Кто такие рыбы?

Цель урока: познакомить с
особенностями интегрированных уроков, дать
понятие интеграции, определить цели и задачи
уроков, рассказать о взаимосвязи с окружающим
миром и изобразительным искусством.

Задачи урока:

  • способствовать развитию творческого мышления;
  • продолжить изучение видов живой природы;
  • повторить изученный материал о насекомых;
  • развивать воображение учеников, помогая
    находить правильные ответы к загадкам;
  • закрепить следующие понятия: форма, техника
    «по-сырому», цвет;
  • воспитывать бережное отношение к природе и
    любовь к изобразительному искусству.

Оборудование: плакат с рисунком
загрязненной реки, плакат с рисунком очищенной
реки, вырезанные силуэты рыб (речных и морских),
картонный муравей Вопросик, конверт с загадками,
цветные карандаши, краски.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель:

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка?
Прежде чем за парту сесть,
Посмотрели, все ли есть?

II. Изучение материала с повторением и
обобщением пройденного.

Учитель: Сегодняшний урок будут вести
два учителя. Мы постараемся объединить
изобразительное искусство с окружающим миром.
Такое объединение еще иначе называется интеграцией.
Мы сегодня познакомимся с нашими младшими
братьями, а с кем именно вы скажете сами:

Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка, в сказку загляни! (рыбка)
Итак, сегодня мы будем говорить о рыбах.

Учитель задает вопросы классу:

а) Кто такие рыбы?
б) Как рыбы дышат?
в) С помощью чего рыбы передвигаются в воде?

На все эти вопросы мы должны ответить нашему
другу Вопросику, который пришел к нам в гости на
урок. Он любознательный муравей и хочет очень
много знать. Но вот беда: Вопросик живет на суше, а
рыба живет… (дети отвечают: в воде).
– Ребята, угадайте, куда мы с вами сейчас
отправимся?

Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Река)

– Правильно! Рыбы, которые живут в реке,
называются… (дети отвечают: речные).

III. Работа с книгой

Учитель: Посмотрите на иллюстрации в
книге и ответьте, какие рыбы живут в реке? (Дети
отвечают)

– Что общего у рыб? (Обратить внимание детей на
иллюстрацию рыбы в книге)

1. Чешуя. Создает обтекаемую форму. Это помогает
быстро двигаться.
2. Плавники и хвост помогают передвигаться в воде.
Хвост служит рулем.
3. Голова с жабрами и жаберными крышками.

– Дышат рыбы жабрами, их не видно, они внутри
головы, а сверху жабры прикрыты жаберными
крышками, рыбка их приподнимает, втягивая воду;
воздух остается у рыбы в жабрах, а вода выходит. В
чистой воде воздуха много, а в мутной его мало, и
рыбы задыхаются.

IV. Физминутка



Учитель: Давайте покажем, как рыбки
могут резвиться в прозрачной воде.

Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

(Прыгают, руки вместе, врозь, присели)

V. На доске рисунок – завод с
трубами, который сливает грязную воду в речку, в
реке плавают бутылки, башмаки, банки. Надписи:
«Купаться запрещено!», «Воду использовать
нельзя!».

Учитель: Какая прохлада! И умыться
можно! И воды напиться!

Дети: Пить нельзя. Вода в этой речке
очень грязная. Чего только в ней нет: банки,
бутылки, башмаки. Грязная жидкость льется через
грязные трубы – это стоки завода. Остановилась
жизнь обитателей речки. Речка и ее обитатели
просят о помощи.

Учитель: И мы поможем им. У нашего
друга Вопросика есть конверт, в котором
находятся волшебные загадки. Каждый правильный
ответ поможет постепенно очистить речку. На
прошлом уроке мы говорили о насекомых, вспомним
их.

1) На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

2) Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Пчелы, осы, шмели)

3) Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

4) Как одним словом можно назвать этих животных? (Насекомые)

5) Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?

– Вот мы и очистили нашу речку. Но как мало в ней
рыбы. Давайте заселим нашу речку рыбками, и
поможет нам в этом учитель рисования.

Дети раскрашивают силуэт рыбки в технике
«по-сырому». Далее они вместе с учителем вешают
свои работы на доску и таким образом заселяют
рыбой речку.

VI. Работа с книгой

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста,
когда в реке стало лучше, – до нас или после нас?
Объясните почему?
– Ребята, а могут ли наши рыбки жить в море?
Объясните почему?
– Но есть рыбы, которые приспособлены к соленой
воде. Давайте их рассмотрим, что это за рыбы.

Дети вместе с учителем рассматривают
иллюстрации морских рыб в учебнике.

VII. Работа в тетради

Учитель: Значит рыбы, которые живут в
реке, называются речными. Рыбы, которые живут в
море, называются морскими. На парте у вас лежат
силуэты речных и морских рыб. Поднимите и
покажите силуэты речных рыб. Что это за рыбы? (Дети
называют виды рыб)
Красным карандашом
закрасьте кружок около речных рыб. Около каких
рыб остался кружочек не закрашенным? (Дети
называют виды морских рыб)

VIII. Обобщение

Учитель: Мы сегодня познакомились с
обитателями рек и морей. Кто это?
– Названия каких рыб вы запомнили?
– Сегодня мы не только познакомились с видами
рыб, но и закрепили знания техники «по-сырому» в
работе с акварельными красками.




Следующий: