Коррекционно-профилактическая работа в условиях ДОУ с детьми, имеющими нарушения осанки

Все родители мечтают, чтобы их дети были
здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители
прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд
ли будет достигнут в полной мере, если из
комплекса мероприятий, направленных на
обретение здоровья и красоты, выпадет работа над
хорошей, правильной осанкой.

Осанка ребёнка является динамическим
стереотипом и в дошкольном возрасте носит
неустойчивый характер, легко изменяясь под
действием позитивных или негативных факторов.
Осанка зависит от состояния нервно-мышечного
аппарата и психики человека. Слабость мышечного
корсета, неправильные порочные позы, которые
ребёнок принимает в положении сидя, стоя, лёжа,
при ходьбе, во время игры, во сне; врождённые
аномалии развития рёбер, грудной клетки,
позвонков, нижних конечностей вызывают развитие
нарушений осанки.

Приобретённое нарушение осанки начинает
проявляться у детей раннего возраста: в ясельном
возрасте оно встречается у 2,1% детей, в 4 года – у
15-17%, в 6-7 лет — у каждого третьего ребёнка, а у
школьников составляет 67% (по данным Козыревой
О.В.). Следует отметить недостаточную диагностику
изменений опорно-двигательного аппарата в
районных поликлиниках из-за нехватки
врачей-ортопедов и низкого уровня диспансерного
обследования.

Хотя Программами по физическому воспитанию
предусмотрено формирование правильной осанки,
не обусловлены средства и методы решения данной
задачи. Упражнения на формирование навыка
правильной осанки и мышечно-двигательных
предпосылок применяются не регулярно и в
ограниченном объёме. Отсутствуют рекомендации
по профилактике нарушений осанки
непосредственно в процессе занятий по
физкультуре. В разработанных в данном
направлении методиках, эта задача решается за
счёт использования дополнительных форм
физического воспитания – накоплен опыт и
разработаны отдельные комплексы лечебной
гимнастики для дошкольников, которые проводятся
в поликлиниках, кабинетах ЛФК,
врачебно-физкультурных диспансерах
специалистами по ЛФК.

Однако научно-методических разработок по
физической реабилитации детей с нарушениями ОДА
применительно к условиям ДОУ практически нет.

МДОУ № 348 Г.Челябинска осуществляет
образовательный процесс по программе
«Развитие», разработанной Детским Центром
им. Л.А.Венгера, которая предусматривает большое
количество интеллектуальных занятий. Дети
дошкольного возраста много времени проводят в
положении «сидя», что может стать одной из
причин нарушений осанки. Поэтому, организовывая
процесс физического воспитания, мы учитываем
данный фактор и ставим перед собой задачи
коррекционно-профилактической работы:

  • Воспитание и закрепление навыка правильной
    осанки.
  • Создание и укрепление мышечного корсета и
    выработка правильного стереотипа осанки
    (мышечно-суставное чувство правильной осанки).
  • Создание благоприятных физиологических
    условий для увеличения подвижности
    позвоночника, для правильного
    взаиморасположения всех частей тела и
    направленной коррекции имеющегося дефекта в
    осанке путём тренировки конкретных мышечных
    групп и общеукрепляющих, общеразвивающих
    упражнений.
  • Способствовать тренировке мышц, укреплению
    связок и суставов, участвующих в нормальной
    деятельности свода стопы с помощью физических
    упражнений, закаливающих процедур, приёмов
    самомассажа.
  • Учить снимать имеющееся утомление в отдельных
    мышечных группах (уменьшать болевой синдром,
    если таковой имеется) с помощью приёмов
    самомассажа, упражнений на массажных ковриках,
    тренажёрах.

Для решения задач
коррекционно-профилактической работы в процессе
физического воспитания в ДОУ мы используем
следующие формы физического воспитания:


Задачи Формы физического воспитания Организатор проведения
1. Формирование навыка правильной
осанки и мышечно-двигательных представлений о
ней.
Ежедневно: УГГ, гимнастика после
дневного сна, физкультминутка (1-2 спец.упр.),
контроль за сохранением правильной осанки в
бытовых и рабочих позах.

Физкультурные занятия
(2 раза в неделю), занятия по плаванию
(2 раза в неделю).

Воспитатель,
инструктор по физкультуре
2. Гармоничное укрепление мышечного
корсета и развитие силовой выносливости мышц.
Физкультурные занятия (2 раза в неделю),
занятия по плаванию
(2 раза в неделю).

Индивидуальная работа,
прогулки, походы, оздоровительный бег

Инструктор по физкультуре, воспитатель
3. Развитие гибкости Физкультурные занятия
(2 раза в неделю), индивидуальная работа
Инструктор по физкультуре, воспитатель
4. Формирование навыка рационального
дыхания и совершенствование возможностей
дыхательной системы.
Физкультурные занятия (2 раза в неделю) ,
занятия по плаванию (2 раза в неделю), УГГ,
гимнастика после дневного сна, прогулки,
дозированный оздоровительный бег, дозированная
ходьба, походы.
Инструктор по физкультуре, воспитатель
5. Нормализация эмоционального статуса. Психотоническая тренировка (упр. на
расслабление) на физкультурном занятии

Психогимнастика
(снижение уровня тревожности)

Инструктор по физкультуре, воспитатель

Педагог-психолог

6. Коррекция функциональных
отклонений со стороны ОДА.
Плавание, дополнительные занятия
корригирующей гимнастикой
(2 раза в неделю, одно занятие – в зале,
другое занятие – в бассейне), домашние задания
(комплекс спец. упр.)
Инструктор по физкультуре,
медсестра, родители

Для успешного решения задач профилактики
нарушений осанки и укрепления навыка правильной
осанки на физкультурных занятиях мы
придерживаемся следующих правил:

  • Каждое занятие начинается и заканчивается
    упражнениями на формирование навыков правильной
    осанки и мышечно-двигательного представления о
    ней.
  • Во время выполнения физических упражнений
    добиваемся от детей сохранения положения
    правильной осанки.
  • Большое внимание уделяется укреплению мышц,
    участвующих в удержании и сохранении правильной
    осанки. Применяются силовые упражнения для мышц
    спины и брюшного пресса, как динамического, так и
    статического характера.
  • Большая часть упражнений силового характера
    выполняется из положения разгрузки позвоночного
    столба (лёжа, стоя на четвереньках и т.д.)
  • Силовые упражнения сочетаются с упражнениями
    на гибкость.
  • С целью выравнивания сил мышечной тяги,
    применяются упражнения с гимнастической палкой.
  • Предпочтение отдаётся симметричным
    упражнениям.
  • Формированию правильной осанки способствует
    применение строевых упражнений, но их объём в
    отдельном занятии ограничивается.
  • Для формирования тактильных ощущений
    правильной осанки применяются упражнения у
    вертикальной плоскости (стена без плинтуса) и
    перед зеркалом.
  • Относительно часто используются упражнения на
    сохранение равновесия. В упражнениях на
    равновесие на одной ноге строго дозируется
    нагрузка – на правую и левую ногу она одинакова.
  • Упражнения в прыжках чередуются с отдыхом.
    Прыжки на одной ноге используются в ограниченном
    объёме, дозировка на каждую ногу – одинакова. При
    использовании прыжков вначале формируется навык
    правильного (мягкого) приземления.
  • Для предупреждения плоскостопия укрепляются
    мышцы стоп.
  • Для формирования у ребёнка представлений о
    правильной осанке используется наглядный метод.
    Показ осуществляется в разных ракурсах,
    используются наглядные пособия.
  • Учитывая возрастные психологические
    особенности детей, используются образные
    названия упражнений, сюжеты, применяются
    подвижные игры с принятием положения правильной
    осанки.

На каждом занятии по обучению плаванию
обязательно применяются несколько специальных
упражнений, включая и дыхательные упражнения (3 –
5) для профилактики и коррекции нарушений осанки.

Специальные упражнения в воде
для профилактики нарушений осанки и укрепления
правильной осанки.

  1. Целью данного упражнения является развитие
    дыхательной мускулатуры. И.П.- присед на мелком
    месте (голова находится на поверхности, или лёжа
    на груди держась руками за опору. Глубокий вдох
    через рот, полный, ускоренный выдох через рот и
    нос с погружением головы в воду. Количество
    повторов — 8–10 раз.
  2. Цель упражнения – освоение свободного лежания
    на воде в движении. И.П. – присев спиной к стенке
    бассейна. Оттолкнувшись, скольжение на груди.
    Руки вытянуты вперёд, лицо вниз, ноги вместе.
    Следует скользить как можно дальше, удерживая
    плечи и таз в одной плоскости, чтобы избежать
    вращения. Количество повторов – 4-6.
  3. С помощью этого упражнения достигается
    статическая работа мышц спины. И.П. – лёжа на
    груди, руки вперёд. Ноги работают кролем с
    задержкой дыхания. Упражнение можно варьировать,
    используя доску в руках. «Торпеда» на груди
    или «торпеда» с доской на груди. Количество
    повторов – 4-6.
  4. «Торпеда» на спине, «торпеда» с доской
    на спине. Цель та же. Количество повторов то же.
  5. Цель упражнения – совершенствование работы ног
    брассом, укрепление мышц спины и ног средствами
    симметричного упражнения. И.П. – лёжа на груди.
    Руки вытянуты вперёд, ноги работают брасом.
    Корпус следует держать горизонтально, гребок
    ногами выполнять в ускоренном темпе. Можно
    использовать доску или нарукавники. Количество
    повторов по ширине бассейна – 3-4.
  6. Тоже упражнение из И.П. – лёжа на спине. Колени
    не высовывать из воды.
  7. Упражнение укрепляет мышцы спины,
    совершенствует работу рук брасом, развивает
    подвижность плечевого пояса и грудной клетки.
    И.П. – лёжа на груди. Руки работают брассом, ноги
    вытянуты, не работают, или работа ног кролем. Не
    следует при гребке погружать руки слишком
    глубоко.
  8. Упражнение даёт тот же эффект, что и предыдущее,
    а также способствует уменьшению грудного кифоза
    при круглой спине. Из И.П. лёжа на спине, руки
    работают брассом, а ноги кролем, подбородок
    плотно прижат к груди.
  9. Цель упражнения – коррекция искривления
    позвоночника, улучшение лёгочной вентиляции и
    кровообращения, развитие мышц туловища. Из И.П.
    лёжа на груди выполняется брасс с удлинённой
    фазой скольжения.
  10. То же упражнение из И.П. лёжа на спине.
  11. Цель упражнения – тренировка мышц плечевого
    пояса. И.П. – лёжа на груди, в ногах доска или круг.
    Руки работают брассом. Следует ровно лежать на
    поверхности, не прогибаться, ноги прямые.
  12. То же упражнение из И.П. лёжа на спине
  13. Цель упражнения – тренировка мышц плечевого
    пояса, увеличение экскурсии грудной клетки. И.П.
    – лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки
    работают кролем. Следует ровно лежать на
    поверхности, не прогибаться, ноги прямые.
    Пробовать сочетать движения с дыханием.
  14. То же упражнение выполняется из И.П. лёжа на
    спине.
  15. Цель упражнения – укрепление мышц брюшного
    пресса и ног. И.П. – вис на выпрямленных руках
    спиной к бортику. Выполняется подтягивание
    коленей к животу или «велосипед»; работа ног
    кролем или брассом.

Помимо основных занятий физкультурой и
плаванием, которые посещают все дети, мы ввели в
практику дополнительные занятия корригирующей
гимнастикой и плаванием
для детей, имеющих
нарушения осанки. Занятия проводятся
подгруппами по 4-8 человек. Два раза в неделю по 35-40
мин. Одно занятие проходит в зале, другое занятие
– в бассейне.



Подбор корригирующих упражнений, их содержание
и направленность, а также формирование подгрупп
определяются характером нарушения осанки. Форма
спины является определяющим фактором.

Эти занятия обязательно должны подкрепляться
выполнением комплекса специальных упражнений в
домашних условиях. Поэтому ежемесячно для
родителей проводятся консультации о правильном
выполнении упражнений и подбор комплекса
упражнений для домашних занятий.

Внедрение корригирующей гимнастики и плавания
в детском саду очень удобны для ребёнка и для
родителей. Одной из причин внедрения таких
занятий является занятость родителей, строгий
режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК,
удалённость их от места проживания детей.

Плавание является дополнительным фактором,
позволяющим разгрузить позвоночник,
нормализовать функцию мышц и, тем самым,
облегчить коррекцию позвоночника. Коррекционное
плавание предусматривает скольжение в
горизонтальном положении, погружения в воду,
физические упражнения и подвижные игры в
бассейне как с опорой, так и без.

Задачи коррекционного плавания:

  • Разгрузка позвоночника – создание
    благоприятных физиологических условий для
    нормального роста тел позвонков и
    восстановление правильного положения тела;
  • возможное исправление деформации;
  • воспитание правильной осанки;
  • улучшение координации движений;
  • увеличение силы и тонуса мышц;
  • улучшение функции сердечно-сосудистой и
    дыхательной систем;
  • коррекция плоскостопия;
  • закаливание;
  • эмоциональная разрядка, профилактика
    психологической перегрузки.

Конспект занятия коррекционным
плаванием для детей с нарушениями осанки
(крыловидные лопатки, вялая осанка,
ассиметричная осанка).

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Задачи:

  1. Формирование навыка правильной осанки и
    мышечно-двигательных представлений о ней.
  2. Профилактика и коррекция нарушений осанки:
    укрепление мышечного корсета, самовытяжение
    позвоночника.
  3. Обучение элементам техники плавания способом
    брасс на груди.

Ход занятия:

Подготовительная часть.

На суше

  1. И.П. – основная стойка. 1- руки в стороны; 2-
    «стрелочка», встать на носки, руки вверх
    ладонь на ладонь; 3- руки в стороны; 4- и.п.
    Количество повторений 4-6 раз. Цель упражнения –
    самовытяжение позвоночника, сохранение
    равновесия.
  2. И.П. – основная стойка. Гребок руками в стиле
    брасс на четыре счёта. Количество повторов – 4-6
    раз.
  3. И.П. – основная стойка. 1- правую руку в сторону,
    наклон головы вправо; 2- и.п.; 3- левую руку в
    сторону, наклон головы влево; 4- и.п.; 5- руки вперёд;
    6- наклон головы вперёд; 7- голову прямо; 8- руки
    вниз. Количество повторов – 3-4 раза. При наклоне в
    сторону голову кладут на плечо, при наклоне
    вперёд подбородком тянуться к груди. Цель
    упражнения: растягивание мышц шеи, вытяжение
    позвоночника.
  4. И.П. – сидя, ноги вперёд, упор руками сзади.
    Выполнять движения стопами – сгибания,
    разгибания, круговые вращения. Выполнять можно
    одновременно или попеременно. Цель упражнения:
    укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.
  5. И.П. – то же. 1- согнуть ноги в коленях; 2-
    приподнять и выпрямить ноги в стороны; 3- прямые
    ноги вместе; 4- опустить ноги. Повторить 4-6 раз. При
    сгибании ног в коленях, колени развести в
    стороны. Цель упражнения: укрепление мышц
    брюшного пресса и передней поверхности бедра.
  6. И.П. – то же. «Складочка». Наклон вперёд,
    руками тянуться к носкам, колени не сгибать.
    Повторить 2-3 раза. Цель упражнения:
    растягивание мышц спины и задней поверхности
    ног.
  7. И.П. – лёжа на животе. 1- поднять прямые руки и
    ноги, прогнуться; 2- развести руки и ноги в
    стороны; 3- свести; 4- и.п. Цель упражнения:
    укрепление мышечного корсета
    .
  8. Вход в воду скольжением. Построиться у бортика,
    принять положение правильной осанки.

    В воде

  1. Ходьба, высоко поднимая колени, руки на поясе,
    спина прямая, смотреть вперёд. По ширине бассейна
    (5 м) повторить 1-2 раза.
  2. Бег, помогая руками. Или игровое задание
    «Догони». Повторить 2-3 раза по ширине
    бассейна. Сильнее отталкиваться руками от воды,
    сохранять равновесие. Цель упражнения:
    укрепление мышц рук и верхнего плечевого пояса,
    мышц приводящих лопатку.
  3. «Кораблики» – ходьба в полуприседе с
    удлинённым выдохом в воду (пускать пузыри).
    Выполнить по ширине бассейна 1 раз. Цель
    упражнения: совершенствование возможностей
    дыхательной системы, восстановление после бега.

    Основная часть.

  1. И.П. – стоя, спиной к поручню, руки в стороны,
    кисти на поручне, держаться. 1- шаг вперёд,
    прогнуться, кисти скользят по поручню на встречу
    друг другу, лопатки соединить; 2- и.п. Повторить 6-8
    раз. Цель упражнения: укрепление мышц
    удерживающих лопатки сведённые вместе.
  2. «Лягушка»- прыжки с погружением под воду.
    Повторить 1-2 раза по ширине бассейна.
  3. «Дельфины» – прыжки с падением на воду.
    Повторить 2-3 раза по ширине бассейна
  4. И.П. – стоя на дне, руки в стороны ладони ребром.
    1-2- руки вперёд равномерно преодолевая
    сопротивление воды; 3-4- назад. Выполнять с полной
    амплитудой 6-8 раз, плечи в воде, стоять на одном
    месте. Темп средний. Цель упражнения: развитие
    подвижности и укрепление мышц плечевого пояса и
    грудной клетки.
  5. «Стрела» на груди. Выполнить по ширине
    бассейна 1-2 раза. Удлинённая фаза скольжения. Цель
    упражнения: самовытяжение, разгрузка
    позвоночника.
  6. И.П. – стоя на дне, ноги шире плеч, руки в стороны,
    плечи в воде. 1- ладони вверх, руки вверх – хлопок;
    2- руки вниз, ладони вниз. Выполнять с полной
    амплитудой 6-8 раз. Цель упражнения: развитие
    подвижности и укрепление мышц плечевого пояса и
    грудной клетки.
  7. «Стрела» на спине по ширине бассейна 1-2
    раза. Удлинённая фаза скольжения. Цель
    упражнения: самовытяжение, разгрузка
    позвоночника.
  8. Скольжение на груди, работа руками способом
    брасс. Выполнить 3-4 раза по ширине бассейна.
    Цель упражнения: укрепление грудных мышц, мышц
    спины и плечевого пояса.
  9. И.П.- лёжа на груди, руками держась за поручень.
    Работа ног способом брасс. Можно использовать
    нарукавники.
  10. Скольжение на груди. Работа ногами способом
    брасс. Повторить 3-4 раза по ширине бассейна.
    Подтягивание и разведение ног выполнять
    медленно, а разгибание и сведение – быстро. Цель
    упражнения: укрепление мышц стопы, голени,
    приводящих мышц бедра.
  11. «Буксир» на груди с выдохом в воду.
    Повторить по 2 раза по ширине бассейна. На дох
    поднять голову, на выдох опустить в воду и
    пускать пузыри как можно дольше. Цель
    упражнения: развитие дыхательной мускулатуры.
  12. И.П. – вис на прямых руках на бортике (спиной к
    бортику). 1- колени согнуть; 2- поднять прямые ноги;
    3 – колени согнуть; 4- и.п. Повторить 6-8 раз. Цель
    упражнения: самовытяжение позвоночника,
    укрепление мышц брюшного пресса, ног.
  13. И.П.- доска прижата к груди. Скольжение на спине с
    работой ног способом брасс. Грудью и животом
    стараться касаться доски. Повторить 2-3 раза по
    ширине бассейна. Цель упражнения; укрепление
    мышц стопы, голени, приводящих мышц бедра.

    Заключительная часть.

  1. Подвижная игра. «Кто больше соберёт предметов
    со дна». Повторить 2-3 раза.
  2. Игровое задание «Морская звёздочка».
    Сделать «Звезду» и выполнять движения
    руками и ногами одновременно в стороны — вместе.
    Упражнение выполнять до касания ногами дна. На
    груди — 1 раз. На спине – 1 раз.
  3. «Насос» по 8-10 раз. Цель упражнения:
    развитие дыхательной мускулатуры.
  4. Плыть к выходу по диагонали (10м) способом брасс
    на груди в спокойном темпе.
  5. Выход из воды.
  6. Гигиенические процедуры, ходьба по массажным
    коврикам, упражнения с массажёрами.



Следующий: