Кремний и его соединения

Цели:

  • Формирование компетентности в сфере
    самостоятельной познавательной деятельности.
  • Формирование коммуникативной, информационной
    компетентности.

Задачи:

  • Познакомиться с кремнием, как необходимым
    элементом для жизни растений, животных и
    человека.
  • Научиться оформлять результаты работы.
  • Научиться работать с различными источниками
    информации.

Планируемый конечный результат.

  • Устные сообщения учащихся с компьютерными
    презентациями.
  • Создание учащимися стенда минералов для
    кабинета географии.
  • Оформление учащимися стенда «Юный химик» по
    данной теме.
  • При проведении данного урока использован метод
    проектов.

За неделю до занятия учащиеся класса
разбиваются на три группы. При делении класса
учитываются индивидуальные особенности
учащихся, входящих в группу. Все группы примерно
по числу учащихся и по интеллектуальному
развитию. В каждой группе был выбран
ответственный за данную работу. Консультации
проводились с группами мною, если возникали
вопросы. Занятие проводилось в компьютерном
классе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснения нового материала

а) сообщения с презентациями;

б) показ и краткий рассказ о минералах;

в) показ и краткий рассказ рубрик для стенда
«Юный химик».

3. Беседа по проблемным и частным вопросам
учебной темы.

Проблемные вопросы учебной темы:

  1. Почему углерод называют элементом живой
    природы, а кремний — основным элементом неживой
    природы?
  2. Почему физические свойства оксидов кремния и
    углерода резко отличаются друг друга?
  3. Почему нельзя хранить плавиковую кислоту в
    стеклянной посуде?

Частные вопросы:

  1. Каковы физические свойства кристаллического и
    аморфного кремния?
  2. Что общего в химических свойствах кремния и
    углерода?
  3. Какие отличия в химических свойствах кремния и
    углерода?
  4. Как получают кремниевую кислоту?
  5. Какой раствор называют «жидким стеклом»? Где
    его используют?

4. Компетентностно-ориентированные задания
(КОЗ)

Представьте себе — встает человек утром с
постели, подходит к зеркалу, а вместо него -
пустая рамка, ищет очки, а от них лишь одна оправа;
вдруг он ощущает порывы ветра, так как в доме нет
ни одного окна; от ужаса человек хочет выпить
глоток воды, но не может найти ни одной чашки,
стакана — вообще нет никакой в доме посуды — все
бесследно исчезло! И это только начало ужаса:

Далее треск, грохот — рушатся потолок, стены,
они летят и рассыпаются, превращаясь в пыль и
песок: Параллельно с этим выделяется огромное
количество кислорода, который меняет состав
воздуха, то есть земной атмосферы!

А самое страшное, что в последствии почти
целиком исчезает земная кора, испаряются океаны
и не существует больше жизнь на Земле:

Что это за элемент и почему его исчезновение
могло вызвать такие катастрофические изменения?

Выполнение теста.

1. Содержание кремния в земной коре составляет
примерно:

а) 30%;

б) 20%;

в) 40%;

г) 50%.

2. Кремний в промышленности получают из:

а) нефти;

б) глины;

в) песка;

г) силицида магния.

3. В природе оксид кремния встречается в виде: 1)
глины; 2) песка; 3)горного хрусталя; 4) карборунда; 5)
корунда; 6) кварца; 7) яшмы. Какие утверждения
правильны?

а) 2, 3, 6, 7;

б) 1, 2, 3, 4;

в) 3, 4, 5;

г) 2, 4, 5, 6;

4. Кремниевая и угольная кислоты сходны между
собой:

а) по силе;

б) по агрегатному состоянию;

в) основностью;

г) кислотностью.

5. Какое из производств существенно обособлено:

а) цемента;

б) целлюлозы;

в) кирпича;

г) стекла.

Ответы: 1а; 2в; 3а; 4в; 5б.

Вывод.

В природе кремний — второй по
распространенности после кислорода химический
элемент. Кремний применяют для
полупроводниковых материалов, а также
кислотоупорных сплавов. Его оксиды являются
основной частью песка и глины, в виде кристаллов
входит в состав горных пород. На основе его
соединений создано промышленное производство
керамики, стекла, цемента.

Презентация.

Следующий: