Кремний и его соединения. 9-й класс


Программа экскурсии:

  • Экологическая акция «И помнит мир
    спасенный»
  • Презентация проекта «Гранит – визитная
    карточка Земли».
  • Презентация исследовательского проекта
    «Паспорт памятника».
  • Устный журнал ”С чего начинается память
    о войне“
  • Рассказы детей из истории своей семьи
    «Далёкой войны солдат»

Подготовку к уроку необходимо начать за 7-10
дней. Девятиклассники работали над проектами:
«Гранит – визитная карточка Земли», «Паспорт
памятника». Обучающиеся готовили информацию из
истории своей семьи «Далёкой войны солдат».

Цели урока:

  • Образовательные: формирование
    представлений о кремнии, его соединениях, их
    физических и химических свойствах на
    основании строения, значение кремния в
    природе и для человека.
  • Развивающие: установление
    причинно-следственных связей в ходе обсуждения
    вопроса, развитие логического мышления детей.
  • Воспитательные: формирование и развитие
    социально значимых ценностей девятиклассников,
    направляющих их личностное и социальное
    самоопределение, а именно:
    • национального достоинства;
    • толерантного отношения к членам социума;
    • активной жизненной позиции;
    • любви к Родине, чувства общности и
      принадлежности семье;
    • готовности к защите своего Отечества;
    • чувства ответственности перед собой и другими.

ХОД УРОКА

Первый урок по теме
соответствует программному материалу и
сопровождается компьютерной презентацией.

Учитель демонстрирует на слайдах
изображение китайского погребального сосуда
эпохи неолита, самородка опала, дюн на Куршской
косе, кремниевый мушкет, растение хвоща,
радиолярии, губки и фотографию обелиска
(1941-1945), находящегося в поселке Новый Каракан
.

Учитель: Что объединяет эти
объекты между собой?
Учащиеся (предполагаемый ответ): Все они
состоят из веществ, в состав которых входит
кремний.
Учитель: Какие ассоциации
возникают у вас при слове «Кремний»?
Учащиеся: прочный, твердый, камень.
Возможно, кто-то вспомнит выражение «не человек,
а кремень».
Учитель: Название «кремний»
произошло от латинского «ляпис креманс», что
означает – «камень, дающий огонь», или кремень.
Кремень, по латыни «силекс»,
от этого слова происходит научное название
элемента – силициум.
Учитель: Тема нашего урока «Кремний
и его соединения»
«Кремний – основа земной коры», – писал
академик А.Е. Ферсман
Кремний – самый распространенный элемент земной
коры. После кислорода он занимает II место по
массе.
В.И. Вернадский говорил, что «никакой организм не
может существовать без кремния». У кремния
особая роль. Он – пьезоэлемент. Кремний может
превращать один вид энергии в другой:
механическую в электрическую, световую в
тепловую и др. При недостатке кремния в организме
человека нарушается баланс обмена веществ, так
как более 70 других элементов просто не
усваиваются.
Далее учащимся предлагается самостоятельная
работа по учебнику О.С. Габриеляна. На слайдах
расположены задания. Предлагается в рабочих
тетрадях охарактеризовать кремний как
химический элемент и как простое вещество.

1. Кремний как химический элемент (стр. 178,
Химия-9, О.С. Габриелян)



2. Кремний как простое вещество (стр. 180–185,
Химия-9, О.С.Габриелян)

Кремний как химический элемент

  • Положение в периодической системе
  • Строение атома. Электронная формула
  • Возможные степени окисления
  • Распространенность в природе

Кремний как простое вещество

  • Строение кремния
  • Свойства кремния:
    • физические
    • химические
  • Применение кремния и его соединений
  • История открытия кремния

Учитель задает домашнее задание: п.31, упр.4 (а, б)

Второй урок – экскурсия



Программа урока-экскурсии:

1. Экологическая акция «И помнит мир
спасенный» – уборка территории у памятника. (10
мин.)

2. «Гранит – визитная карточка Земли».
Представление и защита индивидуального
проекта. (5 мин.)

Школьник 1: Среди геологов
существует выражение «Гранит – визитная
карточка Земли». И это, правда, так как ГРАНИТ –самая
распространенная горная порода в
континентальной земной коре. Окраска гранита
преимущественно светло-серая, но нередки также
розовые, красные, желтые и даже зеленые
(амазонитовые) граниты. Цвет гранита, как
правило, определяет преобладающий в его составе
минерал – калиевый полевой шпат. Кварц
присутствует в виде стекловидных трещиноватых
зерен; обычно он бесцветен, в редких случаях
имеет голубоватый оттенок, который может
приобретать вся порода. Среди пород натурального
камня гранит отличает долговечность, прочность,
устойчивость к атмосферным и химическим
воздействиям. Гранит использовались людьми еще в
древности. Например, египтяне использовали его
при постройке своих знаменитых пирамид.
Природный камень по-прежнему находит широкое
применение в различных областях жизни
современного человека. Изделия из гранита
являются показателем отличного вкуса. Обелиск в
нашем посёлке представляет собой розовую
мраморную плиту с рельефным изображением
высеченным на нем годы войны 1941-1945 г.г., знамя
Победы и солдатская каска. Можно предположить,
что мрамор содержит оксид железа, который
окрашивает его в красный цвет. Перед обелиском
установлена черная гранитная плита на ней лежит
пятиконечная звезда с углублением в середине для
огня.

3. Презентация «Паспорта памятника».
Исследовательский проект обучающихся 9 класса. (7
мин.)

Школьник 2: При осмотре и
фотографировании памятника мною заполнялся
«Паспорт памятника», составленный с помощью
учителя истории Ненашевой О.И.. и директора
сельского дома культуры Смирновой Г. Г. (Приложение 1) В ходе
обработки собранных материалов удалось
вычислить основные характеристики памятника.
Инициатором создания памятника является разрез
«Караканский» (директор Магилин А.В).

4. Устный журнал«С чего начинается память о
войне» (4 мин.)

Ученик 1:

Память, память, за собой позови
В те тревожные, далекие дни.
Ты героев ушедших сейчас оживи,
А живущим ныне юность верни.

Ученик 2:

Память! Память!
Ты же можешь, ты же должна
Стрелки на мгновенье повернуть
Мы хотим не просто вспоминать имена
Мы хотим в глаза им заглянуть
Память! Память!

Ученик 1: Прошло много лет с того
ракового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь
и вновь возвращается опять к суровым годам войны.
Возвращается потому, что война была не только
бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и
суровым испытанием, проявившим силу духа и
нравственное величие советского человека.

Ученик 2: Сегодня мы – дети, внуки,
правнуки, ветеранов ВОВ низко кланяемся вам за
мужество и стойкость, терпение и милосердие, за
беспредельную любовь к Отчизне и горячую веру в
Победу.



5. «Далекой войны солдат» – рассказы детей из
истории своей семьи (15 мин.)

6. Рефлексия (4 мин.)

«Сегодня я узнал, что …, этому
способствовало…»




Следующий: