Коррекционные занятия по развитию мелкой и общей моторики для детей раннего возраста


В пособии представлена система
коррекционных занятий по развитию мелкой и общей
моторики для детей раннего возраста. Материал,
содержащийся в пособии, имеет
многофункциональный характер: формирует
фонетико-фонематическую базу; развивает
фразовую и связную речь, речевую моторику, общую
и тонкую моторику пальцев; способствует
сенсорному развитию; активизирует развитие
высших психических функций, познавательной
деятельности; учит играть с игрушками; формирует
процесс социальной адаптации у детей.

Каждое упражнение – это продуктивный
речевой тренинг, успешно развивающий речевую
деятельность детей в условиях высокого
эмоционального комфорта. Занятия проводятся с
детьми третьего года жизни. Цель занятий:
развитие мелкой и общей моторики у детей с
речевыми нарушениями. Используются различные по
фактуре материалы и разнообразные приемы. Работа
с детьми будет эффективной лишь при условии
систематического ее проведения с учетом
возрастных особенностей детей и при постоянном
поддержании интереса к занятиям.

Для удобства работы педагога
упражнения представлены в виде календарного
понедельного плана. Занятия включают в себя
разнообразные игровые упражнения, проводимые на
материале различных лексических тем. Форма
работы может быть разная: с целой группой детей, с
небольшими подгруппами (3-4 ребенка) и
индивидуально с каждым ребенком.

Практика показывает, что хороший
результат достигается тогда, когда при отработке
каждой лексической темы обеспечивается
взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и
воспитателя.

Данное пособие поможет развитию
мелкой и общей моторики, а также речи у детей
раннего возраста, расширить их кругозор.

СЕНТЯБРЬ

Начинаются занятия с 3-й недели.

1-ая и 2-ая недели – диагностика;

3-я неделя:

1.»Разглаживание скомканных
бумажных комочков из цветной бумаги». Цель:
развивать мелкую моторику пальцев.

2. «Найди и положи рядом такой же». Цель:
развивать соотносящие действия, координацию
обеих рук, эмоциональное отношение к результату
своей деятельности.

3. «Бусы для мамы». Цель:
развивать мелкую моторику пальцев. Методические
рекомендации
: нарисуйте на листе бумаги круг
или плавную линию (ниточка для бус). Пусть малыш
обмакнет пальчики в гуашь разных цветов: один
пальчик – в красную краску, другой – в желтую,
третий – в зеленую. Поочередно прикладывая
пальчики правой и левой рук к бумаге, где
нарисована «ниточка», малыш подарит Вам
красивые разноцветные бусы.

4. «Ножками потопаем». Цель:
развивать общую координацию движений.

«Ножками потопаем, (топают)

Ручками похлопаем. (хлопают)

Наши пальчики, (делают движения
указательными

Словно зайчики. пальчиками вверх и
вниз
)

Наши ручки – птички:

Воробьи, синички. (делают расходящиеся
«фонарики»
)

К Матреше полетели, (делают летящие движения
руками, приближаясь к игрушке)

У Матреши сели. (присаживаются, руки кладут на
колени)

Зернышек поели, («клюют» по коленочкам)

Песенку запели.

4-я неделя:

1. «Катание по столу, между
ладонями карандашей, шариков, сухих ягод,
орехов». Цель: развивать мелкую моторику.

2. «Разрывание бумаги (путем
отщипывания от листа)». Цель: развивать
мелкую моторику пальцев.

3. «Веселые лягушки». Цель:
развивать мелкую моторику пальцев. Методические
рекомендации
: на картинке нарисованы
лягушки и цветы. Нужно ребенку показать, как
помочь лягушке перепрыгнуть с цветка на цветок:
«прыгает» всеми пятью пальчиками правой
руки по цветкам одновременно с произношением
стихотворения:

Прыг-скок, прыг-скок,
Я с цветка на цветок,
Я – веселая лягушка,
Ваша милая подружка.

4. «Две подружки». Цель:
развивать общую координацию движений; учить
выполнять движения соответственно тексту:

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.

ОКТЯБРЬ

Тема: «Овощи, фрукты»

1-я неделя:

1. «В огороде у Федоры». Цель:
активизировать активные и пассивные движения
пальцев рук, формировать положительный настрой
на занятия со взрослым.

В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две грядки картошки.
Раз, два, три, четыре, пять
Поможем урожай собрать!

(поочередно загибаем пальцы)

2. «Пластилиновый салат» – лепка
разноцветных шариков (красных –
«помидоров», зеленых «колбасок» –
«лука»). Цель: учить скатывать шарики и
«колбаски» между ладонями, развивать умение
отрезать стекой маленькие кусочки от большого
куска пластилина; формировать координацию
движений; развивать умение регулировать силу
нажатия на стеку, правильно держать стеку;
развивать воображение.

Это лук зеленый – я его сорвал…
Этот помидорчик в руки мне попал.
Режем быстро,-
Лук – кусочками,
А помидорчик – круглыми колечками.

3. «Выкладывание дорожки в огороде,
саду» (выкладывание из счетных палочек). Цель:
развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать
умение ориентироваться на листе бумаги (вверх,
вниз); активизировать словарь: «дорожка»,
«ладошка».

Трудно пальчик мне вести
Прямо по дорожке,
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
Я ему грожу, грожу,
Я его стыжу, стыжу,
Пальчик постыдился,
Взял и научился.
(Б.Заходер)

4. «Прогулка». Цель: развивать
общую координацию движений; выполнять движения
соответственно тексту.

Раз-два-три, раз-два-три —

По дорожке мы пошли, (шаг марша)

Мы скачем по дорожке,
Сменяя часто ножки, (подскоки)
Поскакали, поскакали,
А потом, как аист, встали.
Вот мы кочки увидали,
Через них мы прыгать стали. (прыжки с продви-
жжением вперед)

Впереди течет ручей,
Подходите поскорей! (ходьба на носках)
Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем,
А потом мы побежали.

2-я неделя

:

  1. «Собираем ягоды» (домашняя школа
    Монтессори). Цель: развивать мелкую моторику,
    учить выделять красный, зеленый цвет по образцу,
    по слову. Методические рекомендации:
  • Натянуть веревку, подвесит разогнутые скрепки.
  • Дать возможность ребенку самостоятельно
    слепить (скатать) красные и зеленые шарики
    («вишня» и «крыжовник»).
  • Наколототь «ягоды» на «веточки»
    (взрослому).
  • Срывать «ягоды» по одной тремя пальцами
    правой руки. Левой рукой придерживать скрепку.
  • Сорванные «ягоды» складывать в корзинку
    (дети выполняют по показу взрослого).
  1. «С веток ягоды снимаю». Цель: развивать
    мелкую моторику, выполнять действия в
    соответствии с содержанием стихотворения:
  2. С веток ягоды снимаю

    И в лукошко собираю.
    Ягод – полное лукошко!
    Я попробую немножко.
    Я поем еще чуть-чуть,
    Легче будет к дому путь.
    Я поем еще малинки,
    Сколько ягодок в корзинке?
    Раз, два, три, четыре, пять…
    Снова буду собирать.
    (И.Лапухина)

  3. «Я по садику гуляла». Цель: формировать
    умение выполнять задание по образцу, развивать
    умение ориентироваться на плоскости и
    определять местонахождение предметов;
    активизировать словарь: «корзинка»,
    «яблоки», «сливы», «гуляла»,
    «собирала». Методические рекомендации:
    материал — вырезанная по контуру из картона
    корзинка, 5 маленьких овалов синего цвета
    («сливы»), 5 больших красных кругов
    («яблоки»). Предложить ребенку
    самостоятельно сложить фрукты в корзинку.
  4. Я по садику гуляла
    И в корзинку собирала
    Яблоки и сливы,
    Вышло так красиво!

  5. «Яблоки». Цель: развивать общую
    координацию движений.

Веточки на яблоньке повисли от печали,
(поднять руки вверх, кисти опущены)

Яблоки на веточках висели и скучали.
(покачать опущенными кистями)

Девочки и мальчики ветки раскачали,
(покачать поднятыми вверх руками)

Яблочки о землю громко застучали.
(поднимать и опускать руки, согнутые в локтях,
ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены
).

3-я неделя:

  1. «Готовим салат вместе с мамой». Цель:
    развивать тактильное восприятие (гладкий
    помидор, шершавый огурец); обогащать активный и
    пассивный словарь ребенка: «огурец»,
    «помидор»; «салат», «шершавый»,
    «гладкий», «режем», «готовим».
  2. Материал

    : овощи (помидор,
    огурец), коробка с отверстиями с боков для правой
    и левой руки.

Усложнение задания

нацелено на
обучение ребенка выполнять задания по
инструкции («Найди и разложи овощи в таком
порядке: шершавый огурец, гладкий помидор и т.д.).
Можно предложить для игры: натуральные овощи,
муляжи, игрушки, картинки с изображением овощей.

  • «Посмотри, кто спрятался в комочке?» –
    разглаживание
  • смятых комочков из бумаги (скомканных
    в шарики овощей и фруктов). Цель: развивать
    мелкую моторику пальцев рук.

  • «Кто больше соберет фасоли?» – собрать
    фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком.
    Закручивание пробок на бутылочках. Цель:
    развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Методические рекомендации

    : во
    время игры развивать щипковый захват
    указательным и большим пальцами.

  • «Мы – листики осенние». Цель: развивать
    общую координацию движений, выполнять движения в
    соответствии с текстом:
  • Мы – листики осенние

    на ветках мы сидим.
    Ветер дунул – полетели
    и на землю тихо сели.
    Ветер снова набежал
    и листочки все поднял.
    Закружились, полетели
    и на землю тихо сели.

    4-я неделя:

    1. «Варим компот». Цель:
    развивать мелкую моторику, координацию движений.

    Материал

    : нож, мягкая
    проволока, любые фрукты, кружочки из толстого
    картона (цветные) с дырочкой посередине.

    Методические рекомендации

    :
    нарезать яблоко, грушу, сливу тонкими колечками и
    попросить нанизать их на проволочку (для сушки).
    Затем можно заменить фрукты вырезанными из
    картона кружочками (синие – «сливы», красные
    – «яблоки», желтые — «груши»).

    2. «Чудесный мешочек» – овощи и
    фрукты определить на ощупь. Цель: развивать
    исследовательские действия путем вынимания
    предметов на ощупь (из мешочка).

    3. «Найди вторую половинку» –
    разрезные картинки. Цель: учить выделять
    части предмета и соединять их в целое, развивать
    зрительную ориентировку, мелкую моторику.

    4. «На прогулку». Цель:
    развивать общую координацию движений.

    В лес осенний на прогулку
    Приглашаю Вас пойти.
    Друг за дружкой становитесь,
    Крепко за руки беритесь.
    Листья осенние тихо кружатся,
    Листья нам под ноги тихо ложатся
    И под ногами шуршат – шелестят,
    Будто опять закружиться хотят
    Ш-ш-ш-ш…

    (дети кружатся, опускаются на колени,
    водят руками по полу, качают руками вправо –
    влево
    ).

    НОЯБРЬ

    Тема

    : «Одежда».

    1-я неделя:

    1. «Большая стирка». Цель: расслабление
    кистей, соотнесение движений с текстом, развитие
    мелкой моторики, координация движений.

    Материал

    : тазик с водой,
    кусочки мыла – «шарик», «кирпичик»;

    одежда, прищепки, веревка.

    Методические рекомендации

    :
    предложить ребенку положить мыло в ладошки и
    покатать («намылить») ладошками.

    Стираем, стираем,
    Стираем мы белье.
    Полощем, полощем,
    Полощем мы белье.

    2. «Три Катюшки» – пальчиковая
    игра. Цель: развивать мелкую моторику.

    Три Катюшки
    Взяли в руки три катушки.
    Раз катушка, два катушка, три катушка.
    Шуре сшили сарафан,
    Сшили дедушке кафтан,
    Сшили бабушке носки,
    А девчонкам и мальчишкам –
    Всем Андрюшкам и Наташкам
    Сшили яркие штанишки,
    Сшили пестрые рубашки.
    (дети поочередно загибают пальцы)
    А.Стройло

    3. «Гости». Цель: развивать
    общую координацию движений.

    Кукла Маша услыхала –
    (подскоки)
    Самой первой прибежала.
    Вот шагают петушки –
    (ходьба с высоким подъемом колена)
    Золотые гребешки.
    А матрешки,
    (топающий шаг)
    Куклы-крошки,
    Ручками захлопали,
    Ножками затопали.
    А веселые Петрушки
    Взяли в руки погремушки,
    Погремушки вверх подняли,
    Очень весело плясали.

    2-я неделя:

    1. «Вытягиваем ленточку». Цель:
    развивать мелкую моторику.

    Материал

    : банка с проделанными
    в крышке отверстиями, ленточки четырех цветов
    (синяя, желтая, зеленая и красная).

    Методические рекомендации

    :
    предложить сначала двумя, потом тремя пальчиками
    вытянуть ленточку определенного цвета. Ребенок
    научится не только управлять своими пальчиками,
    но и быстрее запомнить названия цветов.

    2. «Оденем Маню на прогулку». Цель:
    укреплять мышцы указательного пальца, развивать
    ритмичность и координацию движений, формировать
    связь «глаз – рука».

    Материал

    : контурный трафарет
    из картона (шапочка, руковички); пластилин
    (разноцветный), картинка с зимним пейзажем и
    кукла, вырезанная из бумаги.

    Методические рекомендации

    :
    рассмотреть картинку, обратить внимание, что
    ручки у куклы голые, на голове нет шапки. Дать
    ребенку трафарет шапочки и рукавиц, предложить
    размазать пластилин внутри трафарета.
    Полюбоваться своим творчеством и дать ребенку
    одеть на куклу.

    3. «Шнуровки» – учить вкладывать
    шнурок в дырочку. Цель: учить продевать
    шнурок в отверстие по подражанию, образцу;
    развивать целенаправленность действий и мелкую
    моторику пальцев.

    4. «Выросли цветы». Цель:
    развивать координацию общих движений.

    Раз, два, три – выросли цветы
    (медленно встать из положения сидя)
    К солнцу потянулись высоко, высоко!
    (поднять руки вверх и потянуться)
    Цветам тепло и хорошо!
    (обмахивать лицо руками)

    3-я и 4-я недели:

    1. «Веселые подружки». Цель:
    развивать мелкую моторику.

    I–й вариант.

    Материал

    : «лесенка» из
    пуговиц, пришитых к ткани.

    Методические рекомендации:

    ребенок
    «прыгает» пальчиками по пуговкам –
    «камушкам» слева направо (сначала
    указательным пальцем, затем большим, средним,
    безымянным , мизинцем — по очереди).

    Вверх по лесенке вдвоем
    Мы с подружкою идем.
    По ступенькам, по ступенькам
    Подниматься нам не лень,
    По ступенькам, по ступенькам
    Можем прыгать целый день!

    II-й вариант.

    Материал

    : на картинке
    нарисована лестница (ступеньки), две девочки –
    подружки.

    Методические рекомендации:

    нужно
    помочь подружкам подняться по лесенке.
    «Прошагай пальчиками правой руки вверх по
    лесенке: большим и указательным, указательным и
    средним, средним и безымянным, безымянным и
    мизинцем, большим и мизинцем, большим и
    безымянным, большим и средним.

    2. «Платье в горох». Цель:
    формировать зрительно-двигательную координацию.
    Развивать у ребенка зрительную ориентировку на
    форму предмета. Учить захватывать мелкие
    предметы (кружочки разного цвета) и выкладывать
    их на трафарет (платья). Развивать ловкость
    пальцев.

    Материал

    : трафарет платья для
    большой куклы, трафарет платья для маленькой
    куклы, кружки большие и маленькие.

    3. «Застегни одежду» – на пуговицы,
    липучки, молнии. Цель: учить застегивать
    пуговицы, липучки, молнии; развивать мелкие
    движения рук. Развивать сгибательные и
    разгибательные движения кистей рук.

    4. «Мы скачем по дорожке». Цель:
    развивать координацию общих движений.

    Мы скачем по дорожке,
    Сменяя часто ножки,
    (подскоки)
    Поскакали, поскакали,
    А потом, как аист, встали,
    Подойдите, посмотрите,
    То уже не аист – птица,
    То лягушечка – квакушка
    (присесть, обхватить руками колени)
    Ква-ква-ква кричат подружки.
    Скок-скок-скок
    Поскакал я, сколько смог.

    ДЕКАБРЬ

    Тема: «

    Зима. Дом».

    1-я неделя:

    1. «Зима». Цель: развивать
    мелкую моторику (умения выставлять по очереди
    пальцы правой и левой руки), умение
    воспроизводить движения в соответствие с
    текстом.

    Материал

    : «зимняя»
    картинка с изображением играющих детей.

    Раз, два, три, четыре, пять
    (по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак)
    Собираемся гулять.
    (покажите растопыренные пальцы правой руки)
    Катя саночки везет
    (проведите указательным и средним пальцами
    правой руки по столу)

    От крылечка до ворот,
    А Сережа на дорожке
    (сложив пальцы «щепоточкой», делайте
    бросаю-
    щие движения)

    Голубям бросает крошки.
    Девочки и мальчики
    Прыгают, как мячики.
    (помашите кистями правой и левой руки)

    2. «Новогодняя елка». Цель:
    учить детей лепить круглые предметы, скатывая
    круговыми движениями ладоней шарики.
    Формировать контроль за мышечными ощущениями;
    отрабатывать ритмичность в выполнении действий
    (сильное — слабое надавливание указательным
    пальцем на шарик).

    Материал

    : пластилин разных
    цветов, трафарет елки из зеленого картона.

    Методические рекомендации:

    1.Предложить
    сделать красивые шарики на елку (скатать из
    пластилина маленькие разноцветные шарики).
    2.Положить шарик на елку (на веточку) и придавить
    его пальцем – шарик расплющится и получится
    «елочный шарик»

    Давай украсим елочку
    Красивыми шарами.
    Пусть сверкает елочка
    Веселыми огнями!

    3. Выкладывание «Елка из лесу
    пришла». Цель: совершенствовать мелкую
    моторику пальцев рук; развивать зрительное
    внимание и пространственную ориентацию,
    активизировать словарь: «елка»,
    «иголки», «лапы».

    I-й вариант:

    выкладывание из
    счетных палочек контура елки по картинке,
    предложенной ребенку.

    II-й вариант:

    выкладывание из
    треугольников (маленький, средний, большой)
    контура елки.

    Елочка зеленая
    выросла в лесу.
    Елочку на праздник
    я домой несу.
    Как у нашей елки
    колючие иголки,
    Ветки – лапы называются,
    дети удивляются!

    4. «Зайка». Цель: развивать
    координацию общих движений.

    Скок – поскок, скок – поскок,
    Зайцу холодно сидеть,
    Нужно лапочки погреть,
    Лапки вверх, лапки вниз,
    На носочках подтянись,
    Лапки ставим на бочок,
    На носочках скок – поскок,
    А затем вприсядку,
    Чтоб не мерзли лапки.

    2-я неделя:

    1. Пальчиковая игра «Пальчик –
    мальчик». Цель: развивать мелкую моторику
    (умение выставлять по очереди пальцы правой и
    левой руки), умение воспроизводить движения в
    соответствии с текстом.

    Пальчик – мальчик, где ты был?
    Где ты с братцами ходил?
    (пальцы левой руки сжимают в кулак, выпрямляют и
    сгибают большой палец)

    С этим – я в снегу валялся,
    С этим – с горочки катался,
    С этим – в парке я гулял,
    С этим – я в снежки играл.
    (поочередно загибают пальцы, начиная с
    указательного)

    Все мы пальчики – друзья,
    Где они,
    Там и я!

    (сжимают и разжимают пальцы; показывают 4
    пальца, прижав большой палец к ладони).

    2. «Лепим лыжные палки для Вани». Цель:
    формировать умение ребенка правильно
    пользоваться пластилином — раскатывать палочки;
    развивать координацию правой и левой руки;
    вырабатывать умения ритмично выполнять
    действия.

    Материал

    : пластилин, картинка с
    зимним пейзажем. На картинке нарисован мальчик
    Ваня, стоящий на горке (на лыжах, но без лыжных
    палок).

    Методические рекомендации:

    1.
    Предложить сделать лыжные палки для Вани
    (раскатать палочки). 2. Внизу прикрепить кружок из
    картона – получится «лыжная палка». Вторую
    «палку» предложить сделать самостоятельно.
    3. Положить «палки» на рисунок и придавить в
    нескольких местах указательным пальцем.
    «Теперь Ваня сможет съехать с горки и не
    упадет!»

    Ох, мороз на дворе,
    Он не страшен детворе,
    Ваня лыжи дома взял
    И на горку побежал.
    Но что-то не катается,
    Никак не получается…
    Палки лыжные забыл –
    Кто б ему их раздобыл?

    3. Выкладывание из палочек «Санки».
    Цель: совершенствовать мелкую моторику
    пальцев рук; развивать зрительное внимание и
    пространственную ориентацию.

    Методические рекомендации:


    выкладываем санки по образцу (картинке):

    Санки зимой с горок летят,

    В санках ребята хохочут, визжат.

    4. «Снежинки». Цель: развивать
    координацию общих движений.

    Ой, летят, летят снежинки,
    Белоснежные пушинки.
    (поочередно поднимают и опускают руки)
    Это зимушка – зима
    Рукавами повела.
    (поворачиваются вправо, вытягивая в сторону
    правую руку; то же повторяют влево)

    Все снежинки закружила
    И на землю опустила.
    Стали звездочки кружиться,
    Стали на землю ложиться.
    Нет, не звезды, а пушинки,
    Не пушинки, а снежинки.
    (кружатся, руки в стороны; приседают; выполняя
    упражнение, нужно все время следить за
    правильной осанкой)

    3-я неделя:

    1. «Домик» – пальчиковая
    игра. Цель: развивать мелкую моторику; учить
    воспроизводить движения пальцами в соответствии
    с текстом:

    Раз, два, три, четыре, пять,
    (разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с

    большого)

    Вышли пальчики гулять.
    (ритмично разжимаем все пальцы вместе)
    Раз, два, три, четыре, пять,
    (сжимаем по очереди широко расставленные
    пальцы в кулак, начиная с мизинца)

    В домик спрятались опять.
    (ритмично сжимаем все пальцы вместе)

    2. «Это что за теремок?» Цель:
    развивать мелкую моторику; координацию движений;
    формировать целенаправленность действий и
    устойчивость внимания.

    Материал

    : пирамидка с ровным
    стержнем и тремя колечками одинаковой величины;
    пирамидка с пятью кольцами, но разными по
    величине.

    Методические рекомендации:

    читается
    стихотворение:

    Это что за теремок?
    Из трубы идет дымок…

    (предложить ребенку нанизать колечки
    на стержень (показать, как надо держать
    пирамидку))

    Усложнение:

    пирамидка из 5 колец.

    «Посмотри, какой красивый получился
    теремок, из трубы идет дымок».

    3. «Выложи дом из цветных
    геометрических фигур». Цель: фиксировать
    внимание на том, что цвет и форма могут быть
    использованы для изображения разнообразных
    предметов; учить составлять из геометрических
    фигур простые предметы – дом с окном. Развивать
    более тонкую дифференцировку, умение не
    отвлекаться от поставленной задачи;
    совершенствовать моторику пальцев, координацию
    движений рук.

    Материал

    : геометрические
    фигуры разного цвета и величины.

  • «Дом большой, дом маленький». Цель:
    развивать координацию общих движений.
  • У медведя дом большой,
    Ой, ой, ой!
    (разводят руки через стороны — вверх)
    А у зайца – маленький,
    Ай, ай, ай!
    (жалобно; приседают, делают выдох, опускают го-
    лову, охватывают колено руками)

    Мишка наш пошел домой,
    (идут в развалку)
    Ой, ой, ой!
    Да и крошка – заинька,
    Ай, ай, ай!
    (прыгают на двух ногах)

    4-я неделя:

    1. Пальчиковая игра –
    «Замок». Цель: развивать мелкую моторику
    пальцев.

    На двери висит замок
    (ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук
    в замок)

    Кто открыть его бы мог?
    Потянули,
    (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные
    стороны)

    Покрутили,
    (движение сцепленными пальцами от себя, к себе)
    Постучали,
    (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг
    о друга)

    И открыли!
    (пальцы расцепляются, ладони в стороны)

    2. «Это дом» – выкладывание из
    палочек одноэтажного дома с окном, дверью,
    антенной. Цель: учить действовать по
    представлению; продолжать формировать более
    тонкие дифференцировки при осуществлении
    подбора, соотнесения; учить собирать дом по
    графическому изображению (рисунку); развивать
    координированные движения рук и тонкие движения
    кончиков пальцев.

    Материал

    : палочки счетные,
    картинка с изображением дома и схема
    выкладывания.

    Методические рекомендации:

    педагог
    рассматривает предмет вместе с ребенком;
    показывает, как надо выложить на столе данный
    предмет.

    Усложнение:

    при выкладывании
    учитывать цвет предмета, по образцу предложить
    выложить кошку.

    Дом я строю во вселенной.
    Есть в нем крыша и антенна.
    Есть в нем дверь, и есть окошко –
    Пусть живет в нем наша кошка!

    3. «Кто в домике живет?». Цель:
    развивать тактильные ощущения; учить
    воспринимать расстояние; показать, что от него
    зависит результат действий, обратить внимание на
    направление движения руки в пространстве и
    самостоятельно выбирать это направление;
    развивать мелкую моторику; активизировать
    словарь: «медведь – медвежонок», «белка –
    бельчонок», «лиса – лисенок», «большой
    – маленький».

    Материал

    : домик, окошки
    открываются, внутри вставляются карточки, на
    которых нарисованы животные.

    4. «Кошкин дом» – русская народная
    потешка. Цель: развивать общую координацию
    движений.

    Бом – бом, бом – бом!
    (энергично поднимают и опускают руки, сжатые в
    кулаки)

    Загорелся Кошкин дом!
    (постепенно поднимают руки вверх и опускают их,
    описывая в воздухе круг и быстро перебирая
    пальцами)

    Кошка выскочила,
    (схватиться руками за голову и покачать
    головой)

    Глаза выпучила,
    (приставить к глазам «очки» из больших и
    указательных пальцев)

    Побежала к дубу,
    (бежать друг за другом, поочередно выставляя
    вперед «лапки – царапки»)

    Прикусила губу,
    (остановиться, прикусить губу верхними зубами)
    Бежит курочка с ведром,
    Заливает Кошкин дом,
    (расставить сжатые в кулаки руки в стороны и
    бежать на носках)

    А собачка — с помелом,
    (наклониться вперед, одна рука на поясе, другая
    как бы подметает землю)

    А лошадка – с фонарем,
    (поднять руку, сжатую в кулак, вверх)
    Серый заинька – с листом.
    (обеими ладонями делать махи движением от себя)
    Раз – раз! Раз – раз!
    И огонь погас!
    (поднять руки вверх, ладони раскрыты вниз; на
    каждый слог постепенно рывками опускать их вниз)

    ЯНВАРЬ

    Тема: «

    Домашние и дикие животные».

    1-я неделя:

    1. Пальчиковая игра «Коза и
    козленок». Цель: развивать мелкую моторику
    пальцев.

    Идет коза рогатая,
    (указательный палец и мизинец – вверх,
    остальные прижать к ладони, причем согнутый
    большой палец сверху)

    Идет коза богатая.
    (указательный и безымянный пальцы – вверх,
    остальные прижаты к ладони)

    К ней козленочек спешит,
    Колокольчиком звенит.
    (пальцы соединены в щепотку, опущены вниз)

    2. «Чудесный мешочек» – определить
    на ощупь. Цель: развивать исследовательские
    действия путем вынимания предметов на ощупь (из
    мешочка).

    Материал

    : мешочек затягивающий,
    игрушки домашних и диких животных из разного
    материала.

    3. «Хоровод зверей в лесу». Цель:
    развивать мелкую моторику, координацию движений.

    Материал

    : фигурки зверей (зайца,
    медведя, лисы), вырезанные из цветного картона, из
    флаконов из-под шампуня; шнурок для нанизывания.

    Методические рекомендации:

    послушать
    стихотворение, нанизывать на шнурок то животной,
    про которое прочитали:

    Тень – тень, потетень,
    Выше города плетень.
    Сели звери под плетень,
    Похвалялися весь день.
    Похвалялась лиса:
    - Всему свету я краса!
    Похвалялся зайка:
    - Поди, догоняй-ка!
    Похвалялся медведь:
    - Могу песни я петь!

    4. Динамическое упражнение
    «Медвежата». Цель: развивать общую
    координацию движений, учить выполнять движения в
    соответствии с текстом:

    Медвежата в чаще жили,
    Головой своей крутили.
    Медвежата мед искали,
    Дружно дерево качали:
    Вот так и вот так,
    Дружно дерево качали.
    Вперевалочку ходили
    И из речки воду пили.
    А потом они плясали,
    Дружно лапы поднимали:
    Вот так, вот так,
    Дружно лапы поднимали.

    2-я неделя:

    1. а) «Кошка и собаки» –
    пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую
    моторику пальцев.

    Вышла кошечка вперед,
    (указательный и мизинец правой руки согнуты
    вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, причем
    большой палец согнутый сверху)

    К нам идет, хвостом играет.
    (левой ладонью машем у основания правой кисти)
    К ней навстречу из ворот
    (большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя
    сторона ладоней к себе, остальные пальцы в
    горизонтальном положении вместе, кончики
    средних пальцев соприкасаются)

    Две собаки выбегают.

    б) «Собака» – выполнение фигурок
    из пальцев. Цель: развивать мелкую моторику
    пальцев, учить выполнять упражнения (вовлекая
    все пальчики) как правой, так и левой рукой;
    формировать положительный эмоциональный
    настрой на занятия со взрослым.

    У собаки острый носик,
    Есть и шейка, есть и хвостик.

    Методические рекомендации:

    выполняет
    сначала взрослый, затем по подражанию ребенок.
    Правая ладонь на ребро, на себя; большой палец
    вверх; указательный, средний и безымянный –
    вместе; мизинец попеременно опускается и
    поднимается.

    2. «Следы в лесу» – рисование
    пальчиком. Цель: создать условия для
    экспериментирования с красками; познакомить
    детей с техникой рисования пальчиками; учить
    аккуратно обмакивать поочередно пальчики
    (большой, указательный, мизинец) в краску и
    оставлять следы на бумаге; воспитывать
    аккуратность.

    Материал

    : бумага, краска, игрушки:
    медведь, заяц, белка; таз с водой, салфетки.

    3. «Ежик» – игра со счетными
    палочками. Цель: учить выкладывать «ежа»
    из счетных палочек; развивать мелкую моторику
    пальцев, внимание, воображение, фантазию.

    Материал

    : игрушка ежа, счетные
    палочки, картинка с изображением ежа из палочек:

    Пыхтя, тащил домой грибок
    Проворный маленький зверек.
    Ни головы, ни ножек, -
    Конечно, это ежик!

    4. Динамическое упражнение
    «Котята». Цель: развивать общую
    координацию движений; учить выполнять движения в
    соответствии с текстом:

    Как у нашей кошки
    Подросли ребята,
    Подросли ребята,
    Пушистые котята.
    Спинки выгибают,
    Хвостиком играют.
    А у них на лапках
    Острые царапки,
    Длинные усищи,
    Зеленые глазищи.

    (дети изображают действия котят:
    горбят спинки и шипят; стоят на коленях,
    вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками,
    сжимают и разжимают кулачки)

    Очень любят умываться,
    Лапкой ушки почесать
    И животик полизать.
    Улеглись на бочок

    (имитируют умывание, чешут за ушками,
    «лижут» животик, прогибают спинку)

    И свернулись в клубок,
    А потом прогнули спинки,
    Убежали из корзинки.

    (разбегаются, бег в течение 30 секунд).

    3-я и 4-я неделя:

    1. а) «Мышка» – упражнение с
    пальчиками. Цель: развивать мелкую моторику
    рук.

    Мышка маленькая в норке
    Тихо грызла хлеба корку.
    (поскрести ногтями по столу, по коленям)
    «Хрум, хрум!» –
    Что за шум?
    (сжимать пальцы в кулаки и разжимать их)
    Это мышка в норке
    Хлебные ест корки
    (потереть ладони друг о друга).

    б) «Коготки» – пальчиковая игра. Цель:
    развивать мелкую моторику рук.

    Точит кошка коготки,
    (пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки)
    Сидя на окошке.
    Ах, какие же они
    Острые у кошки!
    Ах, какие у нее
    Маленькие лапки!
    (поглаживают ладони друг о друга)
    В этих лапках до поры
    Дремлют цап-царапки.
    (сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки
    вправо – влево).
    В.Кудрявцев, В.Егоров

    2. «Мышка в норке, спряталась от
    кошки». Цель: учить рвать бумагу пальцами
    на мелкие кусочки; строить из кусочков бумаги
    «норку» для мышки, засыпая мышку бумажками;
    развивать фантазию.

    Материал

    : бумага тонкая цветная,
    игрушка (мышка, кошка).

    3. а) «Проложим дорожку из
    камешков» – лепка. Цель: вызывать интерес к
    простейшим действиям с материалами, пригодными
    для лепки; учить отщипывать пальцами маленькие
    кусочки от основного куска и вдавливать их в
    поверхность дощечки для лепки.

    Материал: игрушка мышка,
    пластилин.

    Методические рекомендации:

    показать,
    как отщипывать, отрывать небольшие кусочки
    пластилина и выкладывать из них дорожку.

    б) «Посыпаем дорожки» –
    упражение-игра (домашняя школа Монтессори). Цель:
    учить детей посыпать тремя пальцами песок
    (крупу); развивать мелкую моторику пальцев.

    Материал

    : красивое глубокое
    блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски
    бумаги.

    Методические рекомендации:


    предложить посыпать «песком» (пшеном, рисом)
    дорожку на столе шириной 3-5 см; ограничить ее
    полосками бумаги. Дорожка может идти от одного
    выложенного из спичек домика к другому. Песок
    сыпать тремя пальцами (сложить их
    «щепоткой»), не выходя за края дорожки.

    4. а) «Мышка» – выкладывание из
    палочек. Цель: развивать мелкую моторику
    пальцев.

    Мышка маленькая в норке
    Тихо грызла хлеба корку.
    «Хрум, хрум» –
    Что за шум?
    Это мышка в норке
    Хлебные ест корки.

    б) «Мышки» – упражнение с
    пальчиками. Цель: развивать мелкую моторику
    пальцев.

    Материал

    : на картинке нарисованы:
    кошка притаилась, мышки убегают по дорожке
    (дорожка из кружков):

    Методические рекомендации:


    «Помоги мышкам добежать до норки: прошагай
    тремя пальчиками правой руки по кружкам

    • указательный, средний, безымянный (в центре
      средний);
    • средний, безымянный, мизинец (в центре
      безымянный);
    • большой, указательный, средний (в центре
      указательный).
    1. Динамическое упражнение.

    а) «Белочки». Цель: развивать
    общую координацию движений, учить выполнять
    движения в соответствии с текстом:

    Рыженькие белочки скачут по ветвям,
    (движения согласно тексту)
    Пушистенькие хвостики мелькают тут и там.
    Маленькие белочки замерзли на снегу.
    Как согреть им лапочки в зимнюю пургу?
    Лапка лапку ударяет,
    Быстро-быстро согревает.
    Прыг да скок, прыг да скок,
    И свернемся мы в клубок.

    б) «Мишка косолапый». Цель:
    развивать общую координацию движений, учить
    выполнять движения в соответствии с текстом:

    Мишка косолапый
    по лесу идет.
    (дети идут вперевалку с ноги на ногу)
    Шишки собирает,
    (приседают, делая вид, что собирают шишки)
    песенки поет.
    Шишка отскочила
    прямо Мишке в лоб,
    (дотрагиваются до лба ладошкой)
    Мишка рассердился
    и ногою топ!
    (топают ногой)

    ФЕВРАЛЬ

    Тема

    : «Птицы».

    1-я неделя:

    1. «Птичка» – упражнение с
    пальчиками. Цель: развивать мелкую моторику
    пальцев.

    Птичка, птичка,
    На тебе водички.
    (звать птичку, помахивая кистью одной руки к
    себе,
    другую ладошку сложить чашечкой)

    Спрыгни с веточки ко мне,
    Дам я зернышки тебе.
    (сыпать корм одной рукой на ладошку другой)
    Клю-клю-клю…
    (стучать указательными пальцами по столу,
    коленям
    в разных ритмах).

    2. «Посмотри, кто спрятался в
    комочке?» – разглаживание скомканных в шарики
    листов бумаги с изображенными на них контурами
    птиц. Цель: развивать мелкую моторику
    пальцев.

    3. «Лебединое озеро» – рисование
    ладошками. Цель: создать условия для
    экспериментирования красками, познакомить с
    нетрадиционными приемами рисования – ладошками;
    учить аккуратно делать отпечатки ладошкой.

    Материал

    : лист голубого тона
    большого формата, белая гуашь, таз с водой,
    салфетки.

    Методические рекомендации:


    Вначале показ педагога рукой ребенка, затем
    ребенок выполняет самостоятельно.

    Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
    Выше бережка головушку несет.
    Белым перышком помахивает,
    На цветы водичку стряхивает.

    4. «Воробушки» – динамическое
    упражнение. Цель: развивать общую
    координацию движений.

    Птички в гнездышках сидят
    И на улицу глядят.
    Погулять они хотят
    И тихонечко летят,
    Полетели, полетели
    И на веточки уселись.
    Перышки почистили,
    Хвостиком стряхнули.
    Опять полетели.
    На дорожку сели,
    Прыгают, чирикают,
    Зернышки клюют.

    (дети, сидя на корточках, поворачивают
    голову, встают, бегут, взмахивая вправо и влево
    руками; темп средний; са- дятся на стульчики, трут
    руками плечи, крутят попками, снова «летят»
    (бегают), садятся на корточки, поворачивают
    голову вправо – влево, имитируют действия
    птенцов).

    2-я неделя:

    1. «Птички» – пальчиковая игра. Цель:
    развивать мелкую моторику пальцев.

    Птички полетели,
    (большой палец отогнуть в горизонтальное
    положение, сверху соединить сомкнутые прямые
    остальные пальцы)

    Крыльями махали.
    (махи ладонями с широко раскрытыми пальцами)
    На деревья сели,
    (руки вверх, все пальцы широко расставить)
    Вместе отдыхали.
    (большой палец отогнуть в горизонтальное
    положение, сверху присоединить сомкнутые прямые
    остальные пальцы)

    2. «Угощение для птиц». Цель:
    развивать мелкую моторику пальцев.

    Материал

    : семена тыквы,
    подсолнечника, большой лист бумаги, пластилин,
    птицы, кормушка.

    Методические рекомендации:

    1.Сортировка
    семян (тыквы и подсолнечника). 2.Отработка навыка
    отрывания мелких клочков от большого листа
    бумаги. 3.Отщипывание маленьких комочков
    пластилина и складывание их на кормушку.

    3. «Птичка» – лепка. Цель:
    вызвать желание вылепить маленькую птичку,
    скатывая шарики, накладывая один на другой, глаза
    – горошинки; учить прищипывать пальцами, делая
    клюв и хвостик.

    Материал

    : пластилин, игрушки,
    природный материал –горошинки.

    4. «Руки подняли…» – динамическое
    упражнение. Цель: развивать общую
    координацию движений, учить выполнять движения в
    соответствии с текстом:

    Руки подняли и покачали -
    Это деревья в лесу,
    Руки нагнули, кисти встряхнули –
    Ветер сбивает росу.
    В стороны руки, плавно помашем –
    Это к нам птицы летят.
    Как они сядут тоже покажем,
    Крылья сложили назад.

    3-я неделя:

    1. «Сорока» – пальчиковая игра. Цель:
    развивать мелкую моторику пальцев.

    Сорока, сорока,
    Где была? Далеко.
    (ребенок водит указательным пальцем одной руки
    по ладони другой)

    Кашу варила,
    Деток кормила:
    Этому дала кашки,
    Этому – киселька,
    (загибают одной рукой по одному пальцу другой
    руки)

    Этому – сметанки,
    Этому – конфетку,
    А этому не дала:
    «Ты дров не рубил,
    (грозят указательным пальцем обеих рук)
    Воду не носил,
    Кашу не варил.

    2. «Цапля» – выкладывание из
    палочек. Цель: развивать мелкую моторику
    пальцев.

    На одной ноге стоит,
    На лягушек все глядит.
    На одной ноге весь день
    Ей стоять совсем не лень.

    3. «Скворечник» (I вариант)

    «Птенчики в гнезде» (II вариант) –
    выполнение фигурок из пальцев. Цель:
    развивать мелкую моторику пальцев; учить
    выполнять упражнение как правой, так и левой
    рукой (вовлекая все пальчики), формировать
    положительный эмоциональный настрой.

    Методические рекомендации:

    I
    вариант:

    Скворец в скворечнике живет
    И песню звонкую поет.
    (ладошки вертикально поставлены друг к другу;
    мизинцы прижаты, как «лодочка», а большие
    пальцы загнуты вовнутрь).

    II вариант:

    Птичка крылышками машет
    И летит к себе в гнездо.
    Птенчикам своим расскажет,
    Где она взяла зерно.
    (обхватить все пальчики правой руки левой
    ладонью и ими шевелить).

    4. «Гуси серые летели» –
    динамическое упражнение. Цель: развивать
    общую координацию движений, учить выполнять
    движения в соответствии с текстом:

    Гуси серые летели,
    На лужайку тихо сели.
    Походили, поклевали,
    Потом быстро побежали.

    4-я неделя:

    1. «Шла ворона через поле» –
    пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую
    моторику пальцев.

    Шла ворона через поле,
    (указательный и средний пальцы передвигаем по
    столу)

    Шесть грибов несла в подоле:
    (считаем пальцы и выпрямляем их по одному)
    Сыроежку, боровик, под-оси-но-вик.
    (поднимаем мизинец, безымянный, средний из
    кулачка)

    Груздь, опенок, шампиньон.
    (указательный, большой, указательный)
    Кто не видел –
    (закрываем ладошками лицо)
    Выйди вон!
    (показываем указательным)

    2. «Разрезные картинки» – собрать
    картинку птицы из трех частей. Цель: учить
    составлять целое (птицу) из трех частей;
    развивать воображение, память.

    Материал: птица на картинке;
    птица, состоящая из 3-х частей (голова, туловище,
    лапки).

    Методические рекомендации:

    рассмотреть
    птицу на картинке; 1 вариант: наложить
    (совместить) части силуэта птицы на картинку; 2
    вариант: собрать картинку птицы из 3-х частей
    (голова, туловище, лапки).

    3. «Это птичка – обведи и
    нарисуй» – обводка трафарета из толстого
    картона или трафарета птицы из пластмассы. Цель:
    развивать мелкую моторику пальцев; учить
    воспринимать предмет с помощью обводящего
    движения, использовать полученный образ (птицы) в
    изобразительной деятельности.

    Материал

    : карандаш, фломастер,
    трафарет из картона или пластмассы силуэта
    птицы.

    4. «Домик для птицы» –
    выкладывание домика из геометрических фигур. Цель:
    фиксировать внимание, что цвет и форма могут быть
    использованы для изображения разнообразных
    предметов; учить составлять из геометрических
    фигур домик для птицы; развивать моторику
    пальцев, координацию движений рук.

    Материал

    : геометрические фигуры
    (круг, квадрат, треугольник), карточка с
    изображением домика из геометрических фигур.

    Методические рекомендации:

    ребенок
    рассматривает карточку: а) по слову находит
    названный предмет и накладывает на карточку; б)
    выкладывает домик из геометрических фигур на
    столе.

    5. а) «Птички» – динамическое
    упражнение. Цель: развивать общую
    координацию движений, учить выполнять движения в
    соответствии с текстом:

    Птички летали,
    С ребятками играли.
    (бегают по кругу на носочках, помахивая руками)
    Крыльями махали,
    (машут ладонями с широко раскрытыми пальцами)
    На деревья сели.
    (руки на плечи)

    б) «Курочка»:

    Вышла курочка гулять,
    Свежей травки пощипать,
    (ходят на носках, руки опущены вниз, кисти
    держат
    перпендикулярно корпусу)

    А за ней ребятки –
    Желтые цыплятки.
    (легкий бег, руки согнуты к плечам)
    Т.Волгина


    МАРТ

    Тема: «Транспорт».

    1-я неделя:

    1. «Транспорт». Цель: развивать
    мелкую моторику; учить выполнять движения
    пальчиками (по очереди загибать) в соответствии с
    текстом:

    Мы с первым пальцем – малышком
    В трамвайный парк пойдем пешком.
    С другим – поедем мы в трамвае,
    Тихонько песни напевая.
    А с третьим – сядем мы в такси,
    Попросим в магазин нас отвезти!
    С четвертым пальчиком в ракете
    Мы полетим к другой планете.
    Садись-ка, пятый в самолет,
    С тобой отправимся в полет.

    2. «Что у кого?» – разглаживание
    скомканных шариков листов бумаги с
    изображениями автобуса, машины. Цель:
    развивать мелкую моторику рук.

    3. «Колеса для машины» – лепка
    (скатывание, надавливание). Цель: учить
    скатывать шарики из пластилина, надавливать
    указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к
    основе в определенном месте; развивать мелкую
    моторику, формировать интерес к работе,
    закреплять цвет предмета.

    Материал

    : пластилин, трафарет
    машины без колес из картона.

    4. «Машина». Цель: развивать
    общую координацию движений.

    Би – би – би
    Гудит машина.
    (дети ритмично постукивают кулачком одной руки
    о ладонь другой)

    Тук – тук – тук –
    Мотор стучит.
    (ритмично хлопают руками)
    Едем, едем, едем, едем, -
    (ритмично потопывают ногами)
    Он так громко говорит.
    Шины трутся о дорогу,
    Шу – шу –шу –
    Они шуршат.
    (потирают ладони)
    Быстро крутятся колеса,
    Та – та- та –
    Вперед спешат.
    (делают ритмичную «вертушку» руками)

    2-я неделя:

    1. «Как живешь?» – пальчиковая игра. Цель:
    развивать мелкую моторику пальцев.

    Как живешь?
    - Вот так!
    (кулак сжать, палец большой вверх)
    А плывешь?
    - Вот так!
    (руками разводим)
    Как бежишь?
    - Вот так!
    (руки в локтях согнуты)
    В даль глядишь?
    - Вот так!
    (ладошку приставить ко лбу)
    Ждешь обед?
    - Вот так!
    (рука согнута в локте и кулачком под щеку)
    Машешь вслед?
    - Вот так!
    (машем рукой)
    Утром спишь?
    - Вот так!
    А шалишь?
    - Вот так!
    (ладошки трем о щеки)



    2. «Веселый автобус». Цель:
    развивать мелкую моторику пальцев.

    Материал

    : картинка с
    нарисованными автобусом и извилистой дорожкой.

    Методические рекомендации:

    предложить
    ребенку помочь доехать до детского сада, дома:
    «Прошагай пальчиками правой и левой руки. У
    каждого пальчика своя дорожка: большой и
    указательный, указательный и средний, средний и
    безымянный, безымянный и мизинец, большой и
    мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

    Едем, едем поутру,
    Везем в садик детвору.
    Едем по кривой дорожке,
    Малыши глядят в окошки.

    3. «Составим из палочек машину». Цель:
    учить действовать по представлению; учить
    собирать машину по ее графическому изображению
    (рисунку); развивать координированные движения
    рук и тонкие движения кончиков пальцев.

    Материал

    : палочки цветные,
    предметные картинки с изображением машины и
    схема выкладывания палочками, кружки для колес.

    Машина по улицам мчится,
    Из под колес пыль клубится.

    4. «Самолет». Цель:
    развивать общую координацию движений, учить
    выполнять движения в соответствии с текстом:

    Летит самолет высоко – высоко,
    Ему на посадку зайти нелегко!
    Летчик за кругом делает круг…
    (дети бегут легко на носочках, руки в стороны)
    Ему самолет и товарищ, и друг!
    На взлетную полосу сел самолет,
    (приседают, руки в стороны)
    Вперед побежал –
    и закончен полет.
    Двери открылись, под трапом земля,
    И пассажиров встречают друзья!
    О.Асписова.

    3-я неделя:

    1. «Кто приехал?» – пальчиковая игра. Цель:
      развивать мелкую моторику пальцев.

    - Кто приехал?
    (обе ладошки вверх, каждый палец соприкасается
    с другим пальцем)

    - Мы, мы, мы!
    (ладошки раскрываем только пальцы, внизу
    ладошки
    соединены)

    - Мама, мама, это ты?
    (большой палец отгибаем в сторону)
    - Да, да, да!
    - Папа, папа, это ты?
    (указательный палец отгибаем в сторону)
    - Да, да, да!
    - Братец, братец, это ты?
    (средний палец отгибаем)
    - Да, да, да!
    - Ах, сестричка, это ты?
    (безымянный палец отгибаем)
    - Да, да, да!
    - Все мы вместе,
    - Да, да, да!
    (раскрываем ладошки)

    2. «Дорога для машины» – рисование
    кисточкой. Цель: упражнять в рисовании
    длинных прямых горизонтальных линий; развивать
    мелкую моторику, аккуратность и желание
    рисовать.

    Материал

    : листы с изображением
    машин разных цветов, гуашь по цвету машин,
    кисточки, игрушки — машины.

    Едут машины,

    шуршат шины.

    Погоди немного,

    вот дорога…

    А палочки длинные –

    следы машинные.

    У нас машины разные

    и желтые, и красные.

    Машины за машинами

    шуршат своими шинами.

    3. «Грузовик» – обводка трафарета
    машины. Цель: учить воспринимать предмет с
    помощью обводящего движения; понимать, что
    обводящие движения очеркивают контур предмета;
    развивать мелкую моторику.

    Материал

    : шаблон машины для
    обрисовывания.

    Методические рекомендации:


    вначале рассмотреть шаблон, научить видеть
    целостный предмет в шаблоне. Если ребенок
    затрудняется соотнести шаблон с картинкой, то
    надо помочь обвести указательным пальчиком
    контур предмета (по шаблону); затем ребенок
    обводит контур карандашом по шаблону совместно с
    взрослым и, наконец, ребенок действует
    самостоятельно.

    4. «Самолет» (А.Барто). Цель:
    развивать общую координацию движений.

    Самолет построим сами,
    (разводят руки – «крылья» в стороны)
    Пронесемся над лесами,
    (помахивают руками вверх – вниз, слегка
    наклоняя ту-
    ловище вправо – влево)

    Понесемся над лесами,
    (бег на носочках, руки в стороны)
    А потом вернемся к маме.
    (приседают на одно колено, прямые руки в
    стороны)

    4-я неделя:



    Страницы: 1 | 2 | Весь текст


    Следующий: