познавательный интерес к школьному курсу географии, творческое мышление; закрепить знания и умения, полученные на уроках географии. В игре заложен элемент успеха, много положительных эмоций, радость общения.

Цель:

  • обобщить и закрепить знания обучающихся по теме «Африка»;
  • обобщить и закрепить знания географической номенклатуры по теме;
  • расширить кругозор обучающихся;
  • продолжить формирование умения работать с картами атласа;
  • способствовать повышению интереса к предмету,
  • формировать умение работать в коллективе, сопереживать, сотрудничать в общем учебном труде;
  • применять знания и умения в новой нестандартной ситуации;
  • продолжать развивать творческое мышление, активность, инициативность, самостоятельность.

Задачи:

  1. сформировать 4 команды из учащихся7-х классов;
  2. ознакомить учащихся с правилами игры;
  3. углубить знания и умения, полученные на уроках по теме «Африка»;
  4. раскрыть творческий потенциал учащихся.

Оборудование:

  1. Карта настенная: «Африка» (физико-географическая).
  2. Выставка работ детей по теме « Африка», дополнительной литературы.
  3. Раздаточный материал.

В организации и проведении географического КВНа мы выделяем 3 этапа:

  1. Подготовительный:
    А) определение знаний и умений, которые используются в игре;
    Б) разработка правил игры;
    В) составления сценария.
  2. Организация и проведение игры:
    А) подготовка ведущих;
    Б) определение состава жюри;
    В) подготовка необходимого оборудования, литературы;
    Г) подготовка команд;
    Д) проведение игры.
  3. Анализ результатов:
    А) анкетирование и анализ его результатов;
    Б) анализ подготовки и хода игры;
    В) сообщение результатов игры.

Ход мероприятия

1. Орг.момент.

Проверить готовность учащихся к уроку, психологическую настроенность.

2. Правила игры.

Каждый конкурс оценивается разными количествами баллов, побеждает та команда, которая наберет наибольшее, при этом учитывается вклад каждого участника команды.

1 ведущий: Внимание! Внимание! Начинаем наш КВН. Вряд ли можно найти человека, который останется равнодушным к полной загадок и волнующих открытий жаркой Африке. Это целый мир с особыми природными условиями, многочисленными народами, удивительной историей. Африка – это бескрайние пустыни. Африка_ это незабываемые саванны. Сегодня мы все во власти Африки. В нашем состязании участвуют 4 команды: «Фараоны», «Ганцы», «Эфиопы» и «Лимпопо».

2 ведущий:

Мы с вами, друзья,
Сегодня увидим сраженье в серьезном бою!
Соперники покажут друг другу
Находчивость и смелость свою!

1 ведущий: Игру судят наше уважаемое жюри (представление жюри командам).

2 ведущий: итак, мы начинаем первый конкурс- «ВИЗИТКА». Идет представление команд: название, девиз, эмблема, приветствие жюри и соперникам.( 10 баллов).

1 ведущий: Второй конкурс «РАЗМИНКА»

Конкурс «Разминка».

Командам по очереди задаются по 5 вопросов, через 30 сек. звучит ответ, который оценивается в 1 балл. Если нет ответа, то выслушиваются ответы других команд и тогда 0,5 балла присуждается той команде , которая ответила правильно.

Вопросы для разминки:

  1. Самая высокая вершина Африки.(Килиманджаро).
  2. Где обитают лемуры? (Мадагаскар).
  3. Самый большой остров у берегов Африки. (Мадагаскар).
  4. Недра какой части Африки богаты алмазами, золотом? (Южной).
  5. Назовите самый низкорослый народ на Земле.(пигмеи)
  6. Растения в экваториальном лесу, живущие на стволах и ветвях деревьев.(эпифиты)
  7. Водопад на реке Замбези. (Виктория)
  8. Известный английский исследователь, который в с. ХIХ в. совершил несколько путешествий по Южной Африки. (Ливингстон)
  9. Русский исследователь Центральной и Восточной Африки. (Юнкер)
  10. Крайняя западная точка материка. (мыс Альмади)
  11. Где живут пигмеи? (В лесах центральной Африки).
  12. Что такое вади? (Сухие русла рек).
  13. В какой природной зоне в течение года, как в парной, жарко и влажно? (В Гилее).
  14. Где произрастает финиковая пальма? (В оазисах пустыни Сахары).
  15. Что такое самум и где наблюдается это явление? (Ветер. В Сахаре).
  16. Как называются влажные многоярусные леса в Африке? (Гилеи).
  17. Назови озеро, меняющее свое очертание. (Чад).
  18. Какое дерево любят слоны? (Баобаб).
  19. Назовите реку, дважды пересекающую экватор. (Конго).
  20. Какое дерево называют осьминогом пустыни? (Вельвичия).

2 ведущий: Попросим жюри объявить результаты первого и второго конкурсов.

1 ведущий: Объявляется третий конкурс, который называется «Все выше и выше…»

Представитель каждой команды выбирает конверт, в котором находится задание: совершить путешествие, описывая рельеф и свои впечатления. (1конверт—г. Атлас, 2 конверт—влк. Килиманджаро, 3 конверт—Эфиопское нагорье, 4 конверт—Драконовы горы.) На выполнение задания отводится 3 минуты, 2 балла.

2 ведущий: Пока команды совершают восхождения в разных частях Африки , у болельщиков есть шанс заработать баллы для своих команд.

1 ведущий: Объявляется конкурс- игра « Кто такой? Что такое?»

Конго—река, котловина, государство;

Батат — сладкий картофель;

Нигер—государство, река;

Окапи—животное;



Вельвичия—растение;



Туареги – жители пустыни;

Атлас – горы;

Мозамбик— государство;

Мадагаскар – остров, государство;

Танганьика – озеро;

Альмади – мыс, западная точка материка;

Сомали – полуостров;



Ньяса – озеро;

Чад – озеро. Государство;

Ахаггар – нагорье;

Алжир – государство, город, столица;

Манго – плод с сочной мякотью;

Пигмеи – самые низкорослые люди на Земле;

Калахари – пустыня на юге Африки;

Лемуры – животные, обитающие на о. Мадагаскар.

2 ведущий: Пока жюри оценивает путешествия ребят по Африке, у нас следующий ,4 конкурс— « Ориентирование».

К карте приглашаются по 2 человека от команды для нахождения географических объектов. За каждый правильно показанный объект командам присуждается по 1 баллу

Пустыня Намиб, Оз. Танганьика, Река Замбези, Река Конго, Эфиопское нагорье, оз. Чад, Мыс Альмади, г. Триполи, г.Атлас, Гвинейский залив, М. Бен- Секка, вдп. Виктория, Вулкан Килиманджаро, Нагорье Тибести, гора Кения, Драконовы горы, Р.Нигер, город Каир, Средиземное море, Капские горы, мыс Рас- Хафун, Город Тунис, Канарские о-ва, Красное море, Мозамбикский пролив, Сахара, Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, вдп. Ливингстона, Ливийская пустыня, Пустыня Калахари, Озеро Виктория, Восточно- Африканское плоскогорье, Вулкан Камерун, Мыс Игольный, Озеро Ньяса, Полуостров Сомали, Город Претория, Остров Мадагаскар, Река Нил.

1 ведущий: Уважаемое жюри! Назовите результаты предыдущих конкурсов и общий счет.

2 ведущий: начинаем пятый конкурс – «Почемучки».

Каждой команде поочередно задается вопрос. На обсуждение отводится 15 секунд, учитывается правильность и полнота ответа.(2 балла за каждый правильный ответ).

Вопросы:

  1. Почему Африка – самый жаркий материк на Земле? (находится на экваторе и между двумя тропиками).
  2. Почему в бассейне Конго осадки выпадают каждый день? (высокие температуры, восходящее движение воздуха, образование облаков и выпадение осадков).
  3. Почему в южной Африке на побережье Атлантического океана в пустыне Намиб не выпадают осадки? (холодное течение).
  4. Почему в бассейне Конго всегда жарко? (равномерный приход солнечной радиации, что обусловлено углом падения солнечных лучей).
  5. Почему пигмеи бережно относятся к пальме — рафия? (У этой пальмы листья достигают длины 10-12 метров. Пигмеи строят из них свои жилища. Из их волокон плетут корзины и шляпы.)
  6. Почему человеку тяжело дышать в гилее? (Гниение листвы и других растительных остатков приводит к увеличению содержания углекислого газа в приземном слое воздуха).
  7. Почему экваториальные леса сменяются саваннами? (Основная причина – изменение климата. Уменьшается количество осадков, понижается температура. Отмечается сезонность в выпадении осадков, меняется соотношение тепла и влаги.)
  8. Почему река Конго самая полноводная на материке? (Река дважды пересекает экватор, собирает воду с огромных территорий и протекает во влажных тропиках, получая обильное дождевое питание).
  9. Почему озеро Танганьика очень глубокое и имеет крутые склоны? (Озеро находится в прогибе древнего кристаллического участка земной коры).
  10. Почему озеро Чад на картах показывается пунктирной линией? (Это пересыхающее озеро, которое заполняется водой только в период дождей).
  11. Почему в гилее листья деревьев верхнего яруса мелкие и кожистые, а у деревьев нижних ярусов крупные и нежные? (Листья растений верхнего яруса получают много света, и они первыми встречают силу ливневых струй. А листья растений нижнего яруса борются за свет, и капли дождя доходят до них уже ослабленными).
  12. Почему путешественнику в джунглях трудно или почти невозможно отыскать топливо для костра? (При избытке тепла и влаги опавшие листья и другие растительные остатки разлагаются очень быстро. Их разложение под действием насекомых и грибов начинается еще до того. Как они опадут).

1 ведущий: Где – то под руками были близ ко капитана Врунгеля записки, к нашему величайшему сожалению, кое- что здесь подвергается сомнению. Итак, следующий Конкурс капитанов «Знаешь ли ты Африку?»

Приглашаются капитаны. Они выбирают конверты, в которых дано описание материка. Необходимо найти ошибки и исправить их. Жюри учитывает количество найденных ошибок, правильность их исправления. (Одна ошибка — один балл). Время выполнения — 3 минуты.

«Наш корабль шел вдоль берегов Африки. Этот материк почти симметрично располагается по обе стороны северного тропика. Мы высадились на полуострове Мадагаскар .Нас встретили пигмеи племени «Эфе», которые предложили нам вкусный напиток из сока плодов земляничного дерева. Гуляя по окрестностям селения пигмеев, мы любовались влажным экваториальным лесом, в котором нас поразила метасеквойя, пальма- ротанг. Первые животные, которых мы увидели, были лемуры, они играли с медвежонком- коала на ветвях пальмы- ротанг.» (Ошибки: 1. Материк Африка располагается по обе стороны экватора, а не северного тропика. 2. Мадагаскар – остров, а не полуостров. 3. Земляничное дерево не растет в гилее. 4. Метасеквойя – это растение, характерное для Северной Америки.5. Медведь – коала не характерен для Африки, он живет в Австралии.)

2 ведущий: Пока капитаны исправляют письмо, остальным участникам команд предлагается отгадать загадки (по три загадке каждой команде, правильный ответ – один балл.) Ведущие по очереди читают загадки, а команды через 30 сек. дают ответ.

Загадки:

  1. Я — птица, чемпион по бегу.
    Меня не обогнать атлету. (страус)
  2. Полосатая как зебра,
    А трусливая как заяц.
    На зверей не нападаю, только падалью питаюсь. (гиена)
  3. До «зубов» вооружен:
    Есть броня и меч.
    Прбегу, земля дрожит
    Словно бьет картечь. (носорог)
  4. Шея выгнута дугой,
    Нежная окраска.
    Тихо дремлет над водой
    Птица или сказка? (фламинго)
  5. Родственником обезьянам довожусь я
    На острове Мадагаскар ищи меня! (лемур)
  6. От рыжих «Европеек»
    Ушами отличительна,
    Но хищник я прекрасный!
    Охочусь замечательно! (фенек)
  7. Совсем одна в пустыне
    Я выгляжу величественно,
    А потому зовут меня божественно-… (вельвичия)
  8. Всех в саванне он боится,
    Но приходится делиться даже льву
    Прячется всегда а траву,
    Прыгает, кусок хватает
    И обратно убегает. (шакал)
  9. Он трубит как паровоз,
    Между глаз имеет хвост.
    Через зарослей заслон
    Шел по джунглям толстый …(слон)
  10. Таких деревьев нет у нас,
    Больше дуба в сотню раз.
    Звуки издает как дед,
    Ведь ему пять тысяч лет. (баобаб)
  11. Я – ядовитых змей ловлю
    И им веду я счет.
    Ношу за ухом я перо
    И мне не нужно счет. (птица-секретарь)
  12. По лужайке целый час
    Бегает игриво
    Полосатенький матрас
    С хвостиком и гривой. (зебра).

1 ведущий: Ребята, мы с вами сегодня еще раз совершили путешествие по «Далекой и такой близкой Африке», пора все свои знания привести в систему. Предлагаю написать книгу и назвать ее « Рекордсмены Африки». Так звучит восьмой конкурс. Команды за 3 минуты должны вспомнить и записать рекорды Африки.(каждый рекорд – 1 балл).

(Примеры: Африка- самый жаркий материк и т. д. )

2 ведущий: Слово жюри о прошедших конкурсах и результаты.

1 ведущий: И, наконец, последний конкурс домашнее задание «Один день из жизни африканского народа». 10 баллов.

Жюри объявляет результаты и вручает грамоты самым активным игрокам и болельщикам.

2 ведущий:

КВН прошел удачно,
Мы довольны им, друзья,
Все мы поняли:
Сегодня жить без юмора нельзя.

1 ведущий:

И прощаясь ненадолго,
Пожелаем удачи всем,
Новых встреч на тропинках знаний
И в географии, и в КВН.

Подведение итогов. Поблагодарить всех участников данного мероприятия и провести небольшую анкету:

  1. Понравился или нет КВН и почему?
  2. Что нового узнали при подготовке?
  3. Что бы вы добавили к следующему КВНу?

Литература

  1. Баглаева Н.И. «Нетрадиционное изучение географии».Новосибирск, 1992.
  2. Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии». Волгоград, «Учитель-АСТ», 2004.
  3. Элькин Г.Н. «Рабочая тетрадь по географии материков и океанов». Санкт-Петербург, изд. Дом «МиМ», 1998.
  4. Крылова О.В. «Уроки географии: 7 класс». М, «Просвещение», 1990.
  5. Пятунин В. Б. «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы». М, «Дрофа», 1996.
  6. «Зачет как форма контроля знаний». Составитель Красновская В.А., МГИУУ, 1992
  7. Никитина Н.А. «Поурочные разработки по географии» 7 класс Москва «Вако» 2007.



Следующий: