Коррекция физической подготовленности в рамках образовательного процесса


Для всестороннего физического развития,
совершенствования двигательных качеств
(быстрота, выносливость, гибкость, сила, ловкость)
и навыков (бег, прыжки, метание, лазанье,
перелезания и др.), помимо выполнения
определенных, целенаправленных физических
упражнений, в процессе организованных занятий
дети нуждаются также в удовлетворении
естественной суточной потребности организма в
движении.



Установлено, что с началом систематического
обучения детей в школе их суточная двигательная
активность снижается на 50%, но потребность в
движениях еще удовлетворяется. По мере перехода
из класса в класс уровень двигательной
активности резко снижается. При этом 82-85%
дневного времени большинство учащихся находится
в статическом положении. Произвольная
двигательная активность у них составляет 16-19%, а
на организованные формы физического воспитания
приходится лишь 1-3%.

Уроки физической культуры лишь частично
пополняют недостаток движений — около 40% суточной
потребности или 11% недельной. И если школьник
дополнительно не будет заниматься физическими
упражнениями и спортом, это может повлечь за
собой задержку в развитии его моторики.

В настоящее время сложилась сложная ситуация
связанная с физической подготовленностью
учащихся. Два урока “физической культуры” в
неделю не дают возможность достичь того уровня
физической подготовленности, которого требуют
современные нормативные документы по предмету.
Все это вызывает противоречия между учениками и
их родителями с одной стороны и с учителями
физической культуры с другой стороны. Желание
получить высокую оценку по предмету входит в
противоречие с возможностями учащихся и
желанием работать в полную силу. Все эти
противоречия привели к разработке системы
коррекции физической подготовленности учащихся
во время учебного процесса.

Коррекция физической подготовленности
начинается с начальной школы. В 1-4 классах введен
третий обязательный час по программе “Ритмика и
танец”, разработанный учителями физической
культуры. В программу включены различные
танцевальные движения, которые обогащают
двигательные умения и навыки учащихся. Игровая
форма проведения занятий, музыкальный фон,
подражательные движения и высокая плотность
занятия, позволяют прививать учащимся желание
заниматься физической культурой. Третий час
позволяет повысить двигательную активность
учащихся и восполнить пробел движений, а так же
углубляет раздел гимнастики, который является
базовым, для дальнейшего овладения
двигательными умениями и навыками.

Одной из составляющей системы коррекции
физической подготовленности являются домашнее
задание для лицеистов. Домашнее задание состоит
из двух частей. Первая часть одинаковая для всех
учащихся, а вторая часть индивидуальная для
каждого ребенка. В нем даны упражнения
направленные на коррекцию тех двигательных
качеств, которые отстают в развитии. Домашнее
задание проверяется два раза в месяц и в него
вносятся изменения, для дальнейшего
использования. Сразу прививается учащимся
возможность правильно оценить себя и своих
товарищей. Для этого начиная с третьего класса,
учащиеся сами оценивают выполнения домашнего
задания не только себя, но и своих
одноклассников, и сравнивают свою оценку с
оценкой товарищей и учителя. Это позволяет
объективно оценить свои возможности.



В основной и средней школе, продолжается работа
в этом направлении. Начиная с пятого класса,
начинается применение технология
дифференцированного оценивания физической
подготовленности учащегося (автор к.п.н. Каинов
А.Н.) которая позволяет рассчитать индивидуально
для каждого учащегося нормативы физической
подготовленности в зависимости от их
росто-весовых показателей и конституционального
типа телосложения. Все это позволяет повысить
активность учащихся на уроках. Каждый учащийся
сам может рассчитать свои должные нормы и
старается достичь их, поэтому для сильного
ученика свои нормативы, а для слабого свои, это
позволяет поддерживать интерес к урокам
физической культуры у всех учащихся.

Важным слагаемым системы является мониторинг
физической подготовленности учащихся, который
проводится с 1 по 11 класс 2 раза в год (сентябрь,
май). Мониторинг проводится в рамках программы
“Президентские состязания”. Это позволяет в
начале учебного года выявить учащихся, классы
которые имеют определенные проблемы по развитию
отдельных двигательных качеств и на основании
этих данных разрабатывается коррекционная
модель по устранению отставания в уровне
развития двигательных качеств. А в мае итоговое
тестирование позволяет определить
эффективность коррекции и прогнозировать
результаты на следующий учебный год.

В программу по физической культуре мы вносим
изменения, касающиеся благоприятных периодов
развития двигательных качеств у школьников. В те
периоды, когда преобладает развитие какого-то
качества, на уроках и в домашних заданиях мы
акцентируем внимание на его развитие:
увеличиваем специальные упражнения, время
выполнения упражнений.



Система коррекции физической
подготовленности, за последние 3 года позволила
снизить количество учащихся с низким и ниже
среднего уровня физической подготовленности с
15,6 % до 11,4 %. А так же повысить количество учащихся
с высоким уровнем физической подготовленности с
до 13,4 %, а с уровнем выше среднего до 19,8 %. Все это
подтверждает эффективность данной системы.




Следующий: