Культурологический подход к преподаванию биологии в современной школе

В современном мире происходят существенные
изменения ценностных основ взаимодействия
общества и природы. По мере усиления негативного
воздействия на природу возрастает и степень
человеческой ответственности за нее, которая
достигла в настоящее время той стадии, когда
правомерно говорить о ее моральном статусе.

В период модернизации содержания образования,
когда идеи гуманизации и гуманитаризации, выбора
и ответственности стали особенно определяющими,
естественным образом на передний план вышла
проблема взаимозависимости и
взаимоответственности человека и природы.

Решение вышеназванных проблем осуществляется
в контексте культурологического подхода.
Культура при этом понимается как специфический
способ человеческой деятельности: являясь
универсальной характеристикой деятельности,
она, в свою очередь, как бы задает социально –
гуманистическую программу и предопределяет
направленность преподавания биологии в
современной школе, ее ценностных оснований.

Смысл культурологического подхода к
преподаванию биологии в современной школе
заключается в подготовке информированного,
компетентного, осознающего себя в
общекультурном контексте, готового продолжить
образование и действовать в новых социально –
экономических условиях выпускника. При этом
основной акцент делается на такие человеческие
ценности, как жизнь и здоровье, достоинства
человека, свобода личности и естественное право
человека быть хозяином своей судьбы, осознающего
меру морально–нравственной ответственности за
свой выбор и за свои деяния.

Реализация культурологического подхода в
преподавании биологии, как один из вариантов
ответа на современную социокультурную ситуацию
в современном мире, предполагает сочетание
следующих факторов: общей структуры учебного
плана школы; содержания образовательных
программ; системы понятий и теорий биологии как
науки; ее место и роль в культуре; интересы и
потребности школьников и т.д., что определяет
возможные варианты структуры курса школьной
биологии и методических подходов к ее изучению.

В этом случае целью биологического образования
является подготовка биологически и экологически
грамотного человека, который должен понимать
значение жизни как наивысшей ценности, уметь
строить свои отношения с природой на основе
уважения к жизни, человеку и окружающей среде;
знать биологические термины, понятия, теории,
владеть навыками их применения в различных
областях материальной или духовной культуры.

Для осуществления указанной цели создается
образовательная программа на основе программы
Д.Д.Утешинского, которая соответствует
культурологическому направлению преподавания
биологии в школе.

В основу реализуемой образовательной
программы положены научные, нормативные аспекты,
включающие систему моральных и правовых
принципов, норм и правил взаимодействия
человека, природы, общества, ценностные
ориентации, раскрывающие единство нашей планеты
и биосферы, понимание природы как универсальной
ценности.

Это содержание раскрывается и наиболее успешно
реализуется через развертывание тем раздела
“Мир живых организмов”, “Отделы растений” (6-ой
кл.), “Разнообразие и классификация живых
организмов” (7-ой кл.), “Место человека в системе
органического мира”, “Происхождение человека”
(8-ой кл.), “Основы экологии”, “Биосфера и
человек” (9–11-й кл.). Органически вплетенные в
ткань уроков художественное слово, картины
родной природы, законы РФ, статьи Конституции РФ,
правовые, различные природоохранные мероприятия
и т.д. позволяют воздействовать на эмоциональный
мир, глубже почувствовать красоту природы,
величие человека, острее воспринять материал как
об отрицательном воздействии человека на
природу, так и о положительном его влиянии.

Таким образом, биологическое образование,
отражая структуру культуры, включает не только
знания о мире и способах деятельности, но и опыт
творческого поиска, эмоционально – ценностного
отношения к миру и друг другу.

Подобно тому, как мы обычно используем в
системе уже утвердившиеся в методике
преподавания биологии методы и приемы обучения,
планируем включение в уроки тех или иных
элементов, которые способствуют эмоциональному
настрою учащихся. В конечном счете все это
укрепляет любовь к родной земле, рождает чувство
патриотизма, гуманизма, развивает эстетические
взгляды и художественный вкус школьников.

На наш взгляд, особенно широкие возможности в
этом плане заложены в содержании тем “Биоценозы
и биогеоценозы”, “Природные ресурсы и их
использование”, “Последствия художественной
деятельности человека для окружающей среды”,
“Охрана природы и основы рационального
природопользования”, “Окружающая среда и
здоровье человека”, “Современное состояние
природной среды” и т.д.

Приведем несколько примеров включения в уроки
таких элементов. Начиная крупную тему, подбираем
к ней эпиграф, своеобразный девиз. Так, девизом
всех уроков по теме “Биосфера и человек ” мы
выбрали слова.

… Давай пройдемся медленно по лугу
И “ Здравствуй ” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Такой девиз – ключ к пониманию ребятами этой
темы с позиции ответственности человечества в
целом и каждого отдельного человека за судьбы
нашей планеты, природы нашей страны (загрязнение
атмосферы, вод, порча земли, незаконная добыча
животных, и растений, незаконная охота, порубка
деревьев и кустарников и т.д.).

К первому уроку по теме “Основы экологии”
подходит: “Есть такое твердое правило: встал
поутру, умылся, привел себя в порядок– и сразу же
приведи в порядок свою планету” (слова Антуан де
Сент–Экзюпери).

Проводя урок, в котором рассматриваем вопросы
взаимосвязи природы и общества, проблемы охраны
природной среды, предпосылаем слова К.Маркса:
“Культура, – если она развивается стихийно, а не
направляется сознательно..,– оставляет после
себя пустыню”.

Использование таких приемов помогает создать
проблемную ситуацию в начале урока, которая
вызывает эмоциональный настрой учащихся по
решению задач урока, что способствует более
заинтересованному, серьезному отношению
учащихся к содержанию темы. А в конце урока – как
завершающий аккорд:

“Остановись и ты в изумлении перед красотой –
и в твоем сердце расцветет благородство…” (В.А.
Сухомлинский).

Конечно, как бы ни были насыщены уроки, как бы ни
были разнообразны, богаты по содержанию
методики, они не могут полностью заменить уроков
живого общения с природой. И в этом нам помогают
живопись, музыка, поэзия:

“ Без особой нужды, от скуки
Если даже в лесу впервые,
Не ломай ты деревьям руки–
Ведь живые они, живые.”

“ Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь закат и восход,
И четыре в нем времени года
И особый в нем музыки ход…”

Совершенствование человека происходит, прежде
всего, через передачу необходимых качеств от
человека к человеку, от поколения к поколению
посредством культуры и образования. Новые
подходы к образованию требуют воспитания
Человека, осознавшего себя частью Вселенной.

Культурологический подход направлен на
способность человека использовать знания как
ценность, нацеливает учащихся на получение
знаний, их рефлексивное осмысление. Одним из
важнейших положений культурологического
подхода к образованию является продуктивное
обучение, когда создаются условия для творчества
ребенка, в процессе которого он сам выбирает
ценности, нормы, знания и образцы. У ребенка
возникает интерес к учению, так как он видит
реальный результат своих достижений. Содержание
биологии открывает широкие возможности для
творческой работы учащихся, так как в материал
включаются различные теории, точки зрения
ученых. Например, при изучении темы “Развитие
органического мира” учащиеся анализируют
различные версии и теории ученых и приходят к
пониманию того, что именно это огромное
многообразие мнений и создает в конечном тоге
истину. Во всем этом многообразии жизни дети
смогут ориентироваться только тогда, когда они
получат не только знания, но и практический опыт,
пережитый ими в культурной практике.

Реализация культурологического подхода к
преподаванию биологии позволяет достичь высокой
продуктивности образовательного процесса и
создает условия для успешной социализации и
инкультурации ребенка.

Следующий: