Кто отвечает за цвет?

Цели урока:

  • образования – изучить причины существования окраски веществ, закрепить следующие способы деятельности- составление уравнений диссоциации веществ, определение степеней окисления, составление ионных уравнений реакций, проведение качественных реакций;
  • развития – развивать общеучебные уменияанализировать табличные данные, сравнивать химические объекты, выдвигать гипотезы для решения проблемной ситуации;
  • воспитания – воспитывать чувство новизны, удовлетворения от умственного труда.

Оборудование урока: компьютерная презентация «Кто отвечает за цвет?»;

  • на демонстрационном столе – растворы солей: хлорид цинка, сульфат железа (II), сульфат меди (II), дихромат калия, хромат калия, перманганат калия; растворы гидроксида натрия, серной кислоты, сульфит натрия; спички, шпатель; медный купорос (кристаллический), асбестовая сетка, столик демонстрационный; химические стаканы.
  • на столах учащихся – растворы гидроксида натрия, гидроксида меди (II), сульфата меди (II), штатив, пробирки.

Ход урока

Этапы урока Действия учащихся
I. Вступительное слово учителя.
Слайд 1

Слайд 2
Цвета радуги, цветная палитра, цветовое решение интерьера, цветная репродукция – эти словосочетания мы слышим очень часто в повседневной жизни. А сегодня мы поговорим о цветах в химии.
Выдвигают предложения.
Ребята! А какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали словосочетание «цветная химия»? Цветные реакции
Цвет – это химическое или физическое свойство вещества? Физическое.
Давайте вспомним и другие физические свойства веществ! Запах, прозрачность, тепло-, электропроводность, плотность, температуры плавления и кипения.
Ребята! А почему раствор поваренной соли бесцветный, а медный купорос и его раствор имеет голубой цвет?
Слайд 3
Давайте вместе сформулируем проблему: почему одни вещества или растворы имеют цвет, а другие бесцветные? Или другими словами: в чем причина существования цвета?
Затрудняются ответить.
II. Основная часть урока.
Слайд 4
1. Обратите внимание на демонстрационный стол: вы видите растворы веществ, чьи формулы представлены на слайде: ZnCl2, FeSO4, CuSO4, K2Cr2O7, KCrO4, KMnO4.
К какому классу веществ они относятся? Соли.
Почему вы так считаете? C т.з. ТЭД, соли – это вещества, клторые диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков.
Запишите формулы этих солей в тетради, составьте уравнения их диссоциации. На ионы. Пишут уравнения в тетради.
На какие частицы диссоциируют эти соли в воде?
Слайд 5
Ионы.
Какие частицы вещества являются материальными носителями окраски растворов этих солей?
А какие на ваш взгляд ионы обуславливают голубую окраску медного купороса и коричневого сульфата железа?
Ионы меди, железа.
Как можно доказать, что именно ионы меди и железа окрашивают растворы?
Лабораторная работа: качественные реакции на ионы железа и меди.
К 1 мл. растворов солей FeSO4, CuSO4 прилить по 1 мл раствора гидроксида натрия.
Слайд 6
Ребята! Обратите внимание на слайд: существуют ионы, которые в гидратированном состоянии бесцветны – Na, K, Zn/ Cl, NO3, SO4;
Слайд 7
и ионы, которые в гидратированном виде окрашены – Cu, Fe, MnO4,Cr2O7 .
Провести качественные реакции на эти ионы – л/работа.
2. Подведем первый итог!
Слайд 8
Первая причина существования окрашенных веществ- ионный состав вещества.
3. Между прочим, многие поделочные, полудрагоценные и драгоценные камни обязаны своей привлекательной окраской ионам, входящим в их состав.
Слайды 9-12
Малахит, бирюза (сообщения по теме (Приложение 2).
Выдвигают ответ.
4. Однако, при некоторых условиях цвет вещества или раствора не проявляется. Когда это бывает? С чем это связано?
Слайд 13
5. Обратимся к таблице. Когда свет солнца падает на вещество, он может полностью отразится от вещества – в этом случае вещество кажется нам белым. Если свет полностью поглощается веществом – мы видим его черным! Но если свет с определенной длиной волны отражается, а свет с другой длиной волны отражается, то мы видим вещество окрашенным.
Слайд 14
На уровне электронов атомов происходит следующее: внешние неспаренные электроны поглощают порцию световой энергии и переходят на более высокий энергетический подуровень в пределах уровня. Переход электрона на более высокий подуровень называют возбуждением электрона. Затем электрон спускается на низкий энергетический подуровень и при этом спускает энергию в виде окрашенного света, его мы видим как цвет вещества.
В темноте, цвет – результат взаимодействия вещества со светом.
6. Можете ли вы предложить другой источник энергии, кроме световой?
Демонстрационный опыт: сжигание солей, дающих различную окраску пламени.
Слайд 15
Тепловая, электрическая, ядерная энергия.
7. Подведем второй итог!
Вторая причина существования окраски вещества кроется в строении предвнешнего энергетического подуровня атома элемента. Это явление используется на практике в спектроскопии.
8. Обратите внимание на раствор перманганата калия – он фиолетовый. Ученые называют его хамелеоном! Этот представитель химической фауны изменяет свой цвет в зависимости от химической среды раствора.
Слайды 16-18
Демонстрационный опыт: взаимодействие перманганата калия с сульфитом натрия в щелочной и кислой средах.
Выдвигают ответ.
- к подкисленному раствору перманганата калия добавить восстановитель сульфит натрия – раствор обесцвечивается;
- к сильнощелочному раствору перманганата калия добавить восстановитель сульфит натрия – раствор зеленеет.
Слайд 19
Составляют уравнение реакции, определяя элементы – окислитель и восстановитель.
9. Подведем третий итог! Третья причина существования окраски веществ – степень окисления атомов элементов или зарядов ионов в веществах. Выдвигают ответ.
III. Подведение итогов урока.
Слайд 20
1. Наступило время ответить на вопрос урока «Кто «отвечает» за цвет?»
Слайд 21
2. В качестве домашнего задания предлагаю провести эксперимент:
для изготовления домашнего прихрометра (прибор для определения влажности воздуха) используют хлорид кобальта (II) в качестве водочувствительного вещества. Почему сухой хлорид кобальта (II), имеющий голубую окраску, розовеют в присутствии воды.
Слайд 22
В заключении я хочу пожелать вам не забывать слова ак. А.К.Павлова, что … «изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения, настойчиво ищите законы ими управляющие».
Дают ответ.

Следующий: