Курс Лицейская экология

Основная цель курса лицейской экологии: повышение
уровня экологической грамотности и культуры
учащихся средней школы, используя более полную
интеграцию экологии с экономической географией;
воспитание подрастающего поколения школьников в
духе патриотизма.

Основные задачи курса:

  • Пополнить запас знаний учащихся по курсу
    естественно цикла наук.
  • Познакомить с современным видением
    экологических и экономических проблем своей
    страны и всего мира.
  • Заинтересовать учащихся глобальными
    проблемами всего человечества.
  • Изучить возможные варианты, пути и способы
    сохранения окружающей среды .
  • Познакомить учащихся с новыми понятиями,
    терминами в области экологии; с документами и
    международными организациями, занимающимися
    проблемами охраны окружающей среды.
  • Перейти от теоретических знаний к практическим
    действиям, приняв активное участие в
    экологических школьных проектах.
  • Знакомить учащихся с новейшим направлением в
    развитии страны — нанотехнологиями России.

Отличительной особенностью нашего лицея,
существующего уже 20 лет, можно считать его
эколого-экономическую направленность.

Преподаватели Московского Государственного
Областного Университета вместе с
преподавателями нашей школы-лицея готовят
учащихся 9-11-х классов к успешному поступлению на
экономический факультет вуза по специальностям:
менеджмент управления, государственное и
муниципальное управление, управление
персоналом.

Основное внимание в лицейской программе
уделяется изучению математики, экономики,
географии и экологии.

Школьный курс экономической географии России в
9 классе, пожалуй, самый насыщенный, но отводится
недостаточное количество часов на рассмотрение
всех отраслей народного хозяйства страны, а
рассказать ребятам хочется о многом.

Когда мне предложили читать лекции по экологии
в 9-х классах, задумалась о том, как построить
программу так, чтобы материал был нужным,
интересным, чтобы темы школьной программы по
экономической географии можно было
интегрировать в занятия по экологии лицейской
программы, с целью более полного и глубокого
осмысления материала.

Хочу поделиться своими наработками за
несколько лет.

В построении данного курса и в работе над
школьными проектами нам с ребятами очень
помогли, да и сейчас помогают журналы: «
Экологическое образование», «Экология и жизнь»,
которые идут в ногу со временем, печатают
материал, волнующий каждого россиянина,
гражданина своей страны, а учителям оказывают
конкретную помощь в работе с подрастающим
поколением ( спасибо редакционному коллективу
этих журналов за актуальность тематики,
публикуемых ими статей).

Также хочу отметить пособие, которое очень
своевременно оказалось у меня в руках:
«География России – эколого-экономические
аспекты» под редакцией А.А. Лобжанидзе, в нем
ставится важный вопрос «Экология и экономика:
враги или друзья?», вопрос, заставляющий думать,
размышлять, сопоставлять, анализировать. Вот на
него с девятиклассниками мы уже который год
пытаемся найти ответ: много рассуждаем, спорим,
выражаем свое видение экологических и
экономических проблем ( больше всего, конечно,
нас волнуют проблемы своей страны ), благо
времени хватает, т.к. занятие длится
академический час.

Наш (потому, что это совместное творчество
учителя и учащихся) курс лицейской экологии
состоит из двух разделов:

1. Общие экологические аспекты экономики России
и Мира.
2. Экологические проблемы регионального уровня (
экономических районов, национальных округов,
краев, областей или городов). Не оставляем мы без
внимания и проблемы малых уголков нашей Родины.

Первый раздел программы начинаем с самой
важной темы: «Повестка дня» на XXI век» –
Концепции устойчивого развития т.к. только этот
путь призван обеспечить будущее для всех нас. Мы
с ребятами знакомимся с Декларацией «По
окружающей среде и развитию», а также другими
документами Конференции ООН в Рио-де-Жанейро,
читаем первое опубликованное издание Центра «За
наше общее будущее» – «ПРОГРАММУ ДЕЙСТВИЙ».

Подробно знакомимся с Декларацией прав Земли
«Хартия Земли» – основным документом,
официально принятым Генеральной Конференцией
ЮНЕСКО в 2003 году как основу по распространению
идей устойчивого развития.

При обсуждении вопросов экономического
развития страны и экологической характеристики
Россия всегда сравнивается с другими
государствами мира и каждому из нас хочется,
чтобы это сравнение было в нашу пользу. Мы
приходим к выводу, что сохранение окружающей
среды, в последние годы, стало приоритетной
задачей для всего мира, и России в том числе. Так в
1996 году в качестве национальной экологической
политики страны была утверждена «Концепция
перехода Российской Федерации к устойчивому
развитию» Сегодня интересы экономики и экологии
переплетаются как никогда ранее и ,Россия
уверенно берет курс на экономическое могущество
и экологическую чистоту страны, поэтому
рассматривая тему: « Россия на пути к устойчивому
развитию», говорим о том, какие проблемы
экономического и экологического характера
стояли после распада СССР, какие задачи наша
страна должна решать сегодня. Новая Россия все
более глубоко вступает в мировое сообщество,
поэтому страна широко вовлечена в решение
глобальных экологических проблем:

  • Рациональное использование земельных ресурсов
  • Сохранение биологического разнообразия
  • Борьба с уничтожением лесов
  • Защита и рациональное использование океанов и
    другими проблемами.

Но для того, чтобы поставленные задачи были
решены, необходима серьезная законодательная
экологическая база, данный вопрос рассматривает
в теме « Российское экологическое
законодательство». Насколько оно совершенно?

В России никогда не было сильной
государственной экологической политики, поэтому
страна не имела необходимой нормативно-правовой
базы, сегодня она только создается.
Рассматриваем основные принципы и правила
охраны окружающей, читаем Закон Российской
Федерации «Об охране окружающей природной
среды».

На лекциях мы знакомимся и с новыми понятиями в
нашей жизни, такими как «Экологический
менеджмент», «экологический мониторинг»,
«экологическое страхование», «экологические
стандарты», без них современную экономику
представить уже невозможно, задаемся вопросом
«Почему сегодня предприятиям выгоднее выпускать
экологически чистую продукцию?» …Приходим к
выводу, что сама жизнь, время заставляет
выпускать продукцию экологически
сертифицированную, только она может быть
конкурентноспособной на мировом рынке.

Подробно рассматриваем темы:
1. «Основные экономические и социальные функции
природы», т.к. грамотный учет ценности природы в
экономике является важнейшим приоритетным
направлением в экологической политике страны.
2. «Классификация загрязнений» – в школьном
курсе учащимся дается понятие только
экологической классификации природных ресурсов,
мы же классифицируем ресурсы еще и с природной
(генетической) точки зрения, а также даем их
хозяйственную классификацию.
3. Тема «Использование и охрана недр» заставляет
ребят задуматься о бережном расходовании
минеральных и энергетических ресурсов,
рациональном их использовании. Когда приводятся
таки статистические данные как :« при добыче в
мире ежегодно теряется меди – 600 тыс. т; свинца –
300 тыс. т; цинка – 500 тыс. т, только за счет
«выдувания» угольной пыли при перевозке угля
теряется в среднем 1,2 т на каждый железнодорожный
открытый полувагон» – каждый человек
задумывается как природа беззащитна перед
людьми, а человек чаще всего ведет себя по
отношению к ней безответственно.

Сильнейшее отрицательное давление на природу
оказывают энергетика, отрасли добывающей и
обрабатывающей промышленности, сельское
хозяйство, многие виды транспорта. Важно знать,
каким образом можно снизить нагрузку на природу,
какие энергосберегающие и ресурсосберегающие
технологии уже нашли свое место в народном
хозяйстве страны, какие пока находятся в стадии
разработки.

Во втором разделе курса большое внимание мы
уделяем региональной экологической политике.
Рассматриваем районы острых экологических
ситуаций в России, будь то районы крайнего
Севера, Поволжья, Дальнего Востока;
экологические проблемы городов России,
состояние водных бассейнов (Волги, Байкала,
Каспийского моря, Онежского озера). Учащиеся
говорят о тех уголках страны, которые им близки и
дороги, выполняют творческую работу « Откуда мы
родом», готовят сообщения о своей малой Родине.
Пожалуй, самая большая личная
заинтересованность читается в глазах ребят при
рассмотрении данного раздела, особенно когда
речь идет об экологической ситуации нашего
города или Подмосковья.

Мы живем в одном из самых больших и красивых
городов мира, но экологическая ситуация Москвы
оценивается как кризисная. Это означает, что
ухудшение окружающей природной среды достигло
остроты, угрожающей нашему здоровью. Мы учимся и
работаем на территории Басманного района ЦАО г.
Москвы, самого неблагоприятного, с экологической
точки зрения, округа города.

Стала ли Москва одной из первых столиц
проводить в России в жизнь идеи устойчивого
развития? Разработаны ли «Основные направления
политики Москвы в области охраны окружающей
среды и обеспечения экологической безопасности»
на уровне города, округов? Что делается в
Басманном районе для улучшения проживания
населения? Что конкретно можем сделать мы для
того, чтобы наша среда обитания была комфортна
для проживания и обучения?

На эти вопросы нам хотелось найти ответ, так
пришла мысль начать работу над экологическим
проектом. Вот уже несколько лет работаем над
темой: «Экологические проблемы Басманного
района». Основное направление для себя выбрали
следующее – Идеи устойчивого развития во дворе,
районе, школе. Ребята изучают состояние
окружающей их среды (изучаем сад им.Баумана,
состояние наших дворов и улиц, нашей школы и
пришкольной территории ( в проекте « Школа как
экосистема»), знакомимся с перспективами
развития района, с изменением его экологической
обстановки за последние годы, проводим свой
экологический мониторинг, социологические
опросы среди населения и учащихся, стараемся
определить качество окружающей нас среды и
пытаемся изменить ее к лучшему. Очень многое
зависит от каждого из нас, и я твердо убеждена,
что начинать нужно с себя.

Часто с ребятами мы обсуждаем вопрос об
экологическом сознании россиян:

  • Как изменилось отношение людей к данной
    проблеме за последние годы?
  • На какое место по значимости ставят россияне
    экологические проблемы страны?
  • Насколько все мы экологически культурны?
  • Какова наша гражданская позиция?
  • Считаем ли мы, что от каждого из нас зависит
    решение пусть небольших конкретных проблем?

Ответы звучат разные, мы высказываем свое
мнение , спорим, соглашаемся или нет, но не
остаемся равнодушными.

В новом учебном году думаю предложить своим
ученикам новый материал к обсуждению.

На международном форуме по нанотехнологиям наш
президент сказал: « наша посткризисная экономика
должна базироваться на инновационных
технологиях, а не на сырьевых возможностях
России, сколь бы безграничны они ни были». Хочу
познакомить своих учеников с предприятиями,
которые уже сегодня стремятся сохранить
экологическую безопасность страны, например,
предприятие «Лукойл – Западная Сибирь» –
запущена новая пятилетняя экологическая
программа; «Газпромнефть – Хантос» – внедрены
передовые технологии утилизации буровых
отходов; Стерлитомакский «Каустик» – построена
уникальная система управления отходами;
«Иркутскэнерго» – действует программа
переработки золошлаковых метериалов, к счастью
таких примеров се413ня по стране можно привести
много, надеюсь, моим ученикам будет интересен
этот материал.

Учительский состав нашей школы ищет новые
формы образовательно-воспитательной работы с
учащимися, приобщая ребят к безопасному и
здоровому образу жизни в городской среде.
Считаем, что задача – повышение уровня
экологической грамотности и культуры школьников
– является первостепенной на сегодняшний день!

Приложение

Следующий: