Коррекция сенсорной сферы и мыслительной деятельности незрячих и слобовидящих учащихся


Повседневная жизнь ребенка сложна и
многообразна. Она сопряжена с обучением,
ориентировкой в пространстве, восприятием
окружающей действительности, самоконтролем и
регуляцией поведения. Все это требует от ребенка
напряженного внимания, оперативного мышления,
соответствующей памяти, быстроты и точности
реакции и ряда других качеств. Иногда эти
требования оказываются на грани психологических
и физиологических возможностей слабовидящего
или незрячего ребенка.

Известно, что утраченные, нарушенные функции
организма компенсируются за счет других,
нормально действующих функций. Это действует в
случае нарушения зрительного анализатора.
Происходит компенсация его нарушенных функций
за счет сохранных анализаторов. Компенсация
нарушенных функций — это сложный многообразный
процесс перестройки функций организма при
нарушениях или утрате, каких либо функций.

Слепой или слабовидящий ребенок имеет все
возможности для высокого уровня психического
развития и полноценного познания окружающего
мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В
условиях специального обучения формируются
адекватные приемы и способы использования
слухового, кожного, обонятельного, вибрационного
и других анализаторов, представляющих сенсорную
основу для развития психических процессов.
Благодаря этому развиваются высшие формы
познавательной деятельности, которые являются
ведущими в компенсаторной перестройке
восприятия.

Среди слепых и слабовидящих встречаются дети
со сложными формами аномального развития
(различными нарушениями речи, двигательной
сферы, снижением слуха, осязания и др.). Различные
по характеру и глубине нарушения двигательной
сферы. А также снижение слуха и тактильной
чувствительности требуют применения в процессе
обучения и воспитания индивидуальных средств
коррекции. При этом важное значение имеет
дифференцированный подход, учитывающий общие
закономерности и специфические особенности
развития детей с глубоким нарушением зрения и
тотально слепых детей.

Коррекцияпроцесс преодоления или
ослабления нарушений психического и физического
развития, обусловленных зрительной
недостаточностью.

Известно, что развитие детей с нарушением
зрения обусловлено единством биологических и
социальных факторов и зависит от клинической
формы заболевания органов зрения, от сохранности
слухового, двигательного и кожного анализаторов,
от уровня развития психической сферы, от
возраста, в котором утрачено зрение. А также от
содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Содержание и дидактические приемы
коррекционной работы строятся
дифференцированно, сообразуя с возрастом детей,
структурой и составом нарушенных функций,
особенностями восприятия учебного материала.

При отсутствии и глубоком нарушении зрения
мобилизуется деятельность сохранных
анализаторов, повышается острота восприятия
сохранившихся видов чувствительности. Этому
способствует тренировка, упражнение органов
чувств в условиях целенаправленной
деятельности.

В школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска
Ростовской области учителями коррекционных
дисциплин Тимофеевой Татьяной Борисовной и
Алышевой Светланой Валентиновной разработана
авторская программа «Коррекция сохранной
сенсорной сферы и мыслительной деятельности
учащихся». Цель курса — восстановление и
обогащение связей между слабовидящими или
незрячими детьми и средой. Она направлена на
обучение детей способам и приемам пользования
сохранными органами чувств (осязанием, слухом,
обонянием) и совершенствование их мыслительной
деятельности.

Отмечено, что развитие осязания, слуха,
обоняния, координации, ловкости и точности у
слабовидящих и незрячих детей наблюдается, когда
ребенок сталкивается с необходимостью решения
определенных познавательных или трудовых задач:
опознание предметов, ориентации в пространстве.
В этих случаях успешность деятельности зависит
от качества различных форм, размеров, величины,
фактуры и других признаков предметов и явлений,
что стимулирует развитие и совершенствование
осязания, обоняния, слуха, двигательной сферы. В
этом аспекте основными задачами являются:

  • оказание содействия слабовидящим и незрячим
    детям на пути преодоления или ослабления
    недостатков психического и физического развития
    и активного взаимодействия с окружающей
    социальной и природной средой;
  • формирование способностей к обнаружению,
    различению и опознанию предметов, координации
    движений рук, головы;
  • развитие взаимодействия сенсорных функций;
  • обогащение представлений;
  • активизация мыслительных операций,
    способствующих формированию и развитию
    аналитико-синтетического визуального мышления в
    процессе опознания и действий с предметами;
  • расширение специальных знаний о предметах и
    явлениях окружающего мира;
  • совершенствование наглядно-образного и
    словесно-логического мышления;
  • развитие пространственно-временных
    компонентов моторных действий, координации,
    точности, ловкости движений;
  • совершенствование практической деятельности;
  • обучение слабовидящих и незрячих детей
    здоровьесбережению;
  • подготовка слабовидящих и незрячих детей к
    самостоятельной жизни.

Помогает на занятиях всеми любимый в нашей
школе Крошка Крот. Всем известно, что кроты
отроду слепы, и это импонирует незрячим
школьникам.

Приводим примеры коррекционных занятий, в
которых Крошка Крот помогает незрячим
обучающимся, воспитанникам овладеть приемами
осязательного восприятия.


Развитие мелкой моторики и
осязательного восприятия


Занятие 1

Цели:

обучение

  • приемам различия свойств поверхностей и
    величины предметов при осязании;
  • здоровьесбережению: правильная посадка за
    столом, профилактика сколиоза;
  • развитие сохранной сенсорной сферы и
    мыслительной деятельности незрячих и
    слабовидящих учащихся:
  • осязательного восприятия и мелкой моторики,
    обоняния;
  • мышления, внимания, памяти;
  • ориентировки в пространстве;

воспитание

  • усидчивости, аккуратности;
  • чувства солидарности, желания помочь товарищам.

Оборудование:

смесь разных круп (рисовая,
гречневая, пшеничная, перловая крупы, горох,
фасоль, овсяные хлопья) и макаронных изделий
(макароны, лапша, вермишель и т.п.); баночки с
наименованием круп и макаронных изделий
(названия написаны плоско-печатным шрифтом и
рельефно-точечным шрифтом по Брайлю).

Ход занятия



1. Оргмомент

.

Приветствие.

2. Объявление темы и цели занятия.

К нам сегодня в гости опять пришел наш старый
приятель Крошка Крот. И пришел он к нам за
помощью. К нему придут друзья. Он хотел угостить
их вкусной рисовой кашей и сварить вермишелевый
суп, но приготовленная мамой крупа и макаронные
изделия, для каши и супа, рассыпались и
перемешались. Давайте ему поможем.

3. Основная часть занятия.

У нас есть смесь круп, смесь макаронных изделий
и баночки, на которых наклеены названия круп и
макаронных изделий, нам надо разобрать крупы и
макаронные изделия и разложить их по баночкам с
соответствующим названием. Начнем с макаронных
изделий. Затем будем сортировать крупы.

- При разборе подробно описываем внешний вид
крупы и макаронных изделий: размер, форму, запах,
цвет (для детей с остаточным зрением).

Обращаем внимание обучающихся на правильную
посадку за столом с целью профилактики сколиоза.

- В конце работы отставляем в сторону
необходимые крупу и макаронные изделия.

4. Итог занятия.

-

Чем мы занимались на этом занятии?

-

Получилось ли у нас помочь Крошке Кроту?
Почему?

- Крошка Крот теперь встретит своих друзей
вкусной кашей и наваристым супом, а нам он
говорит: «Большое спасибо».


Занятие 2

Цели:

обучение

  • приемам различия свойств поверхностей и
    величины предметов при осязании;
  • здоровьесбережению: правильная посадка за
    столом, профилактика сколиоза;
  • развитие сохранной сенсорной сферы и
    мыслительной деятельности незрячих и
    слабовидящих учащихся:
  • осязательного восприятия и мелкой моторики,
    обоняния;
  • мышления, внимания, памяти;
  • ориентировки в пространстве;

воспитание

  • усидчивости, аккуратности;
  • чувства солидарности, желания помочь товарищам.

Оборудование:

лотки с овощами и фруктами и
наклеенными названиями овощей и фруктов, муляжи
или натуральные фрукты и овощи, корзины.

Ход занятия

1. Оргмомент

.

Приветствие.

2. Объявление темы и цели занятия.

У нас снова в гостях Крошка Крот. Он очень
благодарен нам за помощь, и сегодня он опять за
ней пришел. Мама попросила его сходить на рынок и
купить овощи, фрукты, и дала ему список
необходимых продуктов. Но Крошка Крот не знает,
как выглядят большинство из них. А вы, ребята,
знаете? Давайте ему поможем, сходим с ним на рынок
и наполним ему корзинки. В одну корзинку положим
овощи, а в другую — фрукты.

3. Основная часть занятия.

Мама дала Крошке Еноту список, в котором
указаны все фрукты и овощи, которые он должен
приобрести (названия написаны плоско-печатным
шрифтом и рельефно-точечным шрифтом по Брайлю):

Капуста, тыква, айва, лимон, кабачок, груша,
киви, апельсин, гранат, свёклы, моркови, баклажан,
пастернак, банан, картофель, луковица, яблоко.

- При разборе подробно описываем внешний вид
фруктов и овощей: размер, форму, цвет (для детей с
остаточным зрением) и запах.

Обращаем внимание обучающихся на правильную
посадку за столом с целью профилактики сколиоза.

- В конце работы отставляем в сторону корзины с
овощами и фруктами.

4. Итог занятия.



-

Чем мы занимались на этом занятии?

-

Получилось ли у нас помочь Крошке Кроту?
Почему?

- Ну вот, мы всё купили, и теперь Крошка Крот
может идти домой, думаю, его мама будет довольна.



- А вам, ребята, большое спасибо за помощь.




Следующий: