Коррегирующая гимнастика. Программа для детей 5–10-х классов с заболеванием опорно-двигательного аппарата

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сколиоз, нарушение осанки и плоскостопие
являются наиболее распространенными
заболеваниями опорно-двигательного аппарата у
детей и подростков и относятся к числу наиболее
сложных и актуальных проблем современной
ортопедии. Эти заболевания служат предпосылкой
для возникновения ряда функциональных и
морфологических расстройств здоровья в детстве
и оказывают отрицательное влияние на течение
многих заболеваний у взрослых. Поэтому программа
корригирующей гимнастики с заболеванием
опорно-двигательного аппарата является частью
здоровье-сберегающего компонента
образовательного процесса школы.

Цели программы:

- коррекция имеющихся дефектов здоровья у
детей;

- профилактика вторичных изменений при
определенных соматических заболеваниях;

- стабилизация функциональных систем
организма;

- повышение адаптированности организма к
неблагоприятным условиям жизни.

Для достижения этих целей в программе
целесообразно наметить следующие задачи:

- обучение школьников приемам самоконтроля и
элементам закаливания организма;

- освоение учащимися техники рационального
дыхания;

- обучение школьников корригирующим
упражнениям;

- повышение физической и умственной
работоспособности учеников средствами лечебной
физической культуры;

- воспитание сознательного отношения к
занятиям лечебной физической культурой и
внедрение ее в повседневный режим.

Программа рассчитана на обучающихся 5–10-х
классов, отнесенных по заключению врача к
подготовительной и специальной медицинским
группам с заболеванием опорно-двигательного
аппарата с рекомендацией заниматься
корригирующей гимнастикой.

По приказу директора школы комплектуются
группы для занятий: учащиеся объединяются по
возрасту или диагнозу на основании заключения
врача. Содержание программы предполагает
занятия один час в неделю, всего 36 часов в год.

Программа состоит из трех разделов:
теоретического, практического и методического
обеспечения.

Основу учебного материала составляют
теоретические сведения об организме человека,
закаливании, самоконтроле, влиянии физических
упражнений на организм, профилактике и способах
коррекции отклонений в здоровье; практическое
использование гимнастики, формирующей осанку,
упражнения для профилактики и исправления
плоскостопия.

Теоретический материал программы лучше давать
темами, которые обозначены в программе,
сообщение знаний организовывать в форме бесед
(групповых или индивидуальных) до, после или в
процессе выполнения двигательной деятельности.

Практический материал программы для учащихся
5-7 классов состоит из 7 блоков: общеразвивающих
упражнений, гимнастики специальной
(корригирующей); расслаблении; дыхательной;
самомассажа и игр. Для детей 8-10 классов из 8
блоков: общеразвивающих упражнений, гимнастики
специальной (корригирующей); в расслаблении;
ритмической; хатка-йога; дыхательной и звуковой;
самомассажа и рефлексотерапии и спортивных игр.

Учащиеся 5-10 классов продолжают овладевать
практическим материалом программы 1-4 классов по
корригирующей гимнастики, в том же объеме. В
старших классах больше предпочтение отдается
совершенствованию приемов расслаблению и
контролю за своим физическим состоянием
(приложение № 1), развитию дыхательных
возможностей и самомассажу (приложение № 4; 6),
предупреждению и исправлению дефектов осанки и
стопы (приложение № 5). Приложения 1–9

Самостоятельной задачей является обучение
ребенка правилам безопасности во время занятий.
Необходимо обращать внимание на внешние
признаки утомления.

От занятия к занятию необходимо не просто
усложнять комплексы корригирующих упражнений,
увеличивая их объем, дозировку и содержание, но и
гибко использовать программный материал,
проявлять педагогическую смекалку, пытаться
импровизировать, находить самостоятельные
решения. Оценка результата эффективности –
улучшение показателя уровня здоровья по
результатам медицинского осмотра и динамики
функционального состояния организма с помощью
тестовых упражнений (приложение № 2).



Контроль за уровню здоровья и функциональным
состоянием организма рекомендуется
осуществлять в начале и в конце учебного года.
Показатели фиксируются в личной карте здоровья.

С результатами медосмотра и тестирования
необходимо ознакомить родителей, указав диагноз
и динамику теста, их детей, и рекомендовать
упражнения для домашнего выполнения,
способствующие коррекции осанки и стопы.

В начале учебного года на родительских
собраниях, в личных беседах познакомить
родителей с основными вопросами сохранения
здоровья в домашних условиях, обратить их
внимание на режим дня, подбор мебели для
индивидуального пользования (кровать, стул,
стол), лечебные упражнения, ежедневное
закаливание. На занятиях корригирующей
гимнастики следует провести контрольные
упражнения, определив показатели
функционального состояния каждого школьника.

Домашнее задание разучивается также на
занятиях. Дозировка упражнений подбирается
индивидуально в зависимости от состояния
здоровья и физической подготовленности
учащихся. На первых занятиях корригирующей
гимнастики каждого месяца проверяется качество
усвоения упражнений, включая теорию.
Прогнозируемые результаты применения программы
заключаются в возможном исправлении отклонений
опорно-двигательного аппарата, и переводе
учащихся впоследствии в основную медицинскую
группу на основании результатов очередного
медосмотра.

Учебно-методические планы для 5–10 классов (Приложение)

Литература для педагога

1. АСТ- Астрель. Мини энциклопедия
“Рефлексотерапия”. — М., 2003.

2. Бах Б. Лечение позвоночника по Полю Брэггу,
изд. “Сталкер”, 2007.

3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.:
Творческий центр-сфера, 2001.

4. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура,
учебник для вузов. – М., 2004.

5. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная
физкультура. – М.: Медицина, 1964.

6. Костоправ Анатолий. Позвоночник: откровенный
разговор. – М., 2005.

7. Купер К. Новая аэробика / Пер. с англ. – М.:
Физкультура и спорт, 1976.

8. Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В.
Программа для учащихся специальных медицинских
групп общеобразовательных учреждений. – М.:
Дрофа, 2004.

9. Малахов Г.П. Профилактика и лечение болезней
позвоночника. – Донецк: Сталкер; Генеша, 2006.

10. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная
дыхательная гимнастика. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.:
Сова, 2004.

11. Мошков В.Н. Общие основы лечебной
физкультуры. 3-е изд. – М.: Медицина, 1963.

12. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы
физических упражнений. — М., 2002.

13. Онучин Н.А. Дышите легко! Дыхательная
гимнастика. – М., 2004.

14. Пирогов Илья. Путеводитель по
оздоровительным методикам. — Ростов-на-Дону – 2002.

15. Учебник инструктора по лечебной физической
культуре // Под. Ред. Проф. В.К. Добровольского. –
М.: Медицина, 1975.

16. Уэст Дж. Физиология дыхания. Основы / Пер. с
англ. – М.: Мир, 1988.

17. Фенлар К. Лечебный точечный массаж. -
Санкт-Петербург: Народная медицина, Литера, 2005.

18. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.
Стрельниковой. — Москва: Метафора, 2007.

Литература для обучающихся и их
родителей

1. Долженков А.В. Практический курс здоровья для
вашего позвоночника. — Екатеринбург: У-Фактория,
2007.

2. Зодер – Файхтеншлагер Ф., Вайглхофер М.
Исцеляющие ноги. СПб., 1996. (Серия “Исцели себя
сам”)

3. Кацудзго Ниши. Золотые правила здоровья. –
Санкт-Петербург, 2002.

4. Мэйелл М. Энциклопедия первой помощи. – М.;
СПб., 1996.

5. Поль Брэгг. Позвоночник – основа здоровья. –
Санкт-Петербург, 2003.

6. Радионова О.Н. Все о здоровье спины и
позвоночника. – М.: изд. Вектор, 2007.

7. Тюрин А. Самомассаж. СПб., 1997. (Серия “Исцели
себя сам”). Наглядное пособие.

8. Боди-флекс. – М.: ООО “Видеогурман”, 2004.

9. Здоровые спинки (дыхательная и двигательная
гимнастика). – М.: ООО “Эврика фильм”, 2006.

10. Калланетика – пластическая гимнастика. – М.:
ООО “Эврика фильм”, 1999.

11. Королевская осанка. – М.: ООО “Эврика фильм”,
2006.

12. Лечебная гимнастика для позвоночника. – М.:
ООО “Эврика фильм”, 2006.

13. Спина. – М.: ООО “Эврика фильм”, 2004.




Следующий: