Кто такие птицы

Цели:

  • познакомить учащихся с многообразием мира птиц;
  • выделить отличительные признаки птиц;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к обитателям
    нашей планеты, интерес к предмету.

Оборудование: картинки с изображением
птиц; схема строения птицы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел у нас звонок –
Мир природы приглашает
Нас скорее на урок.

II. Работа над новым материалом

Учитель: О ком наш урок,
попробуйте догадаться. Я загадаю вам несколько
загадок.

1. Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный, серый… (гусь)

2. Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (Дятел)

3. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это… (цапля)

4. Чёрный проворный,
Кричит «крак» – червякам враг. (Ворон)

Учитель: Каким одним словом мы
называем всех, о ком наши загадки?

(Ученики отвечают).

У. Правильно. Это птицы. Сегодня мы
будем говорить о них. Давайте мы попробуем
узнать, что же объединяет птиц. Почему они
относятся к одному классу. Посмотрите на
фотографии.

На доске:

– Подумайте, что у птиц общего.
(Ответы детей, если необходимо, с помощью
учителя приходят к следующим выводам
)

Птицы – это животные, у них есть
крылья, и они единственные обитатели Земли,
покрытые перьями. Строение птиц – это голова,
клюв (форма зависит от питания), шея, туловище,
ноги, крылья, хвост.

На доске:

– Своим острым клювом орёл разрывает мясо на
кусочки. Большой клюв нужен тукану для того,
чтобы срывать плоды с деревьев. Благодаря
широкому клюву стриж ловит насекомых на лету.



Учитель: А теперь мы с вами поиграем в
птиц и проведём физминутку.

Гуси серые летели,
(Взмахи руками в стороны.)
На лужайку тихо сели,
(Приседания.)
Походили, поклевали,
(Ходьба, наклоны.)
Потом быстро побежали.
(Бег и ходьба.)

Учитель: А теперь мы с вами рассмотрим
перья птиц.

На доске:

– Перья птиц бывают трёх видов. Сохраняют
тепло – пуховые, придают форму –
контурные, маховые –
нужны для полёта.
– Каждое перо имеет стержень. Покажите его.
Найдите бородки. Покажите их. Какие перья на вес и
почему?
– Как можно использовать перья. (Ответы детей с
помощью учителя)

– Крупные птицы, имеют около 25 тыс. перьев, а
крошечная колибри 1000.

Вывод: все птицы имеют перья.

– Рассмотрим окраску перьев.

– Часто можно встретить очень красивых птиц. У
большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они
используют свою окраску, чтобы привлекать самок.
– На земле существует много птиц, которые
утратили способность летать.

На доске:

Пингвины обитают там, где для выживания нужны
не крылья, а плавники. Для того, чтобы поймать
рыбу, которой они питаются, необходимо хорошо
плавать.
Киви, живущая в Новой Зеландии, ведёт ночной
образ жизни. Она своим длинным клювом находит
пищу на земле.
Казуар. Эта птица так смела и сильна, что ей нет
нужды улетать, спасаясь от противника.

III. Игра-соревнование «Я знаю 5
названий птиц».

IV. Подведение итогов

Учитель: На этом уроке мы узнали
немало интересного про птиц. Что больше всего
заинтересовало? О чём бы вы хотели узнать ещё?

V. Домашнее задание

– Нарисовать птицу ,которая больше всех
понравилась на уроке. Подготовить маленький
рассказ об этой птице.




Следующий: