Куда текут реки?

Цели:

  • Образовательные: закрепление знаний о планете Земля, ее форме и
    движении в пространстве, расширение и уточнение представлений о реках и
    морях, пресной и морской воде.
  • Воспитательные: продолжить воспитание чувства гордости и любви к
    Родине, бережного отношения к природе, водным ресурсам, экологического
    воспитания. Содействовать эстетическому воспитанию школьников, заботиться о
    профилактике утомляемости на уроке, воспитание чувства коллективизма,
    взаимопомощи.
  • Развивающие: продолжать развитие памяти и внимания, развивать
    умение сравнивать, логически мыслить, самостоятельно преодолевать трудности,
    решать проблемные ситуации, а также развитие эмоций учащихся,
    познавательного интереса.

Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, учебник (Плешаков
“Мир вокруг нас”), тетрадь к учебнику, магнитофон, диск (песня “Море”). На
каждого ученика конверт с мозаикой, два стакана с водой (в одном – пресная, в
другом – соленая), ложечка, соль.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все – и млад, и стар,
Что она большущий шар.

Дети: Земля.

Учитель: А вот вторая загадка:

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Дети: Глобус.

Учитель: Земля имеет форму шара, это видели космонавты. Можно
совершить кругосветное путешествие вокруг Земли. Глобус – это модель Земли.

Учитель: Третья загадка:

Меня пьют, меня льют
Всем нужна я.
Кто я такая?

Дети: Вода.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о воде, о бережном отношении к ней.
Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то какого цвета он кажется?

Дети: Голубого.

Учитель: А все потому, что этой краски на нем больше всего: больше чем
белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей
планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша.

Инсценировка:

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Расой искрилась поляна,
– Откуда ты? – спросил росу.
– Издалека, из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождинке,
И в росинке – нам откликнется всегда
Океанская вода!

Учитель: – Может ли человек использовать эту воду? (Нет.)

– Почему? Какая вода нам нужна? (Пресная.)

Мы сегодня будем говорить не только об океанах и морях, но и о реках.

Пресной воды в природе не так уж много. На каждые 100 л воды приходится 2 л
пресной. Соленой воды в 50 раз больше, чем пресной. Не вся пресная вода может
быть использована. Большая часть ее находится в виде недоступных, огромных
ледников Антарктиды.

– Где находится пресная вода? (В реках, озерах.)

Мой вопрос: “Куда текут реки?”.

Реки впадают в моря и океаны.

Учитель: Я хочу прочитать вам рассказ А.А. Плешакова “Вода –
путешественница”.

Я вам буду читать, а вы следите как течет река по рисунку на стр. 42–43
учебника.

Работа по учебнику:

Учитель: плывем по реке Осетр. Куда впадает эта река?

Дети: в реку Оку.

Учитель: плывем по реке Оке. Проплываем под мостом. Посмотрите какая
еще река несет свои воды в Оку.

Дети: река Москва.

Учитель: куда впадает река Ока?

Дети: в Волгу.

Учитель: Волга могучая и широкая русская река. Куда впадает Волга?

Дети: в Каспийское море?

Там где есть жизнь – всегда есть вода.
Вода – важное для организма вещество.
Тело человека состоит на 60–70% из воды. У человека потеря 10% воды вызывает
целый ряд расстройств, а потеря 20% – смерть. Общий объем воды, необходимый
человеку в сутки – 2–2,5 л.

Физкультминутка:



Петляет речка
На лугу:
Колечко сделала,
Дугу…
И вдруг стрелой
Вонзилась в лес
Большой реке
Наперерез

(Эмитация движений.)

Самостоятельная работа.

Открыть рабочую тетрадь на стр.17, № 1. Собрать мозаику.

Учитель: Чем различаются река и море?

Дети: У реки видны два берега, а у моря другого берега не видно, так
оно очень большое.

Учитель: Как называется город, в котором мы живем? А у нас есть река?
Как она называется?

Учитель: Вы слыхали о воде? Говорят она везде.

Первая капелька.

В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.

Вторая капелька.

Ледником в горах зовется
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.

Третья капелька.

На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.

Учитель:

Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

Капелька:

Без меня вам не умыться,
Не наесться, ни напиться!

Учитель:

Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.

Учитель: А вода в реке и море одинаковая или нет?

Прочитайте вывод мудрой черепахи на с.43 учебника.

Физкультминутка.

Ребята, как образуется большая река? (Из ручейков. Дети встают в колонну,
берутся за руки и “текут”.)

Речка течет на запад, поворачивает на юг. И вот река попадает в озеро
(Идут по кругу)
. А из озера вытекают ручейки. (Дети идут колоннами к
своему месту. Выполняется под тихую музыку).

Практическая работа.

Учитель: Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?

Вам хорошо знаком вкус хлеба, молока, яблок?

Можно ли назвать воду сладкой, соленой, кислой, горькой?

  1. На столе два стакана. Определите: в каком стакане речная вода, в каком
    морская.
    Дети пробуют воду на вкус (первый стакан – питьевая вода, второй –
    подсоленная пищевой солью).
  2. Приготовьте морскую воду (дети насыпают в стакан с пресной водой
    пищевую соль, размешивают и пробуют на вкус).

Учитель: Мы с вами использовали пищевую соль, а настоящую морскую соль
можно купить в аптеке.

Вывод.

Учитель: Какая вода в реке? (Не соленая.) Такую воду пьют?
(Да.)
А в море, океане какая вода? (Соленая.) Соленую воду пьют?

Отгадайте загадку:

Кругом вода,
А с питьем – беда.

Дети: море.

Итог.

Учитель:

Что нового о воде вы узнали на уроке?

Почему воду нужно беречь и охранять?

– Вода входит в состав любого организма;
– Вода – это жизнь, красота и здоровье;
– Количество воды ограничено;
– Вода – помощник человека;
– Вода загрязняется.

О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?

Вывод: Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.

Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

Мимо разных дворов и крылечек,
Где-то рядышком и вдалеке,
Вьётся множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь-дорога у них нелегка…
Если высохнут малые речки,
Обмелеет большая река.
(В.Орлов)

Технологии – оборудование.

Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер(-ы), принтер, другие типы
интернет-соединений.

Используемая литература:

  1. А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”, 5-е издание. Москва, Просвещение
    2007.
  2. Г.Н. Шевченко “Поурочные разработки”. Изд-во “Учитель”.
    Волгоград, 2008.
  3. Н.В. Лободина “Экологическое воспитание в начальной школе. Изд-во
    “Учитель”. Волгоград, 2007.
  4. Т.Б. Кропочева “Родной край”. Новокузнецк, 2006.
  5. А.В. Михеев, К.В. Пашканг “Охрана природы”. Москва, Просвещение,
    2006.
  6. Энциклопедии для детей младшего школьного возраста. “Все обо всем”,
    1999, “Я познаю мир”, 2002.



Следующий: