Кто–кто в алфавите живёт? 1-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,58 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Знакомство учащихся с историей алфавита;
  • Развитие воображения, мышления;
  • Воспитание национальной гордости за богатство русского алфавита;

Ход урока

1. Организационный момент:

2. Сообщение темы: Прочитайте тему сегодняшнего занятия.

(Слайд 1).

– Ответьте, кто живет в алфавите?

(Слайд 2).

– Сколько букв в алфавите?
– Сколько букв для гласных звуков?
– Сколько букв для согласных звуков?
– Посчитайте сколько букв в алфавите?

Задание № 1. Приложение 1а.

– Напишите слова в алфавитном порядке.

(Слайд 3).

– Да, в русском алфавите живут значки – буквы. Их количество запомнить легко.
Слева направо число букв – 33 и справа налево число букв – 33.

(Слайд 4).

– Долго трудились люди над изобретением букв для своего языка.
– Послушайте, как это было.
– Как изобрели буквы?

3. История возникновения алфавита.

(Слайд 5).

– В Древнем городе Финикия (город расположенный на побережье средиземного
моря), жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для согласных
звуков.

(Слайд 6).

– Финикийцы знакомили другие народы со своей письменностью. На ее основе
стали разрабатывать алфавит древние греки (народ который является основным
населением Греции).

(Слайд 7).

(Слайд 8).

– Греческий ученый Пеломед сумел создать 16 букв. В течении многих лет ученые
следующих поколений прибавляли то 2 буквы, то 3 буквы, а один даже ученый создал
6 букв.

(Слайд 9).

– Тратились многие усилия, чтобы усовершенствовать письмо, сделать его
наиболее понятным и удобным для людей. Ученые понимали, что людям нужна грамота,
а как читать и писать без букв? Никак! Так сложился греческий алфавит.
Впоследствии он завоевал почти весь мир! Он помогал разным народам создавать
свою письменность, в том числе и нам, славянам (крупнейшая группа в Европе по
происхождению народов).

– А было это так:

– Наш алфавит родился и появился из букв , созданных учеными Кириллом и
Мефодием (братья , славные просветители, создатели славянской азбуки,
проповедники христианства – одна из трех мировых религий).

(Слайд 10).

– Сначала Кирилл составил свой алфавит, назывался он Кириллицей.

(Слайд 11).

– Мефодий изобрел свой алфавит , который назывался Глаголицей.

(Слайд 12).

– Но шло время алфавит изменялся и совершенствовался. И наконец алфавит стал
таким каким мы его знаем.
– В нашем алфавите 33 буквы. Они расположены в определенном порядке. Кто
установил такой порядок неизвестно. Знания алфавита велико! Если его не знать,
то трудно будет работать со словарями, трудно будет решить чью фамилию написать
первой в классный журнал. Фамилии учащихся и взрослых принято писать по
алфавиту, тогда никто не обидится. Все документы, энциклопедии, справочники
составляются по законам алфавита.
– Таким образом , вы наверное поняли, что алфавит любого народа создавался
нелегко – это целая история. Плохо, что у нас нет красочного праздника,
посвященного алфавиту. А вот в стране Болгария (государство на юге Европы на
Балканском полуострове, омывается Черным морем). Весной все люди выходят на
улицы с цветами и с буквами в руках! Да – да с буквами в руках! Болгарская
азбука и русская азбука очень похожи.
– Вот наша современная азбука!



(Слайд 13).

– Проверим как вы знаете алфавит.

Задание № 2 . Приложение 1б.

– Вначале нужно найти все гласные буквы и подчеркнуть их красным
карандашом, затем найти все согласные буквы и подчеркнуть их синим карандашом.

4. Физкультминутка

(Слайд 15).

Найдите на своем листке задание № 3.

Задание № 3. Приложение 1в.

На доске написано стихотворение.

(Слайд 16).

Запишите слова – названия инструментов в алфавитном порядке.

(Молоток, пила, плоскогубцы, рубанок, сверла, топор.)

5. Игра “Угадайка”

(Слайд 17).

– Я буду задавать вопросы , а вы отвечать. Если хочешь ответить, не шуми,
а только руку подними.

  1. Какая буква в алфавите стоит пятая по счету? (Д)
  2. Какая десятая? (и)
  3. Какая буква стоит перед буквой М? (Л), а какая за ней (Н)
  4. Какая буква стоит на втором месте по счету в алфавите? (Б)
  5. Какая буква стоит перед буквой Я? (Ю)
  6. Соседями какой буквы являются С и У? (Т)

Задание № 4. Приложение 1г. Животный алфавит.

(Слайд 18).

– Как вы думаете, что я имею ввиду под названием “Животный алфавит”?

Почти угадали, нужно на каждую букву алфавита написать одно название
животного: зверя, птицы, насекомого, ползающего.

– И так на своем листке нашли задание № 4. По моей команде начнете составлять
алфавит. Кто первый составит, несет мне, я на нем ставлю порядковый номер. Кто
первый сдает напишу № 1, кто второй № 2, и т.д. Как пять наберу, начнем
проверять. У победителя должны быть заполнены названия животных на все буквы.

Проверка.

– Я читаю работу № 1, которую выполнила…
– Вы слушайте внимательно, есть ли такие в природе животные. Если нет,
поднимайте руку, я перестаю читать и выслушиваю ваши замечания (читаю по порядку
все работы и решаю кто победитель.

6. Домашнее задание.

– Попробуйте дома составить Растительный алфавит. Проверьте на память
себя сколько вы знаете названий деревьев, трав, цветов., а потом поищите ответ в
книжках и пополните свой список “Растительного Алфавита”. Принесете и
сдадите мне, я посмотрю результаты вашего труда.

– Желаю всем успехов!
– Спасибо за внимание!

(Слайд 19).

Приложение 1. Задания к уроку.
Приложение 2. Презентация к уроку.




Следующий: