Контрольно-оценочная деятельность в дидактической системе Л. В. Занкова


В начальной школе реализуется
общеобразовательная программа начального
общего образования по системе Л.В. Занкова,
которая основывается на развивающем
подходе и предоставлении равных
возможностей учащимся в саморазвитии.

Развитие детей в данной системе
понимается не в узком смысле, не как
развитие отдельных сторон – внимания,
памяти, воображения и т.п., а как общее
развитие личности. Система отличается
верой в каждого ребенка, в его силы. При этом
учитывается, что развитие каждого ребенка
идет не равномерно – то замедленно, то
скачкообразно – в зависимости от его
индивидуальных особенностей, от
особенностей высшей нервной системы, его
опыта и т.д. Система принимает ребенка таким,
каков он есть, видя в каждом взрослого
человека, со своими особенностями, складом
ума и характера.

Регулирующую и направляющую роль
в системе имеют дидактические принципы,
сформулированные Л.В. Занковым: 1) обучение
на более высоком уровне трудности, 2)
изучение материалов более быстрым темпом, 3)
ведущая роль теоретических знаний, 4)
осознание процесса учения, 5) работа над
развитием всех учащихся, в том числе и самых
слабых, и самых сильных.

Вновь выдвинутые принципы не
отменяют общеизвестных положений в
дидактике – сознательности, научности,
доступности и т.д. – и не заменяют их.

Л.В. Занков на основе
методических поисков учителей сформировал
типические свойства методики начального
обучения – многогранность,
процессуальность, коллизии (разрешение
противоречий), вариантность.
Содержание
этих свойств представляет богатство
методических приемов и дает широкий
простор для творческих поисков учителя.

Принципиальными являются
следующие особенности УМК:

  • учебный материал во всех
    учебниках представлен в таких формах,
    которые предполагают самостоятельную
    деятельность учащихся по открытию и
    усвоению новых знаний;

  • особое значение имеет
    организация учебного материала в
    различных формах сравнения, в том числе и
    для постановки проблемных задач.
    Учебники обеспечивают регулярность
    включения подобных упражнений в процесс
    учения школьника;

  • учебный материал направлен на
    формирование умений мыслительной
    деятельности: классифицировать (предметы
    и понятия путем формирования
    соответствующих операций), формулировать
    выводы, проводить анализ условий заданий
    и задач. Развитие обобщений у школьников
    базируется как на индуктивном, так и на
    дедуктивном пути в зависимости от
    характера раскрываемых знаний;

  • в структуре содержания
    учебников отражаются следующие этапы
    организации учебного процесса:

    • первый этап

    — предъявление
    ученику системы заданий поискового
    характера с целью раскрытия понятия,
    правила, действия;

  • второй этап — сличение
    результатов самостоятельной работы с
    определениями, правилами, описаниями
    действий;

  • третий этап — применение
    усваиваемых знаний в разнообразных
    условиях и во взаимосвязи с изученным
    ранее;

  • авторы выделяют адаптационный
    период обучения детей. Основная задача
    обучения в это время — развитие
    психофизиологических функций школьника,
    необходимых для продуктивного обучения:
    слуховые, зрительные, речевые органы,
    мышцы руки, пространственная, временная,
    количественная ориентация, фонетический
    слух.

  • Учебная самостоятельность
    начинается тогда, когда ребенок способен
    различать: «Это я уже знаю и умею», «Этого я
    еще не знаю, надо узнать», «Это я уже немного
    знаю, но надо разобраться». Сформировать
    эту способность в условиях пятибалльной
    системы оценивания чрезвычайно трудно, так
    как внешняя оценка учебных действий
    младшего школьника воспринимается им как
    оценка его самого, что, по сути, блокирует
    развитие внутренней самооценки.

    Дети, приходящие из детского сада
    и из семьи, к сожалению уже знакомы с
    авторитарной оценкой их действий. Они
    воспринимают эти оценки не
    дифференцированно, относя их не к действиям,
    а к себе непосредственно, что в большинстве
    случаев деформирует самооценку ребенка,
    делает ее в одном случае не адекватно
    завышенной, в другом случае – ущербной.

    Тем не менее, контроль и оценка –
    важнейшие учебные действия. Без них не
    формируется умение учиться. Если у ребенка
    своевременно формируется действие оценки,
    он способен точно знать о своем знании и
    незнании, умеет провести границу между
    известным и неизвестным, может
    сформулировать запрос о недостающем знании
    не в форме призыва «помогите!», а в форме «я
    смогу решить эту задачу, если узнаю…».
    Другими словами, ученик, обладающий учебной
    самостоятельностью, умеет учиться.

    Основа системы Л.В.Занкова
    строится на гуманном стиле отношений между
    всеми ее участниками. Система предполагает,
    что учителя занковских классов: проявляют
    внимание к самочувствию учеников, их
    настроению, уважение к их высказываниям и
    чувствам; создают условия, чтобы дети
    усвоили социальную роль ученика в ситуации
    сотрудничества с учителем и соучениками в
    решении различного рода задач.

    Это проявляется:

    • в сотрудничестве в такой
      сложной учебной деятельности как
      наблюдение на основе умения слушать и
      слышать вопрос и ответ одноклассников,
      дополнять и развивать коллективный поиск,
      не допуская повторов при ответах;

    • в возможности задать любой
      вопрос и получить на него ответ в первую
      очередь от соучеников, а затем от учителя.
      Причем учитель, выслушивает ответы, не
      проявляя своего отношения, как к верным,
      так и неверным высказываниям. Но дает
      возможность высказаться всем, кто этого
      захочет, создает ситуацию помощи тем, кто
      в этом нуждается, а затем, обсудив все «за»
      и «против», можно выбрать или
      сформулировать правильное суждение;

    • в возможности допустить ошибку
      и не быть наказанным учителем и осмеянным
      другими учениками.

    Такой подход к организации
    учебного процесса позволяет создать
    положительный настрой учащихся на работу,
    веру в свои силы, спокойную
    доброжелательную обстановку, позволяет
    учителю проявлять, а ученикам формировать
    такие качества личности как терпимость,
    снисходительность, сопереживание,
    сочувствие.



    Положительный эмоциональный
    настрой в определенной степени позволяет
    создать безотметочное обучение.
    Разработчики системы Л.В.Занкова
    неоднократно подчеркивали, что ее
    отношения с «отметкой» никогда не были
    простыми. Десятилетиями система старалась
    доказать, что в первом классе дети вообще не
    в состоянии понять, что отметкой
    оценивается результат их работы, а не они
    сами. Следовательно, прежде, чем оценивать
    результат труда ребенка отметкой,
    необходимо сформировать у него одно из
    сложнейших интеллектуальных умений -
    контролирующую и оценочную деятельность. С
    таким подходом в 1998 году выразил согласие и
    Департамент общего среднего образования
    Министерства образования России, когда в
    методическом письме «Контроль и оценка
    результатов обучения в начальной школе»,
    в параграфе «Характеристика цифровой
    отметки и словесной оценки»
    продекларировал, что необходимо отказаться
    от выставления отметок учащимся 1-го класса
    в течение всего первого года обучения.

    В настоящее время в
    образовательной системе Л.В.Занкова
    определена сущность действий контроля и
    оценки в учебной деятельности, определены
    основные виды и функции контрольно-оценочных
    действий, обосновано место и роль контроля
    и оценки.

    Под контролем понимается система
    детских действий за правильностью и
    полнотой выполнения операций, входящих в
    состав способа действия. Таким образом,
    контроль в системе развивающего обучения
    носит, прежде всего, процессуальный
    характер, основной формой которого
    является пооперационный контроль. Однако
    этого вида контрольного действия
    недостаточно для решения задач,
    поставленной данной образовательной
    системой. Для разворачивания учебной
    деятельности в классе необходимо уметь
    проводить рефлексивный контроль. Из выше
    сказанного следует, что процессуальный
    характер контроля в учебной деятельности
    связан с двумя его формами: пооперационным
    и рефлексивным контролем. При таких формах
    контроль, прежде всего, должен выполнять
    следующие две функции: диагностирующую и
    корректирующую.

    Что касается действия оценки, то
    она напрямую связана с действием контроля.
    Основная функция содержательной оценки в
    этом случае заключается в том, чтобы
    определить, с одной стороны, степень
    освоения учащимися заданного способа
    действия, с другой стороны, продвижение
    учащихся относительно уже освоенного
    уровня способа действия. Эти функции оценки
    связаны, прежде всего, с прогностической и
    рефлексивной формами оценки.

    Таким образом, действие оценки по
    ходу решения учебной задачи должно
    позволять учащимся определить: освоен или
    не освоен (и в какой степени) ими общий
    способ решения учебной задачи;
    соответствует или нет результат учебных
    действий их конечной цели; есть ли у
    учащихся возможности (знания, способы
    действия, желание) для предстоящего решения
    задачи; каков «прирост» в знаниях,
    способах действия, способностях получился
    у учащихся в ходе решения предложенной им
    учебной задачи.

    Основные функции системы
    оценивания:

    • нормативная функция включает в
      себя, с одной стороны, фиксирование
      достижений конкретного учащегося в
      рамках государственного стандарта, с
      другой стороны — административное
      отслеживание успеваемости отдельных
      учеников, классов, уровня их подготовки и
      качества работы учителя;

    • информативно — диагностическая
      функция - связь между всеми
      участниками образовательного процесса,
      содержательная и эмоциональная
      рефлексия учащихся, и рефлексия учителей;

    • функция, связанная с
      мотивацией деятельности учащихся.

    Психолого-педагогические
    требования к контролю и оценки:

    1. Контроль и оценка должны
      соответствовать целям и задачам, этапам
      обучения, соблюдая преемственность в
      содержании, методах и формах контроля и
      оценки между этапами обучения;



    2. Контроль и оценка должны быть
      неотъемлемой частью учебной
      деятельности школьников, включаться в ее
      контекст без внешнего административного
      влияния;

    3. Преимущество должно
      отдаваться действиям самоконтроля и
      самооценки учащихся и контролю учителя
      за формированием этих действий у
      учащихся;

    4. Контроль и оценка должны стать
      для ребенка осмысленным действием по
      своему самоизменению и
      самосовершенствованию;

    5. Контроль и оценка должны быть
      предельно индивидуализированы,
      направлены на отслеживание динамики
      роста учащегося относительно его личных
      достижений;

    6. Контроль и оценка должны
      проводиться исключительно в целях
      диагностики и выявления уровня развития
      знаний, способностей, мышления,
      установления трудностей ребенка,
      прогноза и коррекционно-педагогических
      мероприятий;

    7. Должен преобладать
      процессуальный контроль над
      результативным;



    8. Осуществлять контроль и оценку
      без привлечения пятибалльной системы
      оценивания, используя содержательные
      средства фиксации текущих и итоговых
      результатов.

    Итак, самое драгоценное в
    системе Л.В.Занкова — поиск,
    самостоятельное открытие детьми новых
    способов решения задач. Отказавшись от
    отметок за творчество, за риск догадки,
    учителя, работавшие по системе Л.В.Занкова,
    безусловно, не оставили детей в
    безоценочном вакууме, чрезвычайно опасном
    для малышей. Разумеется, дети получали от
    значимых взрослых то, в чем нуждались:
    эмоциональное подкрепление,
    заинтересованную поддержку любой попытки
    ребенка выйти за пределы известного,
    радостное принятие любой активности
    ребенка, связанной с поиском нового, а
    главное — неподдельный интерес к тому, что
    ребенок думает и чувствует.

    Однако критерии и средства
    оценки ребенок не должен получать от
    учителя в готовом виде. Совместное
    производство такой меры и есть основа
    оценочных взаимоотношений учеников и
    учителя.

    Безотметочное оценивание
    навыков строится на следующих принципах:

    1. Сначала содержательная оценка
      работы должна быть предельно
      дифференцирована, чтобы каждое усилие
      ученика было оценено отдельно. Лишь для
      людей со зрелой, внутренне
      дифференцированной самооценкой удобна
      внешне нерасчлененная оценка (например:
      “ноль ошибок” — как высший балл за
      диктант). Лучшим средством построения
      дифференцированной оценки и самооценки
      являются “линеечки” (принцип оценивания
      с помощью “линеечек” описан ниже).

    2. Оценочные шкалы должны быть
      все время разные, чтобы система оценок не
      была привязана только к пяти — десяти — сто
      балльной шкале, а обладала гибкостью,
      была в состоянии тонко реагировать на
      прогресс (или регресс) в успеваемости
      ученика (к примеру, показывала разницу
      между двадцатью и десятью ошибками в
      диктанте у ребенка с логопедическими
      проблемами (в пятибалльной системе
      оценок сокращение числа ошибок вдвое не
      отразится на отметке: за обе работы
      ученик получит “двойку”). Цену”
      каждого задания, то есть максимальный
      балл, который можно получить за
      безупречное выполнение задания, учитель
      обсуждает вместе с детьми.

    3. Оценка учителя — это, прежде
      всего, средство выращивания здоровой
      самооценки ребенка, поэтому ученики
      должны: (а) с помощью учителя искать
      однозначные, предельно четкие критерии
      оценки, (б) участвовать в разработке
      оценочных шкал вместе с учителем. Им
      должна быть открыта внутренняя кухня
      оценивания. Тогда в более зрелом возрасте
      они самостоятельно и чрезвычайно
      рационально переведут любую
      нестандартную оценочную шкалу в
      конвенциальную (пяти-, десяти- или сто
      балльную).

    4. Самооценка ребенка должна
      предшествовать оценке учителя, лишь
      тогда оценочные отношения перестанут
      быть односторонними, своеобразной игрой
      в одни ворота.

    Отменяя отметку, мы ни в коем
    случае не отменяем оценивание. Напротив, мы
    заменяем отметку развернутой системой
    оценочных взаимоотношений,
    сотрудничеством ребенка и взрослого в
    производстве и применении оценок. Это
    сотрудничество направлено на развитие у
    школьников способностей и умений
    самооценивания как важнейшей составляющей
    самообучения. Помочь ребенку обрести, с
    одной стороны, здоровую, спокойную
    уверенность в себе (без самолюбования), с
    другой стороны, столь же здоровую
    самокритичность (без самоедства) — одна из
    центральных, но до сих пор неназванных
    задач школы, объявившей о своих намерениях
    формировать у детей умение учиться.

    В 1-х классах в течение года
    проводятся только диагностические и
    проверочные работы, контрольные же — по
    итогам года. Во 2-х классах — и
    диагностические, и проверочные, и
    контрольные работы. Все результаты этих
    работ фиксируются в Дневнике учебных
    достижений
    ученика. Такой Дневник есть
    у каждого ученика, учитель заполняет его
    после каждой диагностической, проверочной
    и контрольной работы, используя содержательную
    оценку
    . Так родители и сам ученик имеет
    возможность не только видеть работу,
    оценивать ее, но и соотносить с
    содержательной оценкой учителя, которая
    формулируется не с позиции «что не так»,
    а с позиции «что смог, что получилось».
    Дневник достижений учащегося — несомненно,
    удачная форма констатации, которая в
    отличие от обычной отметки полностью лишен
    субъективизма, так как только
    содержательно констатирует выполненную
    ребенком работу.

    Таким образом, в системе Л.В.Занкова
    при безотметочном обучении вопрос «что
    оценивать» решается просто, потому что
    сама система дает ответ на этот вопрос: «Оцениваться
    должен лишь результат определенного этапа
    обучения, так как оценивать знания ученика
    в период их формирования нецелесообразно. Р.Г.Чуракова».

    Приведу только некоторые
    педагогические приемы, которые помогают
    учителю формировать учебные действия
    контроля и оценки у младших школьников в
    начальной школе:

    • прием «волшебные линеечки» (изобретение
      оценочных шкал школьниками)
      ;

    • прием «прогностическая оценка»
      (оценка своих возможностей для решения
      той или иной задачи)
      ;

    • прием «задания-ловушки» (готовые
      «ловушки» на рефлексию освоения способа
      действия)
      ;

    • прием «составление заданий с
      ловушками» (определение или видение
      возможных ошибкоопасных мест или мест,
      имеющих разные варианты решений и т.п.)
      ;

    • прием «сопоставление своих
      действий и результата с образцом» (умение
      вычленять операциональный состав
      действия)
      ;

    • прием «составление задачи,
      подобной данной» (направлены на
      вычленение существенного в
      представленной задачи)
      ;

    • прием «классификация задач по
      способу их решения» (выделение общего
      способа действия»)
      ;

    • прием «составление задачи по
      чертежу» (умение переходить от
      графического языка к словесному описанию)
      ;

    • прием «обнаружение причин
      ошибок и способы их устранения» (умение
      учащихся искать причины своих ошибок и
      намечать путь их ликвидации)
      ;

    • прием «создание «помощника»
      для проверки работы» (умение найти или
      изготовить себе «помощника» с помощью
      которого можно точно проверить
      выполненное задание. Другими словами,
      куда нужно посмотреть, чтобы точно
      сказать, что я выполнил это задание
      правильно)
      ;

    • прием «составление
      проверочных заданий» (работа над
      выделением критериев и на их основе
      разработка проверочных заданий)
      ;

    • прием «обоснованный отказ от
      выполнения заданий» (умение
      обнаруживать границу своих знаний,
      обнаруживать задания с недостающими
      условиями, например, методика «диктант
      для робота»)
      ;

    • прием «многоступенчатый выбор»
      (умение работать со столом «заданий»);

    • прием «разноцветные поправки»
      (умение работать над совершенствованием
      своего текста (работы), формирует
      потребность у учащихся к неоднократному
      возврату за продолжительный отрезок
      времени)
      ;

    • прием «умные вопросы» (умение
      не просто определить «дефицит» своих
      знаний, но и задать нужный вопрос учителю:
      « я этого не знаю, но могу узнать, если
      задам вопрос учителю…»)
      .

    Другой формой накопительной
    системы оценки может являться подготовка «портфеля»
    ученика и его презентация. «Учебное
    портфолио» представляет собой одну из
    технологий формирования у учащихся
    способности к объективной самооценке. Она
    позволяет ребенку осмыслить свои знания,
    поступки, возможности. Кроме того,
    просматривая последовательность своих
    работ в течение года, ребенок получает
    более полное и ясное представление о ходе
    совместной деятельности, которая привела
    всех к успешному результату. Такая форма
    рефлексивной работы помогает школьникам
    научится анализировать собственную работу;
    объективно оценивать свои возможности и
    видеть способы преодоления трудностей,
    достижения более высоких результатов. В
    такой работе повышается ответственность за
    свой труд. Подобная технология в целом
    позволяет представить целостную картину
    объективного продвижения ученика в той или
    иной предметной области.

    Цели использования Портфеля

    Портфолио будет сопровождать
    ученика в течение всего обучения в
    начальной школе. Портфолио позволяет
    показать всем заинтересованным лицам, как
    учащийся справляется с программой обучения,
    как происходит формирование его самооценки.

    Портфолио связано со всеми
    предметными областями, изучаемыми в
    начальной школе, что позволяет наглядно
    увидеть, в каких областях ученик добивается
    наилучших результатов и позволяет каждому
    ученику найти материал, отражающий его
    достижения.

    Портфолио может быть
    использовано для ученической самооценки, в
    качестве рефлексии учениками своего
    развития и в процессе общения с родителями
    учеников.

    Содержание Портфеля

    :
    творческие письменные работы (как домашние,
    так и классные),

    заполненные учениками анкеты об
    отношении к какой-либо теме, об их мнениях и
    т.д., (в 1 классе — с помощью знаков или
    рисунков, цвета), лист наблюдений за какими-либо
    процессами (в 1 классе — с помощью рисунков,
    простых схем), образцы изобразительного
    творчества, художественного труда,
    результаты контрольных работ, тестов,
    проверочных заданий, грамоты, знаки отличий,
    дневник учебных достижений, другое.

    Обсуждение Портфолио

    .

    Возможны варианты в зависимости
    от конкретной ситуации в каждом классе:

    Ученик младшего класса — ученик
    старшего класса;

    Ученик — родитель — учитель;

    Ученик — значимое лицо (авторитетное
    для ученика);

    Выставка Портфелей достижений
    учащихся в конце учебного года, вручение их
    детьми родителям на последнем родительском
    собрании.

    В своей практике использую и
    такие системы оценок

    :

    1). 10-балльная система,
    позволяет оценить дифференцированные
    задания, особенно письменные работы:

    10б- превосходно (безошибочно
    выполненная работа творческого,
    исследовательского характера, есть свежие,
    нестандартные решения проблемы);

    9б — отлично (безошибочно
    выполненная работа творческого,
    исследовательского характера, но
    использованы привычные пути решения
    проблемы);

    8б — очень хорошо (добротно
    выполненная работа на уровне стандарта);

    А дальше в зависимости от
    допущенных недочетов 10б снижается до 8; 9б -
    до 7б; 8б — до 6б.

    2). Рейтинговая система:
    разрабатываются баллы для каждого вида
    работы:

    • выучить наизусть, ответ на
      вопрос репродуктивного характера — 5б;

    • дополнение к ответу товарища — 1б;

    • ответ на вопрос
      конструктивного характера — 10б;

    • ответ на проблемный вопрос — 15б;

    • доклад, реферат — 20б;

    • сочинение конструктивного
      характера — 20б;

    • сочинение творческого
      характера — 25б;

    • исследовательская работа,
      жанровая творческая работа (сочинить
      стихотворение, рассказ, сказку) — 30б.

    3). Система в условиях
    общепринятых пяти баллов эффективнее в
    основном при выставлении итоговой оценки
    за четверть, полугодие, год (дети знают
    заранее, сколько нужно набрать баллов на
    оценку “5”, “4”, “3”).

    4). Ставлю “+” и “-” при
    проведении зачета по теории различных тем.
    В зависимости от числа этих знаков
    выводится оценка по теории. Во второй части
    зачета — практической, даются задачи,
    трудность которых различна и оценивается в
    баллах. По набранным баллам выводится
    оценка по практике. В журнал выносится одна
    оценка по зачету.

    При проведении словарных,
    математических диктантов, тестов каждое
    задание оцениваю в баллах, а на доске
    записываем критерии.

    Предлагаемый подход
    способствует также развитию и уточнению
    самооценки, причем позволяет менее
    успешным детям «сохранить лицо».
    Имеется и дополнительный педагогический
    эффект, связанный с формированием у ребенка
    умения делать ответственный выбор; причем
    не в ходе какой-либо специально
    организованной деятельности, а наиболее
    естественным образом: жизненно необходимое
    умение формируется в процессе основной для
    ребенка деятельности — учебной. Тщательно
    планирование целей достижения и способов
    их проверки способствует повышению
    объективизации оценки, ее сопоставимости.

    Анализируя опыт, учитывая мнение
    и учителей, и родителей, и учащихся, я пришла
    к выводу: в начальной школе оценка должна
    быть комбинированной (бальная,
    качественная, рейтинговая). Зависеть от
    поставленной цели (что проверяю?), учета
    возможностей детей (высокие
    интеллектуальные, средние, посредственные
    способности), характера задания (обучающее,
    контрольное, проверочное). При этом все
    оценки, выставляемые практической
    деятельности, служат корректировке
    используемых методов обучения и
    выстраиванию траектории успешности
    каждого учащегося.

    В конечной оценке учебного процесса
    ученик должен точно знать следующее:

    • какими были его успехи в
      усвоении учебного материала в целом;

    • на каком уровне он его усвоил,
      какие его умения и навыки;

    • какова оценка его творческой
      деятельности;

    • в какой мере он способен
      проявить свое личностное отношение к
      изучаемому материалу;

    • удалось ли ему продвинуться
      вперед в повышении результатов в учебном
      труде.

    Приложение




    Следующий: