Кубань многонациональная


Урок 1

Тема: Нет в мире краше Родины нашей.
Вводный урок.

Цели:


Обучающая:

познакомить учащихся с
многонациональным составом Кубани.

Развивающая:

развивать умение жить в
мире и согласии, правильно общаться, развивать
интерес к истории родного края.

Воспитывающая:

воспитывать уважение
к культурным и национальным особенностям других
народов живущих на Кубани.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный
проектор.

Ход урока

I. Организационный момент:

(слайд 1,2. Фото: Пшеничное поле)

Звучит гимн Краснодарского края.


II. Актуализация знаний.

Ученик

(подготовленный читает
наизусть):

Я представить край родной без
хлеба
Не могу, как море без воды,
Без щемящей сини это небо,
Вечер без мерцающей звезды.

Учитель

:

Так писал о Кубани поэт Вадим Петрович
Неподоба. На такой удивительно красивой земле
живет кубанский народ. Если мы хотим чувствовать
себя гражданами мировой цивилизации, мы должны
знать культуру своего края. Должны перенять опыт
обычаев и традиций, опыт воспитания трудолюбия,
уважения к старшим у разных народов, и казаков в
первую очередь. Это то, что накоплено многими
поколениями, а мы должны передать его
последующим.

Кубань – это родной дом для многих
национальностей, которых объединяет любовь к
нашей общей Родине – России.

Ученик (подготовленный
читает наизусть)

(Слайд 3-7. Фото: Кубанские пейзажи)

Круглый год
Здесь что-то засевают
И что-то убирают,
И что-нибудь цветет.
Кубань – земля такая:
От края и до края
Две Дании войдет.
Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
А снежные вершины,
Как война седины,
Как мудрость старины.


III. Введение нового материала.

1.Слово учителя:

В нашем регионе можно отыскать четыре
сокровища:

первое – земля: горы, поля и равнины;

(Слайд 8.)

второе – вода: реки, родники, озера и
моря;

(Слайд 9.)

третье сокровище – люди, их мастерство
и свершения.

(Слайд 10.)

Четвертое сокровище – (самое главное)
у нас считается – дружба и гостеприимство
трудолюбивых, народов. Все они стремятся сделать
нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее.

(Слайд 11.)

2. Групповая работа.

Каждый из вас думает по-своему, у каждого свои
представления о Родине. (На подготовленных
листах учащиеся записывают свои высказывания,
что же такое Родина и через 2-3 минуты предлагают
для обсуждения свою работу )

3. Ученик читает стихотворение нашего
кубанского поэта Арсена Мацояна. “ Родина”…


– Родина! Не только берёзы,
Ромашки в просторных лугах…
Родина! Это боль и слёзы
У мамы в любимых глазах.
Родина! Это вера в Бога
И церковь в лучах золотых.
Родина! Это в сердце тревога
О близких, желанных, родных.

4. Физминутка для глаз. (Слайд 12-13.)

5. Коллективная работа.

Работа по информационной карте (у каждого
ученика лежит на столе)

1. Как называется наша малая родина, тот уголок
земли, где живем мы?____________

2. Название нашего края произошло от названия
реки _________ которая несет бурные воды с высочайшей
горной вершины Кавказа – Эльбрус.

3. Наш край граничит с _____________областью, _____________
краем, _______________.

(Слайд 7. Карта Краснодарского края)

4.Какой город является административным
центром Краснодарского края? ______________________

5.С севера на юг Краснодарский край протянулся
на 370 км, а с запада на восток – на 410км. Площадь
нашего края 83,277км”. Как вы думаете, это большая
площадь или нет?________

Площадь Краснодарского края больше площади
государств Дании и Голландия вместе взятых.

6. Краснодарский край омывается двумя морями.
Какими?__________________________________

7. Какие крупные реки имеются на Кубани?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Краснодарский край богат ещё полезными
ископаемыми. Какими?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие народы проживают в нашем крае?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Вывод:

Веками народы, живущие на Кубани, разговаривали
на разных языках и наречиях. Одну и ту же мелодию
пели на разные слова. Но язык не враждует с
языком. Горы и море объединяют, когда люди
обретают общий язык. Русский язык стал золотой
цепочкой, которая соединяет все народы. А
культуры разных народов, как звонкие ручейки,
соединяясь в полноводную реку, обогащают друг
друга и нашу Кубань. Ведь любовь и дружба творят
чудеса. И только мы сможем сделать нашу Россию
красивой и благодатной.


IV. Рефлексия.

Разгадывание кроссворда: (Вписать
национальности жителей Кубани)

(Слайд 14.)


Ответ: казаки, украинцы, узбеки,
адыгейцы, армяне.

К уроку презентация 1.


Урок 2

Тема занятия: Кубань – наш общий дом.

Цели:

Образовательные:

познакомить учащихся с
понятием “народ”, научить сравнивать,
анализировать информацию, выделять главное

Развивающие

: расширение кругозора учащихся,
развитие умения работать в микрогруппах.

Воспитательные

: воспитание чувства
гражданственности, патриотизма, уважения к
традициям предков, желание принести пользу
Родине.


Ход урока

1. Мотивация учащихся.

2. Постановка проблемы:

Учитель: Как вы понимаете слово “народ”?

Версия 1. Народ – все граждане государства,
значит можно сказать, что все граждане России –
это народ России. На доску запись: “Граждане
России = единый народ”

Версия 2.

Учитель: Посмотрите на карту России. Что
обозначено словами красного цвета? (названия
народов) На доске запись: “В России много
народов”

  • Какое возникает противоречие? Какой мы зададим
    вопрос?
  • “Сколько народов проживает в России – один или
    много?
  • Ребята, у нас с вами занятие по кубановедению,
    поэтому перефразируем вопрос “Сколько народов
    проживает на территории Кубани много или один?”

3. Версии детей, актуализация знаний.

4. Поиск решения проблемы (открытие нового
знания)



Чтение текста. Рассматривание таблицы.
Беседа.

Издавна на Кубань прибывало множество народов.
Сюда на южные окраины России от гнета бежали
крепостные крестьяне. В поисках лучшей доли
приходили и приезжали умелые ремесленники,
купцы.

Знаете ли вы, что сегодня на Кубани живут люди 120
национальностей?. Для многих из них Кубань – это
Родина, где они родились, выросли. Все
национальности проживают на Кубани дружно,
помогая и понимая друг друга.

Численность населения отдельных
национальностей,
проживающих на территории Краснодарского края
тыс. чел.


Национальности

1989 г.

1997 г.

2002 г.

Всего

4 620,9

5 010,5

5 045,4

Русские

4 006,8

4 321,8

4 294,0

Армяне

171,8

232,4

246,5

Украинцы

182,1

200,9

193,6

Белорусы

34,7

40,1

37,9

Греки

28,4

30,7

30,8

Адыгейцы

20,8

19,8

19,3

Грузины

12,1

16,7

18,2

Kрымские татары

17,1

17,0

17,0

Немцы

29,9

18,9

14,7

Татары

14,6

14,1

14,1

Азербайджанцы

10,3

12,5

13,7

Цыгане

8,2

8,9

10,1

Молдаване

7,4

8,6

8,7

Мордва

6,8

7,6

7,0

Прочие

69,9

60,5

119,8

  • Представителей какого народа больше всего
    представлено в краснодарском крае?
  • Есть ли у вас друзья таких национальностей?
  • Предлагаю заполнить таблицу, а после проверим
    ваши предположения. (Работа в парах) Два человека
    работают у доски.

Что общего между народами
Кубани
Чем отличаемся

  • Обсуждение результатов.

5. Выражение решении проблемы.

  • Вернемся к карте России, которую мы
    рассматривали в начале занятия? Что же нас
    объединяет? (Представители разных народов –
    народ одной страны Российской Федерации) Всех
    жителей городов, станиц, поселков Краснодарского
    края можно назвать одним словом – “кубанцы”. А
    еще мы земляки. Так называют людей, у которых одна
    земля, общая Малая Родина.
  • Живя рядом, разные народы Кубани перенимали
    друг у друга обычаи, элементы одежды, блюда.
    Посмотрим, знаете ли вы это. (слайд)
  • Какие элементы одежды горских народов переняли
    казаки, переселившиеся на Кубань?
  • (слайд)

  • Башлык – суконный головной убор в виде
    капюшона.
    Бешмет – полукафтан типа рубахи.
    Черкесска – узкий, длинный кафтан без ворота с
    вырезом на груди.
    Бурка – накидка из войлока без рукавов.
    Папаха – головной убор из овчины.
    Чувяки – мягкая кожаная обувь, подогнанная под
    ногу.
    Газыри – нагрудные карманы для патронов.

ФИЗ. МИНУТКА для глаз

  • Какие блюда и продукты появились в кубанской
    кухне благодаряодщению и дружбе живших рядом с
    казаками народов?

  • Мамалыга – каша из кукурузы.
    Малай – лепешка из кукурузной муки.
    Мед – обменивали у адыгов.
    Шашлык – жареное на открытом огне мясо.
    Болгарский перец – (в помещичьих хозяйствах
    появились болгары-садовники, которые выращивали
    перец, баклажаны, помидоры).
    Адыги научили делать сухофрукты из яблок и груш,
    которые долго хранятся, не теряя вкусовых
    качеств. Также научили казаков строить
    усовершенствованные ульи.
    А еще с Украины казаки привезли песни, танцы,
    обряды, многие из которых сохранились до наших
    дней.
  • Вернемся к нашей таблице. Чем мы отличаемся?
    (культурой, традициями, едой и т.д.)
  • 6. Выражение решения проблемы.

    В России и на Кубани живет один народ или
    много? (Два значения слова народ). Если
    учащиеся затрудняются ответить обратиться к
    толковому словарю.

    7. Применение нового знания.

  • Как вы думаете зачем мы изучали данную тему?
  • Можете ли привести пример в истории, когда один
    народ считал себя великим пытался уничтожить или
    поработить другие народы? (Времена ВОВ)
  • Посмотрите на могильные плиты защитников
    Кубани в годы войны. (Слайд) Представители разных
    народов встали на защиту нашей Родины.
  • Какой ценой нам досталась победа над фашизмом?
  • Об уроках той страшной войны нужно помнить
    всегда. Где бы мы ни жили, чем бы мы не занимались,
    мы всегда общаемся друг с другом. Так устроена
    жизнь. Существуют правила, которые точно говорят,
    как нужно относится к людям другой
    национальности.
  • Давайте посмотрим знаете ли вы эти правила.
    (Работа в группах). После обсуждения листы с
    правилами прикрепляются к доске в форме
    прямоугольника.
  • Проверка по эталону. (Слайд) Обсуждение

  • 8. Итог урока.

    • Что было трудным и непонятным?
    • Что показалось интересным, о чем хочется узнать
      больше?
    • Рефлексия. (заполнение таблицы)

    К уроку презентация 2.




    Следующий: