Коррекция и формирование правильной осанки системой занятий по оздоровлению позвоночника

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,76 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Актуальность.

Актуальность выбранной темы определяется тем,
что в современном мире ситуация такова, что
большое количество детей страдает
заболеваниями, связанными с нарушением осанки.
Эта проблема касается также и средней школы № 15.
Из 713 учащихся нашей школы 31 школьник нуждается в
специальных занятиях по исправлению осанки.

Готова утверждать: неправильная осанка
является истинной причиной многих заболеваний,
способствует раннему появлению остеохондроза,
неблагоприятному положению внутренних органов и
брюшной полости (со снижением их функций). У
школьников с нарушением осанки как правило
ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы,
не эластичны связки, снижены амортизационные
способности нижних конечностей, тел позвонков и
других частей тела. Поэтому занятия
корригирующей гимнастикой помогают
предотвратить заболевания, связанные с
нарушением осанки.

Убеждена в том, что занятия корригирующей
гимнастикой способны изменить, нормализовать
нарушения физиологических изгибов позвоночника,
исправить положение и форму грудной клетки,
добиться симметричного стояния плечевого пояса,
исправить положение головы, нормализовать
брюшной пресс.

Таким образом, занятия корригирующей
гимнастикой дают положительный эффект по
оздоровлению позвоночника.

Условия возникновения и становления опыта.

В средней школе № 15 уже несколько лет
проводятся занятия корригирующей гимнастикой с
ослабленными детьми. Поэтому передо мной встала
проблема — создание в массовой образовательной
школе программы по оздоровлению позвоночника
детей.

Вторая основная задача прежде всего в том,
чтобы за минимальное время добиться
положительных результатов по оздоровлению
детей, дать необходимые знания и отработать
умения через систему обучения.

«Именно здоровье людей
должно служить главной
«визитной карточкой»
преуспевающего общества»
И.Н. Брехман

Цель педагогической деятельности.

Разработать систему занятий по оздоровлению
позвоночника, сформировать у детей стремление к
здоровому образу жизни, убеждать каждого
школьника, что только прилежными и
систематическими занятиями физкультурой можно
избавиться от своего недуга. Это помогает
добиться положительной мотивации, активности,
воспитания силы воли, необходимой для
преодоления трудностей, связанных с
возрастающими запросами к организму, а в
конечном итоге — максимального
оздоровительного эффекта от занятий.

Ведущая идея.

Реализация цели — оздоровление ребенка -
происходит через систему занятий по
оздоровлению позвоночника и добросовестное
отношение к ней учителя, ребенка и родителей.

Проблема развития здоровья учащихся для меня
стала очень актуальной. С помощью чего
достигается оздоровительный эффект? В структуре
опыта по оздоровлению позвоночника психологи
выделяют следующие элементы: силу воли, волевую
активность, волевые усилия, волевые качества.
Почти все педагоги и психологи (А.И. Высоцкий, А.Ц.
Пуни, В.И. Селиванов, С.А. Черникова и др.)
указывают на то, что воля проявляется в
действиях, связанных с преодолением препятствий
различной степени трудности, а волевое усилие
необходимо для их преодоления. Чем больше у
ребенка волевых усилий к достижению цели
оздоровления организма, тем быстрее он
добивается максимального эффекта.

Технология опыта.

По мнению представителей современной медицины,
коррекция и формирование правильной осанки
возможна благодаря выполнению корригирующих
упражнений.

Поль Брег сказал: «Запомните и впишите в свою
память огненными буквами: Здоровье и сила,
энергичность человека зависят не от возраста, а
от состояния его позвоночного столба».

Опираясь на труды Э.Кристенсен, П. Брега, Л.
Кофмана, А. Стрельниковой, В. Овсянникова, Е.
Альбамасова, О. Максименко,А. Бабакова, я
разработала систему занятий по оздоровлению
позвоночника. Специализированные упражнения,
включенные в систему, позволяют вернуть
позвоночнику его нормальные функции и таким
образом исключить причины многих заболеваний,
вызванных плохой осанкой, слабыми мышцами как
самого позвоночника, так и внутренних органов.

В разработанной мной системе четко
прослеживаются три составляющих в достижении
успеха: Специализированные упражнения.
Дыхательные упражнения. Правильное питание.

1. Специализированные упражнения.

Ведущую роль в моей системе играют упражнения,
которые способствуют укреплению позвоночного
столба, помогают наладить работу внутренних
органов, пострадавших из-за нарушений
позвоночника. Эти упражнения содействуют
образованию и восстановлению хрящей, а именно
они делают наш позвоночник упругим. Упражнения
также укрепляют мускулы и связки, а именно они
будут поддерживать позвоночник в растянутом
состоянии. Специализированные упражнения
превосходно воздействуют на нервные центры,
снимают головную боль, напряжения глаз, улучшают
работу внутренних органов.

В систему по оздоровлению позвоночника также
включены дополнительные упражнения для
растяжения и удлинения позвоночника, которые
дают колоссальный эффект в укреплении
позвоночного столба.

Это упражнения для растяжения шеи и укрепления
верхней части спины, укрепления и растяжения
нижней части спины, вытягивание ног для
укрепления позвоночника, укрепление всего
позвоночника, вращение и развитие гибкости
позвоночника, развитие выносливости и
укрепление нижней части позвоночника. В систему
работы входят упражнения у стены, т.к. именно они
начинают программировать позвоночный компьютер
в положении нормальной осанки.

Успешно внедряю в практику своей работы
общеразвивающие упражнения (ОРУ) на шведских
стенках, гимнастических скамейках, различного
рода ползание и скольжение, висы, ходьба с
различными движениями рук на пятках и носках.
Применяю ОРУ из различных исходных положений:
стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку, стоя
на четвереньках, упражнения против плоскостопия,
ОРУ с мешочками на голове, скакалками, мячами,
обручами и другими различными предметами.

Главное внимание уделяю строгому
индивидуальному подходу к каждому занимающемуся
на основе учета его здоровья, уровня физического
развития, функциональных возможностей, реакции
организма на занятия в целом и на отдельные
упражнения, психологические особенности.
Учитываю адаптацию организма к физической
нагрузке каждого школьника. Кроме контроля за
учащимися на занятиях применяю самоконтроль
детей, которые оценивают переносимость нагрузок,
желание тренироваться, показатели пульса,
самочувствия и регистрируют это в специальных
дневниках.

Для достижения высокого уровня эффекта
оздоровления заинтересовываю детей через формы
игры, круговую тренировку, соревнования с
небольшими нагрузками, эстафеты, элементы
танцев, сюжетно-ролевые уроки. В системе
использую такие методы работы, как групповой,
посменный, равномерный, индивидуальный.

2. Дыхательные упражнения.

В системе работы по оздоровлению позвоночника
применяю дыхательные упражнения, так как дыхание
является важным элементом при выполнении всех
упражнений. Дыхательные упражнения оказывают
оздоравливающее действие на
сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную
системы. Считаю, что дыхательные и физические
упражнения неразрывно связаны между собой, и
только в совместном их проведении, достигается
огромная польза.

Начинаю обучать рациональному дыханию с первых
занятий, используя сначала самые простые
упражнения и задания: вдох через нос и выдох
через рот, вдох и выдох через нос, дыхание при
различных движениях руками, дыхание во время
приседаний и полуприседаний, дыхание при
выполнении различных поворотов и наклонов
туловища, дыхание во время ходьбы в различном
темпе, с различными сочетаниями количества шагов
и вдоха-выдоха. При выполнении упражнений,
способствующих расширению грудной клетки, учу
делать вдох, при сдавливании диафрагмы — полный
выдох.

В качестве дыхательных упражнений использую
грудное и брюшное дыхание, а также их сочетание.
Делаем глубокие дыхательные движения,
кратковременные задержки на вдохе и выдохе.
Дыхательные упражнения использую как средство,
снижающее нагрузку. Обучаю правильному дыханию в
статических положениях и во время движения.

В системе использую различные дыхательные
техники: дыхание животом, попеременное дыхание
ноздрями, охлаждающее дыхание, мягкое дыхание,
очистительное дыхание, дыхание по принципу
«кузнечных мехов». Применяю различные
дыхательные гимнастики, в частности, -
дыхательную гимнастику Стрельниковой.

Одно из составляющих моей системы -
использование нетрадиционных форм оздоровления:
занятия аутогенной тренировкой, элементами йоги,
медитацией, релаксацией.

3. Правильное питание.

Специалистами доказано, что вернуть здоровье
можно не только с помощью этих упражнений, но и
необходимо также наладить полноценное питание.
Чтобы быть активным, здоровым, счастливым, надо
насыщать свое тело «живой» пищей. Только живая
пища содержит витамины, минеральные вещества,
энзимы и другие компоненты, которые нам так
необходимы.

Изучая основные правила натурального питания,
я выделила 3 основные группы, которые
рекомендуются программами натурального питания:

  • 3/5 всех потребляемых продуктов — фрукты и овощи
    в сыром и полусыром виде;
  • 1/5 всех потребляемых продуктов — протеины
    животного или растительного происхождения;
  • 1/5 всех потребляемых продуктов — натуральные
    жиры, натуральные сахара, натуральные крахмалы.

В результате воздействия на организм
специализированных дыхательных упражнений и
правильного рационального питания достигается
колоссальный эффект на пути к оздоровлению
организма.

Буквально несколько недель занятий по
предложенной мною методике делают больной
позвоночник ребенка здоровым, гибким и
подвижным. Вскоре он убеждается, что перестал
быстро утомляться. С каждым днем прибавляются
сила, энергия и здоровье. И это чудесное,
непередаваемое чувство! Окрепнут все внутренние
органы, дыхание станет более глубоким, а клетки
получат больше кислорода, но на то, чтобы
появились первые результаты, нужно время.

Я полностью согласна со своим современником,
доктором медицинских наук П.Г. Царфисом, который
сказал: «Когда я слышу, что тот или иной человек
занимается бегом, зарядкой, лыжами не совсем,
может быть, в соответствии со спортивными
нормами и правилами, я говорю: «Пусть
занимается». Любая мышечная нагрузка — это
великолепно, это замечательно». Глубоко
убеждена: никакие физические перегрузки, даже
больному человеку (конечно, под контролем врача)
не страшны, если они, во-первых, регулярны, а
во-вторых, доставляют радость, делают его
счастливым. Счастливым может быть только
здоровый человек, и верный путь к этому -
здоровый образ жизни.

Результативность.

Занятия по системе оздоровления позвоночника
дают положительный эффект. Незначительные
нарушения осанки легко устраняются в результате
систематических занятий специализированными и
дыхательными упражнениями в сочетании с
правильным питанием. При более стойких
отклонениях от правильной осанки необходимо в
течение длительного времени заниматься по
данной системе. Но положительный эффект
наблюдается уже с первых занятий.

С каждым годом в нашей школе № 15 количество
групп корригирующей гимнастики снижается. Если
на период с 2005 по 2007 год у нас было 3-4 группы, то в
2011-2012 гг. таких групп только две.

Занимаясь по данной системе исправили свою
осанку 24 учащихся нашей школы. Имеют место
случаи, когда дети избавились не только от
заболеваний, связанных с незначительными
нарушениями осанки, плоскостопия. Среди них
Павлов Денис, Терехина Олеся, Жесткова О.,
Савенкова Н., Мотякова Т., Шерченкова Ю. и другие. А
это большой успех.

В младшем школьном возрасте нарушение осанки
исправляется гораздо легче, чем в подростковом и
старшем, так как костная система еще не окрепла.
Очень многое зависит от добросовестного
отношения детей к выполнению упражнений и
желания избавиться от своего недуга в скором
времени. Дети, регулярно выполняющие данные
упражнения не только в школе, но и дома,
добиваются цели гораздо быстрее.
Специализированные упражнения по оздоровлению
позвоночного столба практически всегда дают
позитивный эффект. Бесполезны они лишь в
редчайших случаях, когда требуется
хирургическое вмешательство. Благотворные
результаты появляются уже после нескольких
недель, а иногда и дней систематических занятий.

После выполнения упражнений у детей улучшается
самочувствие, дыхание становится более глубоким,
клетки получают больше кислорода, а это в свою
очередь, способствует укреплению позвоночного
столба.

Новизна опыта.

Уровень новизны — рационализаторский.
Опираясь на существующие программы, я создала
оригинальную систему занятий по оздоровлению
позвоночника в группах корригирующей гимнастики
в соответствии с современной парадигмой
образования.

Адресная направленность.

Опыт может быть востребован преподавателями
физической культуры, специалистами ЛФК,
тренерами-преподавателями, а также всем тем, кто
заботится о своем здоровье, хочет стать моложе,
красивее, сильнее.

Трудоемкость.

Использование опыта достаточно трудоемко для
учителя, так как, предполагает создание системы
занятий с учетом различных заболеваний ребенка,
пола, возраста, уровня физической
подготовленности. Опыт в силу указанных
обстоятельств может быть использован педагогами
с ярким творческим потенциалом. Практика
показала, что введение системы занятий по
оздоровлению позвоночника, укрепляет не только
здоровье детей, но и закаляет волю,
настойчивость, а в целом воспитывает
положительные нравственные качества человека.

Литература.

  • П.Брегг «Позвоночник — ключ к здоровью»,
    Санкт-Петербург, издательская Компания «Невский
    проспект», 2003.
  • Э. Кристенсен «Целебная комплексная
    программа», М., «Эксмо», 2003.
  • А.А. Очерет «Внимание — сколиоз», М., Советский
    спорт, 2000.
  • Ю. Копылов «Физическое воспитание младшего
    школьника в семье», М., «Винтана-Граф», 2003.
  • Л. Кофман «Настольная книга учителя физической
    культуры», М., «ФиС», 1998.
  • Е. Альбамасов «Сколиоз», Ташкент, 1995.
  • О. Максименко «Фигурка мирового стандарта», М.,
    «Внешсигма АСТ», 2000.
  • С.В.Дубровская. Дыхательная гимнастика по
    Стрельниковой. «Красота и здоровье» 2010г.
  • Следующий: