Кто такие звери? 1-й класс

Цели:

  • Образовательная: учить определять
    принадлежность животного к группе зверей;
    познакомить с разнообразием зверей,
    их внешним строением, раскрыть связь между
    строением животного и его образом жизни.
  • Развивающая: развивать речь, внимание,
    наблюдательность, мышление
  • Воспитывающая: формировать самооценку,
    навыки коллективной работы. Прививать
    интерес к предмету.

Планируемые достижения учащихся:
усвоить, что звери – это животные, тело
которых покрыто шерстью; научиться выделять
зверей среди других животных, приводить примеры
животных этой группы.

Оборудование. У учителя –
цветные изображения медведя, лося, белки, зайца.
компьютер, проектор У учащихся –
на подносах пучки шерсти для практической
работы, лупы; цветные фишки; пластилин для
выполнения задания в рабочей тетради.

Презентация (Приложение
2
)

ХОД УРОКА

1. Приветствие гостей

Мы гостей сегодня ждали,
Их с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать и отвечать?
Не судите очень строго –
Ведь учились мы немного.

2. Как мы будем оценивать свою работу

К

Хорошо, все задания
выполняли правильно.

З

Если у вас что-то не
получилось, не со всеми заданиями справились.

С

Если вы были
невнимательны, вам не хотелось заниматься, у вас
ничего не получилось, (квадратики лежат на партах
у каждого ребенка)

3. «Настройка» на работу

У каждого ученика на парте лежат карточки с
«пушистиками». (Приложение
1
)
Раскрасьте того «пушистика», который
соответствует настроению в данный момент:
– Сегодня на уроке мы вместе с Мудрой черепахой
должны найти ответ на вопрос :Кто такие звери?
(Слайд 1)

4. Работа над новым материалом

– Откройте учебник на с. 26 (Слайд 2)
Смотрим на экран. Кого вы здесь видите?
Нам нужно определить, какое из изображенных
животных – зверь.
Установим, какие из этих животных точно
не звери (орел – птица; жук – насекомое)
Их изображение накройте фишками.
Назовите оставшихся животных (крокодил, мышь).
Какое же из них – зверь?

Чтобы ответить на этот вопрос,
нужно знать, кто такие звери. А для этого надо
изучить строение тела зверей и установить
их главный признак.

(Слайд 3)

Познакомимся с некоторыми животными,
которые относятся к группе зверей. Если вы
отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери

1. Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (жираф)

2. В магазине не была,
На базаре не была
А домой пришла –
Молока принесла
Молока кому?
Хозяину своему? (Корова)

3. Мордочка усатая
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

(Слайд 4)

– Какие части тела вы выделите у жирафа?
Найдите те же части тела у коровы
и кошки. Покажите эти части своему соседу.
Тело каждого из зверей имеет разную форму и
размер, но части тела у всех одинаковые
Вспомните, чем покрыто тело рыб, птиц? А чем
покрыто тело зверей? (Шерстью.)

5. Практическая работа

На подносах у детей пучки шерсти,
вычесанной или состриженной с любых зверей.
– Скажите, что у вас на подносах.
Рассмотрите пучок шерсти. Потрогайте, какая
шерсть на ощупь. (Мягкая, жесткая, пушистая
и т. д.)
– Какого она цвета? Из чего состоит пучок?
Рассмотрите при помощи лупы. Много ли
волосков? Такими волосками и покрыто тело
зверей
Положите пучки шерсти на квадрат
в учебнике, где нарисована шерсть. Рассмотрите
на рисунке Черепаху. В какой костюм она
нарядилась. Прочитаем слова Черепахи: звери –
это животные, тело которых покрыто шерстью.

Вернемся к верхнему рисунку. Как же
узнать зверя? Крокодил – это зверь? Накроем
его фишкой. А мышь – зверь? Вот
видите, не все звери большие и зубастые!

6. Знакомство с многообразием зверей

– Каких зверей вы знаете? Каких видели
своими глазами? Кто из них живет рядом
с человеком? Кто из них живет в лесу?
На какие две группы делятся

Физкультминутка (Слайд 5)

Работа с учебником (с. 27)

– Узнал Муравьишка, кто такие звери,
и побежал в лес с ними знакомиться.
А звери решили сыграть в прятки. Здесь
спрятались четыре разных зверя. Найдите
их и накройте фишками. Кто
спрятался в нижнем левом углу рисунка?

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)

Это зверь? (Слайд 6 – цветное изображение
медведя)
– Медведи – отличные охотники, но часто питаются
и лес­ными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают
жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь –
большой лю­битель меда: даже укусов пчелиных не
боится, лишь бы по­лакомиться. Осенью зверь
заботиться о надежном убежи­ще, где можно
спокойно проспать до весны. Уж очень ве­лик
зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и
дви­гаться по глубокому снегу.
– Найдите самое крупное из спрятавшихся
животных. Кто это? (Лось.) Это зверь?

(Слайд 7 – изображение лося.)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

– Лось очень крупное животное. Самца легко
узнать по ог­ромным ветвистым рогам, которые
отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться
молодыми ивами, сочными осинами и березами. Они
щиплют траву, а также едят па­поротники, грибы и
другие растения. Лоси проводят много времени у
водоемов. Они отличные пловцы. Чуть ли не в
недельном возрасте мать приучает лосенка
плавать.

– А кто зимой бывает белым, а летом серым?
(Заяц.)
(Слайд 8)

– Два раза в год меняет свою шубку заяц. Плохо
пришлось бы зайцу зимой, если бы он остался серым,
как летом или осенью. Но осенью заяц линяет, и
вместо серой шерстки, вырастает снежно-белая.
Словно надел зайчик шапку-невидимку, только
кончики ушей черные да нос. Так заяц сливается с
белым снегом и скрывается от врагов.

– Угадайте, о ком говорится в этой загадке:

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка) (Слайд
9)

– Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где
есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды;
поедают они и насе­комых. Летом они запасают на
зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Все
это прячут во мху или в дуп­лах. Летом белки носят
легкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка
становиться серой, густой и теплой.
– Посмотрите на картинку в учебнике. Какое время
года изо­бражено на рисунке ? (Лето.)
– Почему? (На деревьях листья. Медведь
гуляет по лесу, а зи­мой он должен спать.)

– Как раскрасите шубку белки ? Зайца ? (Летом
у белки шубка рыжая, у зайца – серая.)

Раскрасьте животных.Дети работают
самостоятельно.

(Слайд 10)

Физкультминутка

Зарядка для глаз

– Мудрая Черепаха хочет познакомить нас с
интересными жи­вотными, которые тоже являются
зверями, но имеют не­обычное для этой группы
строение тела. Рассмотрите этих животных
Назовите их. (Крот, летучая мышь, кит.)

(Слайд 11)

– Обратите внимание на лапы крота. Что в них
особенного? (Передние лапы больше.)
– Как вы думает, почему?(Крот роет подземные
ходы, для этого ему нужно иметь такие лапы.)

Лапы крота превратились в лопатки. У крота под
землей есть и спальня, и длинные коридоры, где он
охотиться. Крот роет ходу очень быстро. Он
выкапывает особые ходы к воде – лужам и ручьям.
На зиму кроты уходят вглубь, где земля не
промерзает.

(Слайд 12)

Что необычного в строении летучей мыши? (У нее
вместо лап – крылья.)

Летучие мыши – единственные летающие животные в
группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в
щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах.
Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днем
они спят, прицепив­шись к ветке или скале вниз
головой.Известна одна удивительная вещь,
оказывается, чтобы не умереть с голоду, ведь этот
вид животных не имеет возможности постоянно
добывать себе пищу, они впадают в состояние
ступора. Происходит замедление обмена веществ,
снижается температура тела. В сильные морозы
летучие мыши могут без ущерба для здоровья,
превратиться в «сосульку».

(Слайд 13)

Рассмотрите кита. Что необычного в строении его
тела? (У него вместо ног – плавники; нет шерсти.)
В группе зверей кит – самое большое животное. С
помо­щью плавников кит плавает. Тело его
скользит в воде. У кита нет шерсти, но у него есть
несколько одиночных во­лосков на голове. Они
очень чувствительны и помогают киту найти пищу,
с их помощью кит ночью может обнаружить
в воде скопление мелких рачков, которыми
он питается

7. Работа в рабочей тетради (с. 12)

Задание 2 при недостатке времени может быть
выполнено в группе продленного дня.

При подведении итогов урока учитель от имени
Муравья Вопросика спрашивает: «Кто такие звери?»
Просит привести примеры зверей.

8. Итог урока:

– Подведём сейчас итог,
Как прошёл у нас урок?

– Сегодня на уроке, благодаря дружной работе,
нам удалось выполнить все задания. Какие
открытия вы для себя сделали сегодня? Какие
знания, приобретённые на этом уроке, могут вам
пригодиться в дальнейшем?
– Что нового вы для себя узнали?
– Что вам понравилось делать больше всего?
– А в чем были трудности?
– Оцените себя, как вы сегодня работали.

К

Вы усвоили
знания идеально. Завидую.

З

Почти
безошибочно. Примите поздравления.

С

Огорчаться
не стоит. К отдельным вопросам можно всегда
вернуться.

– Покажите мне «мордашки» с настроением.
– Улыбок больше – значит, урок удался!
– Ребята, поднимите руку, кто сегодня на уроке
узнал что-то новое о животных?
– А как мы можем помочь животным? Будем всегда и
везде охранять природу, оберегать животных, ведь
они нуждаются в нашей заботе. Никогда не
забывайте об этом. А закончить наш урок я
предлагаю вот этой песней.

Попрощаемся с гостями:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!

Следующий: