Кубановедение. 2-й класс. Водоёмы Краснодарского края: моря, реки, озёра и водохранилища


ХОД УРОКА

1. Организация начала урока.

Ученик:

- А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку “5”.

2. Новый материал.

а) Введение в тему:

- Что у меня в руках? (глобус)
- Скажите какого цвета больше на глобусе? Почему? (ответы
детей)

- Да, ребята! Вода покрывает около 70% всей
поверхности планеты.
- Вода находится повсюду, и в нас тоже. Каждый
человек больше чем наполовину состоит из
жидкости. Мы пьем воду, купаемся, готовим пищу.

Во всех жизненных процессах без воды просто не
обойтись.

А знаете ли вы, что мы пьем ту же воду, что пили и
динозавры? Только была она, конечно, намного чище.
Ведь динозавры не строили заводы и не стирали
порошком.

Без воды не будет ничего: ни деревьев, ни травы,
ни зверей, ни птиц.

- А на карте Краснодарского края что обозначает
этот цвет? (моря, реки, озера, водохранилища,
лиманы)

- Какое слово объединит все перечисленные
термины? (водоемы)

б) Сообщение темы и целей урока:

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет на уроке
речь? (о водоемах)
- Правильно! Тема урока “Водоемы Краснодарского
края”.

Водоёмы Краснодарского края.

3. Проверка домашнего задания.

–А на чем можно путешествовать по водоемам?
(лодка, корабль, катер)
. Какой это транспорт? (водный).
Нас ждет на пристани катер “Кубань”. Как вы
думаете, почему его так назвали? (он ходит по
реке Кубань).
Пароход “ Кубань”.

4. Работа над новым материалом.

Наш край уникален помимо прочего и тем, что у
него есть сразу два моря.

Давайте вспомним, как они называются? (Черное
и Азовское)

(Показ слайдов, нахождение морей на карте).
Если попробовать морскую воду на вкус, то сразу
почувствуется вкус соли. Такой привкус придают
ей различные минеральные вещества, принесенные
реками. Самым распространенным из этих минералов
является соль.

- Почему Черное море называется Черным, сейчас
мы узнаем.



Ученик:

ЧЕРНОЕ МОРЕ.

Площадь Черного моря – 422000кв.м.

- Самая большая глубина – 2245м.
- На этой глубине сосредоточен животный мир –
150-200м.
- 180 видов рыб обитает в Черном море.
- 40 видов промысловых рыб.
- Кто же дал такое мрачное название теплому морю?

Всегда ли море так называлось? Нет, не всегда. На
протяжении всей истории оно сменило несколько
названий. Древние греки называли его
гостеприимное море. Существует несколько
предположений названия моря.



Одна из них объясняет происхождения названия
“Черное море” тем, что турки и другие
завоеватели, которые приходили на его берега с
целью покорения местного населения, встречали
серьезное сопротивление со стороны черкесов,
адыгов и других племен. За это якобы турки
прозвали море- Черным, негостеприимным.

Ученик:

Второе предположение относит происхождение
названия “Черное море”

К его большой бурности, к сильным штормам.
Однако, надо сказать, что штормы как раз и не
являются характерным признаком Черного моря.

Возможно, произошла ошибка.

Ученик:

Третья версия названия “Черное море”,
основана на том, что металлические предметы,
например якоря, опущенные на некоторую глубину,
поднимаются на поверхность почерневшими. Это
происходит под воздействием находящегося на
глубинах моря сероводорода. Эта версия кажется
наиболее вероятной, так как она исходит из
характерного признака Черного моря.

Черное море:



- негостеприимное;
- сильные шторма;
- наличие сероводорода.

Ученик.

В ЧЕРНОМ МОРЕ ОБИТАЕТ 180 ВИДОВ РЫБ.

Черное море очень теплое, оно не замерзает даже
зимой.

В Черном море много рыбы и других морских
животных. Много разных видов водорослей, медуз,
рыб. Ученым известно 180 видов рыб, обитающих в
Черном море.На глубине 200 метров оно заражено
сероводородом и рыб там нет.

Ученик: Рыбу наш предки, древние люди,
стали ловить и рыбу и употреблять ее в пищу чуть
позже, чем мясо. А именно – когда перестали
бояться воды и научились делать из дерева и
костей орудия для ловли – прадедушки
современных удочек и гарпунов. А научившись,
распробовали! Да так, что многие племена и народы
почти полностью перешли на рыбный рацион.

Чем же так хороша рыба как продукт? Помимо того,
что она очень вкусна и готовится быстрее, чем
мясо, в ней очень много полезных веществ. Это и
витамин А, который “отвечает” за зрение, витамин
В2 (рибофлавин), помогающий быстрее расти,
витамин РР (ниацин), необходимый для
здоровья нашей кожи, фосфор, помогающий думать и
строить скелет, а еще в морской рыбе содержится
йод, которого жителям России часто не хватает в
питании, а между тем он может спасти от многих
тяжелых болезней. В рыбе, как и в мясе, очень много
ценного белка, который усваивается гораздо
быстрее и легче, чем мясной. Поэтому рыба очень
полезна и взрослым, и детям. Блюд с рыбой и из рыбы
не меньше, чем мясных. Рыбу жарят, варят, коптят,
солят, вялят, сушат, запекают, тушат. Существуют
сотни рецептов только одной рыбацкой ухи.
Традиционно самой вкусной считается красная и
белая рыба. К белой рыбе относится семейство
осетровых – белуга, осетр, севрюга, стерлядь. К
красной – представители семейства лососевых.
Красная икра (осетровых рыб) – изысканный
деликатес. Она ценится во всем мире. Красная икра
тоже очень вкусная, она действительно
красноватого цвета, и достают ее из брюшка
лососей – семги, нерки, кеты, чавычи и др. На любой
вкус и кошелек найдется рыбка – от чебачка,
карасика, щуки до стерляди, осетра, форели.

Ученик: Я хочу рассказать о таких
рыбах, как морская игла и морской конек.

Они отличаются от других рыб тем, что их самки
выметывают икру не в воду, а в особые кожные
складки на спине сацов. Самцы вынашивают икру, до
образования мальков. Интересны так же глаза
морского конька и морской иглы. Каждый из этих
глаз вращается самостоятельно. И конек, и игла
могут смотреть одним глазом в одну сторону, а
другим- в другую.

- Давайте обратимся к цифрам, что они нам скажут
о Черном море?

Учитель:

- А теперь перейдем к разговору об Азовском
море.

АЗОВСКОЕ МОРЕ.

Это море отличается от Черного, кто знает
главное отличие? (вода в нем пресная)

Послушаем рассказ ученика: (сопровождается
показом слайдов).

- Азовское море меньше Черного в 11 раз. Оно очень
мелкое. В самых глубоких местах глубина не больше
14 метров. Это самое маленькое и мелкое море. В
прогретой солнцем воде растут водоросли и
мельчайшие животные, которые служат кормом для
рыб. Поэтому рыбы в Азовском море очень много. Ее
здесь ловят почти круглый год. И на побережье
много рыболовецких хозяйств. Черное и Азовское
моря тесно связаны между собой, поэтому многие
виды рыб кочуют из Черного моря в Азовское и
обратно.

Учитель:

- Мы поговорили О Черном и Азовском морях, но
ведь у нас есть и Краснодарское море, в чем его
отличие от Черного и Азовского (его создали
люди).

- На какие две группы мы можем разделить эти
водоемы? (естественные и искусственные)

5. Физкульминутка.

Мы сейчас все дружно встанем (дети встают)
И немножко отдохнем (потягиваются)
Вправо, влево повернитесь (поворачиваются)
Наклонитесь, поклонитесь! (наклоны)
Руки вверх и руки вбок (движения руками)
И на месте прыг да скок! (прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку, (бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!

6. Продолжение работы по теме урока.

Учитель:

- Как вы думаете, сколько у нас в крае рек?
(ответы детей).
Запишите число, а потом мы
сравним его с правильным ответом. Я не скажу вам
сразу ответ, чтобы его узнать вам нужно отгадать
загадки.

1-ая загадка:

Первая цифра всех красивее,
Первая цифра всех счастливее,
Ей знакомы дни недели,
С радугой она дружна.
Мы ее с друзьями спели:
Дружит с нотами она.

2-ая загадка:

Цифры 2-ая и 3-я – близняшки,
Похожи рубашки, похожи мордашки.
Они одинаковы и означают, что нет ничего,
Но считать помогают!

- Сколько рек у вас получилось?

У каждой реки свой характер (как и у всех вас).
Одни – спокойные, неторопливые, другие –
быстрые. Некоторые текут прямо, а другие –
постоянно петляют.

Самая главная река-это… Кубань.

Ученик:

- Она берет начало высоко в горах и несет свои
воды в Азовское море. Из маленького горного
ручейка Кубань постепенно превращается в
широкую и могучую реку. Кубань- трудолюбивый
работник: перевозит на себе грузы и пассажиров.
Длина Кубани 906 км, глубина в некоторых местах
достигает 10 метров.

В Кубани большое количество рыбы: сом, карп,
сазан, осетровые, щука, судак, окунь и др.

На берегах Кубани селятся водоплавающие птицы:
чайки, чибисы, кулики, гуси, утки. Растут желтые
кувшинки, водяные лилии, водяной орех, камыш.По
вечерам берега оглашаются многочисленным хором
лягушек.

Учитель:

- Все реки можно разделить на две группы, в
зависимости от того, где они протекают. Кто
догадался какие это реки? (равнинные и горные)

Кубань можно назвать и горной и равнинной
рекой, потому что сначала она течет в горах,
пенится, несется, бурлит, а не равнине она
становится спокойной- и тихо, плавно несет свои
воды.

Многие горные реки образуют водопады. А вы
видели водопад? Кажется, будто река прыгает вниз
с огромной высоты. Пена, брызги, грохот! Попадет
бревно в водопад и останутся от него одни щепки.
Вот какая силища! (демонстрация
слайдов)

Ученик:

У Кубани много притоков. Самые большие степные
реки – это Бейсуг, Ея , Сосыка и некоторые другие.
У них низкие берега, которые во многих местах
зарастают камышом и другой растительностью.
Летом, многие из рек, сильно мелеют. Почти все они
несут свои воды в Азовское море, но часто не
доходят до него и теряются в плавнях.

Учитель:

Плавни – новое для вас слово, сегодня мы узнаем,
что же такое плавни.

Ученик:

При впадении в Азовское море степные реки
образуют плавни. Это заболоченные земли. Они
зарастают камышом и осокой. В летнюю жару вода в
плавнях пересыхает. И только тысячи лягушек, этих
“ кубанских соловьев”, перед дождем или по
вечерам нарушают тишину своим оглушительным
концертом.

Ученик:

Очень часто дети путают плавни с лиманами.
Лиманы – это тоже стоячие водоемы, но вода в них
живая, то есть не стоячая. В лиманы, которые
раскинулись около Азовского моря несут свои воды
многие степные реки. А также в них попадает и
морская вода. В переводе с греческого языка
“лиман” обозначает озеро, болото, залив. Весной,
когда реки полноводны, лиманы выглядят как озера.
Летом они мелеют и больше напоминают болота.

Лиман – это настоящий рай для водоплавающих
птиц и морских животных. Сюда идут многие рыбы-
чтобы отложить икру и вывести потомство.

- О каком водоеме мы поговорим сейчас. Вы мне
сами скажите.

Начинается на “О”
И кончается на “О”
Оно в горах встречается
Нигде не повторяется.

Ученик:

- Текут по земле реки и ручейки, выбиваются из
под земли ключи и родники. Собирается их вода в
какой-нибудь впадине и образуется озеро. Все
озера разные и нигде в мире нет одинаковых.

Наверное, все в нашей стране знают озеро Абрау,
около г. Новороссийска и горное озеро Кардывач,
которое находится высоко в горах. Озеро Ханское у
Азовского моря дарит людям радость не только
своей красотой, но и лечит многие болезни, так как
там есть целебные грязи.

Учитель:

В Краснодарском крае есть искусственное море-
огромное Краснодарское водохранилище. Его
создали люди.

7. Повторение изученного.

Учитель:

Изумительна и богата природа Краснодарского
края. Живописные берега реки, морской прибой,
благоухающая природа лиманов и плавней, красота
озер -дарят нам бесценное благо. А взамен мы с
вами обязаны позаботиться о природе, чтобы
сохранить ее в здоровом состоянии для будущих
поколений!

8. Закрепление изученного, подведение
итогов. Д.З.

-Давайте подведем итоги, что же нового сегодня
узнали мы, что повторили.

- Какие водоемы есть в Краснодарском крае?
- Назовите естественные водоемы. Искусственные.
- Какие моря омывают Краснодарский край?
- Самая большая и многоводная река нашего края?
- Что интересного узнали о реках?
- С какими новыми названиями водоемов
познакомились на уроке?
- Что называют 3-им Краснодарским морем?

Учитель благодарит детей, которые подготовили
сообщения. И весь класс за дружную работу.

Д. з. Водоемы Краснодарского края. (решить
тесты).




Следующий: