Краткосрочный проект работы дошкольного туристического клуба


Проблема: “Турпоход – как основа
здорового образа жизни.”

Игровая мотивация: “Познакомиться
с лесным царством старичка – Лесовичка.”

Цель: ”Формирование осознанно-правильного
отношения к природе, к своему здоровью.”

Задачи:

1. Способствовать становлению у детей
ценностей здорового образа жизни через туризм.
2. Развивать поисковую деятельность детей:

  • способность к определению задач на основе
    поставленной проблемы (определение маршрута
    пути, способа преодоления препятствий);
  • умение планировать этапы действий,
    аргументируя свой выбор (вычерчивание нитки
    маршрута, знакомство с экологической тропинкой
    на карте-схеме, объяснение выбора);
  • придумывание новых вариативных способов
    использования обычных вещей в нестандартных
    ситуациях.

3. Совершенствовать уровень
накопленных знаний и умение применять их на
практике.
4. Воспитание любви к природе родного края, как
одного из слагаемых патриотизма.

Введение в игровую проблемную ситуацию.

Во время прогулки на участке детского
сада обращаю внимание детей на летящую стаю птиц.
Ставлю перед детьми вопрос: “Куда летят птицы?”.
(Самостоятельные высказывания детей). В конце
обсуждения обобщаю результаты высказываний и мы
выясняем, что это гуси и летят они в тёплые края,
на юг. После того, как гуси исчезли из поля зрения,
привлекаю внимание детей к кусту акации. На кусте
появился новый предмет. Это дубовый лист с
какими-то буквами. Дети читают письмо. ”Приглашаю
вас в лес. Лес осенью очень красивый. Вы увидите
много интересного. Посылаю карту. Красный
крестик – это клад. Старичок-Лесовичок
”. Мы
решаем непременно отправиться в гости к
Лесовичку и отыскать клад. Но к поискам нужно
подготовиться.

Поэтапное решение проблемы.

Первый этап. Посещение комнаты по
краеведению и туризму.

Любой поход начинается с
предварительной подготовки группы на месте.
Приглашаю детей в комнату по краеведению. и
туризму для обсуждения наших дальнейших
действий. В этой комнате проходят занятия нашего
турклуба “Светлячок” по теории и тактике
туризма, по ознакомлению с природой родного
Приморского края. Дети получают элементарные
знания о топографических картах, компасе,
условных обозначениях. В комнате есть снаряжение
туристов – палатка, рюкзак, спальники, коврики.
Вместе с детьми оформлены стенды “Личное
снаряжение юного туриста”, “Типы костров”,
“Узлы”. Здесь устраиваются выставки юных
художников и мастеров – “Самоделкиных” (по
впечатлениям из походов), просмотры видеофильмов
и слайдов. Около импровизированного костра
проходят занятия клуба авторской песни
“Альтаир”. Здесь же занимается клуб “Юный
фенолог”. На первом подготовительном занятии мы
учимся устанавливать палатку. Разделяю детей на
подгруппы и каждая получает задание (собрать
дуги, расправить тент, приготовить колышки).
Затем мы вспоминаем веревочные узлы (“простой”,
“схватывающий”, “стремя”, “контрольный”),
которые используются при организации навесной
переправы, учимся сматывать веревку “в бухту”. и
т.д. Повторяем правила поведения детей в лесу и
правила безопасности в походе по опорным
картинкам.

  1. Перед выходом на маршрут проверять исправность
    снаряжения. Одежда и обувь участников должны
    соответствовать погоде.
  2. Точно выполнять все распоряжения руководителя
    группы.
  3. О всякой замеченной опасности немедленно
    сообщать руководителю.
  4. Соблюдать установленный интервал движения.
  5. Строго соблюдать правила уличного движения,
    быть осторожным и внимательным.
  6. В походе не говорить: не хочу, не буду.
  7. Трав, кореньев, грибов в рот не брать.
  8. Воду из водоёмов не пить.
  9. О малейших признаках заболевания, утомления и
    т.д. немедленно сообщать руководителю.
  10. Никого из лесных обитателей не обижать.
  11. Идти по силам слабейшего.
  12. Крик в лесу — сигнал бедствия . Учимся слышать
    тишину и музыку леса, поля, озера.
  13. Место привала после нас должно быть чище, чем до
    нас.

Предлагаю детям поиграть.

Игра “ Сложи рюкзак”(из
предлагаемых вещей надо взять с собой только
необходимые в походе).

Экологическая игра “Ноев ковчег”.
Суть игры заключается в нахождении своей пары
среди зверей и птиц, населяющих Ноев ковчег.
Название каждого животного или птицы пишется на
двух карточках. Карточки раздаются всем детям.
Каждый ребёнок должен прочитать свою карточку и
“превратиться” в указанное на ней животное.
Своё имя держать в секрете. По сигналу все игроки
должны совершать движения, принимать позы и
издавать звуки, характерные для своих животных,
стремясь привлечь внимание «своих половин».
Игра заканчивается счастливым воссоединением
пар и всеобщим смехом. Создаётся эмоциональный
настрой в группе и закрепляются знания повадок
животных.
После игр дети рассматривают выставку детских
работ и фотографии из предыдущего похода.
Делятся впечатлениями. Предлагаю детям
рассказать, что было интересного в их семейных
поездках и походах. Дети рассказывают о местах,
где им приходилось побывать вместе с родителями,
об интересных встречах и находках. Обобщаю
высказывания детей и напоминаю, что нас ждёт
Лесовичок в своём осеннем царстве. Читаю
стихотворение об осени (авторское).

Я лежу на хрустящем ковре листопада.
Запрокинула голову вверх, вдруг очнувшись от
снов.
Неба чистого просинь туманному взору отрада.
В вихре вальса кружатся махровые кроны дубов.
Вы танцуйте, танцуйте, кружитесь в миноре,
Зажигайтесь в янтарных прожилках листвы.
Слышу радость я в вашем волнующем хоре,
Хоть последний свой танец танцуете вы.

Второй этап. Работа с картой и составление
“Экологической тропы”.

На следующий день дети собираются
вместе, чтобы обсудить план нашего будущего
похода. Предлагаю детям карту-схему микрорайона,
чтобы сверить с ней карту Лесовичка. Работая с
компасом и картой мы выясняем, где находится наш
детский сад и где лес, куда приглашает нас
Лесовичок. Лес находится к северу от детского
сада ( оттуда и летели гуси). Дети изучают
условные обозначения на карте местности (овраг,
роща, озеро, родник, поляна, отдельностоящие
деревья, лесонасаждения). Переносим на свою карту
место клада Лесовичка. Вместе с детьми
составляем схему будущего маршрута – свою
”Экологическую тропу”. (Педагог должен заранее
осмотреть и оценить на месте нитку будущего пути
с точки зрения возможностей детей и их
безопасности, выделить наиболее интересные
объекты для наблюдений).

“Экологическая тропинка”,
проложенная в естественном ландшафте,
характеризуется значительной
продолжительностью и несет большую
содержательную нагрузку. Она выполняет
познавательную, развивающую, эстетическую,
оздоровительную функции. Основным критерием
выбора маршрута и объектов “Экологической
тропы” является включение в нее оптимального
количества разнообразных и привлекающих
внимание ребенка объектов, их доступность.
Хорошо, если есть примеры взаимодействия
человека с природой (как положительные, так и
отрицательные).

В свою “Экологическую тропинку” мы
включаем места с произрастанием различных видов
деревьев, кустарников, а также овраги, лужайки,
пни, различные водоемы.

Описание “Экологической тропинки”
нашего будущего маршрута.

Первая остановка – “Дуб”. Объект
для наболюдения: большой отдельностоящий дуб, к
которому дети ходят в различные времена года
(листья дуба осенью опадают позже, чем у других
деревьев).

Вторая остановка – “Овраг”.
Объекты для наблюдения: крутой обрывистый склон,
ручей, протекающий в глубине оврага, пни
деревьев, спиленных зимой браконьерами. Деревья,
кустарники и травянистые растения низинных мест
(ива, осока, конский щавель).

Третья остановка – “Пустырь”.
Объекты для наблюдения: пустырь, огороды,
проселочная дорога, много сорных видов растений,
приспособившихся к вытаптыванию (очень низкие,
стелятся к земле). Вдоль дороги – подорожник,
лапчатка гусиная, клевер ползучий, василек.

Четвертая остановка – “Свалка”.
Объекты для наблюдения: покров земли,
пострадавший от человеческого вероломства
(природа “заживляет” раны, нанесенные
человеком, постепенно заселяя землю травами и
кустарниками).



Пятая остановка – “Лесопосадки”.
Объекты для наблюдения: маленькие кедры (годовой
прирост).

Шестая остановка – “Озеро”.
Объекты для наблюдения: вода. Вокруг – дубки,
березы, осины (сравнение листьев, коры, строения
разных деревьев).

Седьмая остановка – “Поляна в
лесу”. Объекты для наблюдения: полянка, открытое
освещенное место, окруженное деревьями. Старое
кострище (еще один отрицательный пример влияния
человека). Рядом с поляной находится клад
Лесовичка.

Все объекты экологической тропы
помечаются на карте кружочками, на некоторых
ставится знак “Экологический пост”. Объекты
“Экологической тропинки” дают большие
возможности для сенсорного развития ребенка, для
проведения систематических наблюдений,
эмоцианального развития, в частности,
формирование чувства близости к природе и
сопереживания живому миру.



В заключение даю детям задание на дом
по выбору: вместе с родителями написать письмо
дубу или Лесовичку, приготовить подарки
деревьям. Установка: каждый подарок должен иметь
функциональное значение. Ребенок должен уметь
объяснить, для чего и почему он преподносит
дереву именно такой дар.

Третий этап.
Эколого-краеведческая викторина.

Проводится между членами клубов
“Юный фенолог” и “Светлячок”.

Вопросы и ответы викторины:

  1. Какую роль играют черные точки на березах? (Это
    отдушины, через которые береза дышит, так как
    береста непроницаемая
    ).
  2. Почему растению дали такое странное название –
    “мать-и-мачеха”? (Нижняя сторона листа покрыта
    нежными мягкими волосками, на ощупь она кажется
    мягкой и нежной, это — мать, а верхняя, наоборот,
    жесткая и холодная, это — мачеха
    ).
  3. Зачем птицы поют? (Устанавливают слышимую
    границу занятого участка, отпугивая сородичей.
    Своей песней самец привлекает самку
    ).
  4. Почему в лесу нельзя рвать самые крупные и
    красивые цветы? (Срываются и уносятся самые
    лучшие семена. Из-за этого может измельчать, а то
    и исчезнуть лесная красота
    ).
  5. Почему после дождя воздух чище? (Потому что
    дождевые капли увлекают с собой пыль и
    микроорганизмы
    ).
  6. Почему листья с верхушек деревьев опадают
    последними? (Потому что они моложе).
  7. Правда ли что медведь в берлоге лапу сосет? (Дело
    в том, что у медведей ближе к весне отслаивается
    старая кожа с подошвы лап, а молодая нежная кожа
    мерзнет и ее надо согревать. Они облизывают лапы
    горячим языком, причмокивают губами, создавая
    впечатление, что сосут
    ).
  8. У какого растения корень похож на маленького
    человека? (У женьшеня).
  9. Самое большое озеро Приморского края? (Озеро
    Ханка
    ).
  10. Самая крупная кошка, обитающая в Уссурийской
    тайге? (Тигр).
  11. Какой заяц не меняет свой цвет ни зимой, ни
    летом? ( Маньчжурский).
  12. Почему погиб лес, когда вырубили старые
    дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев
    гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие
    опасных для леса насекомых
    ).
  13. Какую роль играет ива для берега реки? (Своими
    корнями ива укрепляет берег, защищает водоём от
    излишнего испарения
    ).
  14. Какая утка живёт только в Приморском крае? ( Утка-мандаринка).
  15. Свежие листья какого растения прикладывают к
    ранам ? (Листья подорожника).
  16. Какое значение имеет листопад? (Приспособление
    к зимней засухе
    ).
  17. Почему крапива “жжётся”? (В волосках на
    листьях крапивы есть муравьиная кислота. При
    прикосновении к коже кончик волоска ломается, в
    ранку вливается кислота и вызывает жжение
    ).
  18. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный
    костёр, окурок, молния
    ).
  19. Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя
    шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать
    костры? (Шум и запах дыма пугают лесных
    обитателей, вынуждают птиц бросать гнёзда,
    зверюшек — искать укромные места
    ).

Команда-победитель получает
переходящий вымпел “Знатоков Приморского
края“.

Четвёртый этап. Туристический поход в лес.

Перед началом похода дети встают
парами на участке детского сада. Провожу
инструктаж по технике безопасности. Вместе с
детьми в поход отправляются воспитатель, младший
воспитатель, преподаватели ИЗО и музыки,
медсестра (у неё аптечка). Взрослые проверяют
экипировку детей, правильно ли уложены рюкзачки.

Стартуем от детского сада. Сначала наш
путь лежит мимо домов и гаражей, затем мы
спускаемся по пологому склону к оврагу. Сверяем
наш маршрут с картой. Движемся по тропинке мимо
огородов и приближаемся к отдельностоящему
дереву. Это дуб.

1 остановка. Дети любуются
шелестящей кроной, получают прану (обнимают
ствол дерева). Оставляют письма дубу. Прощаемся с
дубом и спускаемся по крутой тропе к ручью.
Взрослые помогают детям переправиться через
ручей по камушкам.

Затем поднимаемся из оврага. Мальчики
помогают девочкам, предлагают “руку помощи”.

2 остановка. Наблюдаем намеченные
объекты. Ручей почти незаметен в глубине оврага,
его русло заселили ивы – влаголюбивые деревья.
Выходим на просёлочную дорогу, которая петляет
через пустырь.

3 остановка. По пути рассматриваем
растущие вдоль дороги травы (осенью они подсохли
и красиво колышутся на ветру). А вот – подорожник.
Это лекарственное растение. Беседуем с детьми о
его пользе. Далее на нашем пути встречается
небольшой овражек, через который проходим по
бревну. Организуем навесную переправу (здесь
пригодятся навыки работы с верёвкой). Отдохнув,
движемся дальше.

4 остановка. Обращаю внимание детей
на место свалки мусора, здесь намечалась
остановка на нашей экологической тропе. Дети
выражают своё отношение к поступкам людей: “Эта
свалка не украшает местности”, “Заражает
почву”, “Это сделали злые люди”. Наши дети
никогда не оставляют мусор после себя. Ведь мы
приходим в лес как гости, которые не должны
нарушать жизнь его обитателей. Дети ведут себя в
лесу осторожно, соблюдая правила туристов.
Отмечаем место экологического поста. Группа
направляется к месту молодых посадок кедра.

5 остановка. Место ещё одного
экологического поста. Беседую с детьми о том, что
это потрудились работники лесхоза, они посадили
саженцы, о том, как много лет надо маленькому
деревцу, чтобы подняться под крону леса, о том,
сколько врагов у подроста, о пожарах. Мы не
разводим костров, т.к. наши походы
непродолжительны. Но, выезжая с родителями на
природу, дети помнят о правилах подготовки места
для костра и знают, как затушить огонь. Дальше наш
путь лежит к лесному озеру.

6 остановка. Это удивительно
красивое место.

Дети еще не были здесь. Беседуем о том,
как сохранить озеро от загрязнения. Недалеко от
озера мы находим полянку, где делаем большой
привал. Снимаем рюкзаки и обустраеваем место.
Проводим энерго-солярный массаж (здороваемся с
солнышком – руки “воронкой” поднять к солнцу).
Предлагаю детям поприветствовать деревья, кусты,
травы. Вместе с детьми устанавливаем палатку,
расстилаем коврики.

Пока готовится туристический завтрак,
дети отправляются на поиск спрятанного клада по
карте. Обнаруживают клад в дупле старого дуба
(корзинка с ягодами калины, шиповника, лимонника).
Во время поиска клада одному из ребят удалось
найти маленький цветочек подсолнечника,

кто-то спугнул лягушку, и мы долго за
ней наблюдали. Появляется старичок-Лесовичок
(один из сопровождающих педагогов). Наконец все
усаживаемся на коврики завтракать. После
завтрака дети читают стихи об осени, о листопаде,
о дождике. Отгадывают загадки. Проводим игру
“Собери опавшие листочки” (в игре участвуют две
команды: мальчики и девочки).

Мы прощаемся с лесом и Лесовичком. В
детский сад возвращаемся тем же путем, полные
впечатлений, обновленные и счастливые.
Общая протяженность маршрута — 2000м. Время в
походе – 3 часа. Дети 6–7 лет.

Пятый этап. Проектно-итоговая
деятельность.

В первой половине дня дети
отправляются в изостудию. Преподаватель по
изодеятельности делит детей на три подгруппы (по
желанию детей). Первая группа – “Юные
художники”. Они в рисунках, аппликациях передают
свои впечатления о походе. Вторая группа –
“Фантазеры”, создаёт коллекции листьев, плодов,
сухих соцветий. Третья группа –
“Книгоиздатели”. Дети занимаются созданием
будущей книги о походе, готовят страницы,
придумывают обложку.

Во второй половине дня проводится
презентация детских работ. В нарядно оформленный
музыкальный зал приглашаются участники и гости.
В центре зала стоит “Кресло автора”. Вызываются
по одному участники презентации. Каждый
представляет свою работу, отвечает на вопросы
зрителей. Дети награждаются дипломами и
нагрудными значками “Юный турист”. Все
исполняют гимн туристов.



Шестой этап. Постановка новой проблемы.

Обращаю внимание детей на то, что в их
работах присутствует осенняя тема и предлагаю к
рассмотрению большую картину с изображением
зимнего озера. Подвожу детей к постановке новой
проблемы: “Посетить зимнее озеро”.




Следующий: