Коррекционно-развивающая программа Час здоровья

Учебно-тематический план


Название темы Всего часов
1 Вводное занятие. Знакомство. 30 минут
2 “О себе хочу все знать” 6 часов 30 минут
3 “Я здоровье берегу” 4 часа 30 минут
4 “Безопасность – мой девиз” 1 час
5 “Я и моя семья” 2 часа
6 заключительное 30 минут
ИТОГО: 15 часов

1. Основная часть.

Вводное занятие.

Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся
с программой.

Тема 1. “О себе хочу все знать”.

Занятие 1. “Это Я”.

- Меня зовут.
- Мой день рождения.
- Рисунок “Это Я”.
- Мне нравится, когда меня называют.

Дома с родителями:

- Мои именины.
- Мое имя обозначает.
- Визитка.

Занятие 2. “Какой Я.”

- Кого называют веселым, сообразительным,
доброжелательным, внимательным, аккуратным, с
хорошей памятью?
- Я какой?

Дома с родителями:

Нарисовать себя веселым – грустным; добрым –
злым; аккуратным – неряшливым.

Занятие 3. “Я люблю – Я не люблю”.

- Что значит “Я люблю – Я не люблю”.
- Мой любимый цветок, мой любимый цвет, моё
любимое время года, моя любимая сказка, моя
любимая игра, мой любимый друг, моё любимое
животное.
- Дома с родителями: Написать “Мое самое большое
желание”

Занятие 4. Уроки, которые мне нравятся и,
которые мне не нравятся.

- Разговор о любимых и нелюбимых занятиях.
- Нарисовать: атрибуты любимых уроков светлым
цветом, не любимых – темным.

Занятие 5. “Моё настроение”.

- Что такое настроение?
- Какое оно может быть?
- Отчего оно меняется?
- “Лист моего настроения в школе”.

Дома с родителями: “Лист моего настроения
дома”.

Занятие 6. “Мои способности”.

- Что такое способности?
- “Сад моих способностей” – рисунок-схема.

Занятие 7. “Я взрослею, Я расту”.

- Рисунок “Когда Я был маленький — Я сейчас – Я
когда вырасту”.
- Коллективное обсуждение рисунков.

Дома с родителями: Мой рост. Мой вес.

Занятие 8. То, что мешает.

Чтение и обсуждение сказки “Медвежонок и
Старый гриб” или “Котенок Маша”
(терапевтические сказки).

Дома с родителями: обсудить сказку и нарисовать
картинку к сказке

Занятие 9. “Моё воображение”.

- Что такое воображение, зачем оно нужно?
- Нарисуй кошку, лицо, дождик и клоуна, используя
фигуры.

Если рисунок содержит все заданные фигуры – 4
б., если 3 фигуры – 3б., если 2 – 2б., 1 – 1б.

Дома: предложи родителям угадать что
нарисовано.

Занятие 10 . “Моя память”.

- Что такое память, зачем она нужна?
- Мой банк памяти (зрительная, слуховая память).

Дома с родителями: поиграй с родителями в игру
“Чего не хватает”. Запиши свои результаты.

Занятие 11. “Внимание”.

- Что такое внимание, зачем оно нужно?
- Мое внимание.
- Упражнения на внимание (“мой одноклассник”;
“мой класс”)

Занятие 12. Порядок. Правила.

- Чтение сказки “Часы” (сборник
терапевтических сказок)
.
- Обсуждение сказки.

Дома с родителями: обсуждение сказки, рисунок к
сказке.

Занятие 13. “Я сегодня и Я завтра”.

- Чему Я научился и чему хочу научиться?
- Рисунок “Я завтра”

Тема 2. “Я здоровье берегу”.

Занятие 14. Мое здоровье.

- Кто может называться здоровым человеком?
- От кого зависит мое здоровье?
- Рисунок “здоровый человек – больной человек”.

Дома с родителями: Что нужно делать, чтобы быть
здоровым.

Занятие 15. “Как я устроен”.

- Как устроен человек?
- “Моя подруга – осанка”.
- Рисунок “Человек без костей выглядел бы так”

Дома с родителями проверить осанку: Встать к
стене спиной так, чтобы пятки, ягодицы и спина
плотно прилегали к ней. Попроси родителей
измерить прогиб позвоночника в области шеи и
поясницы. Если глубина этих прогибов примерно по
4см поставь себе 5 баллов, если по 3см – 4 б., по 2-3б.,
по 1 – 2б.

Занятие 16. “Как я устроен”.

- Мои зубы и мое здоровье.
- Мои глазаи мое здоровье.
- Мои уши и мое здоровье.

Дома с родителями:

С помощью зеркала посмотри на свои зубы и
нарисуй здоровые зубы синим цветом, а больные или
запломбированные красным.

Узнай чувствительность своего слуха: с
закрытыми глазами медленно подноси к уху часы
пока не станет слышно тиканье; замерь расстояние
и запиши. То же проделай в обратном порядке:
медленно отводи часы от уха пока не перестанешь
слышать тиканье. Замерь расстояние и запиши.

Занятие 17. “Сохраню здоровье сам”.

Заполнение таблицы


Всегда Часто Иногда Никогда
Умываюсь
Чищу зубы 2 раза в день
Одеваюсь по погоде
Делаю зарядку
Слежу за чистотой рук
Ежедневно принимаю душ
Вовремя лечу зубы
Соблюдаю правила дорожного движения
Занимаюсь физкультурой
Стараюсь не ссориться
Вовремя ложусь спать
Слежу за чистотой в доме
Правильно сижу за столом
Соблюдаю режим дня

Обсуждение заполненной таблицы.



Занятие 18. Мой режим дня.

- Зачем нужен режим дня?
- Что от него зависит?

Дома с родителями: составить или записать режим
дня.

Занятие 19. Мое поведение и мое здоровье.
1ч.

- Какая связь между нашим поведением и
здоровьем?
- Что нам помогает хорошо себя вести?
- Упражнения на дыхание (элементы аутотренинга)

Дома с родителями: обсудить связь поведения
человека и его здоровья.

Занятие 20. Мое поведение и мое здоровье.
2ч.

- Чтение сказки “Сказка о двух братьях и
сильной воле” (сборник терапевтических
сказок)
Обсуждение.

Дома с родителями: обсуждение сказки, рисунок к
сказке.

Занятие 21. Спорт и здоровье.

- Есть ли связь между здоровьем и занятием
спортом?
- Если есть, то в чем она заключается?
- Как влияет занятие спортом на мое здоровье?
- Нарисуй свой любимый вид спорта (заяц –
футболист, белка-гимнастка и т.п.)

Дома с родителями: заполнить.

Мои спортивные достижения:

- Я могу прыгнуть на одной ножке _____раз.
- Я могу отжаться от пола _________раз.
- Я могу сделать _______приседаний.
- Я прыгаю с места на _________см.

Занятие 22. Моя антиреклама.

- “Я могу, я умею”.
- Что мешает мне добиваться новых успехов?
- Рисунок “Моя реклама” и “Моя антиреклама”

Дома: с родителями “Что нужно сделать, чтобы на
первом рисунке прибавлялось, а на втором
становилось все меньше нарисовано?”

Занятие 23. Мои советы тем, кто хочет быть
здоров.

- Что значит быть здоровым человеком?
- Что необходимо делать, чтобы быть здоровым
человеком?
- Составление листа советов тем, кто хочет быть
здоров.

Дома: Обсуждение с родителями составленного
листа советов.

Тема 3. “Безопасность – мой девиз”.

Занятие 24. Что такое безопасность. 1ч.

- Что такое опасность и что такое безопасность.
- Как себя вести, к кому обратиться за помощью

Дома с родителями: составить список телефонов,
которые могут пригодиться в трудной ситуации:

- Мой домашний.
- Мамина работа.
- Папина работа.
- Бабушка.
- Дедушка.
- Друзья.

Служба спасения

- Моя поликлиника.
- Моё отделение милиции.
- Детский телефон доверия.
- Пожарная помощь.
- Милиция.
- “Скорая помощь”.

Занятие 25. Что такое безопасность. 2ч.

- Мои помощники.
- Мой путь в школу.

Дома: с родителями нарисовать схему маршрута в
школу

Тема 4. “Я и моя семья”.

Занятие 26. Моя семья 1ч.

- Что такое “семья”?
- Зачем нужна семья?
- Ррисунок “Моя семья”

Занятие 27. Моя семья 2ч.

- Моя семья и Я.
- История моего рождения.

Дома: с родителями “Генеалогическое древо
семьи”

Занятие 28.

- История моей семьи.

Дома с родителями: герб моей семьи

Занятие 29.

- Что мы любим.

Дома: с родителями продолжить работу по теме
занятия.

Занятие 30. Заключительное.

- Экскурс по темам года.

Выставка рисунков по темам занятий

- Подведение итогов.

(Привлечение родителей к участию в итоговом
занятии).

Литература, использованная при подготовке
программы:

  1. Бирелл Вейсен Р., Оли. Дж. Эванс, В. Ли. Дж.
    Спрунгер, Б, Пелаускс, Д. Обучение жизненно важным
    навыкам в школе. — М.: Вита-Пресс, 1996.
  2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного
    психолога: учебно-методическое
    пособие.-М.:Ось-89,2002
  3. Гин, С.И. Первые дни в школе: пособие для учителей
    первых классов. – 3-е изд./С.И.Гин,
    И.Е.Прокопенко.-М.:-Вита-Пресс,2002
  4. Лабиринт души: Терапевтические сказки/под ред.
    Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е..- Академический
    Проект: Гаудеамус, 2003.
  5. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе:кн. для
    учителя.-2-е изд./В.С.Мухина.-М.:Просвещение,1990
  6. Нечаева Н.В.Организация и содержание периода
    адаптации к школе первоклассников//Начальная
    школа.-2003



Следующий: