Контрольно-оценочная деятельность учителя истории в условиях подготовки к ЕГЭ

“Знать мало – надо применять,
хотеть мало – надо делать”.

И. Гёте.

Тестирование является одной из важных и
эффективных форм контрольно– оценочной
деятельности учителя. Тесты позволяют получить
объективную оценку уровня знаний, умения и
навыков учащихся. Сейчас тестирование
связывается, прежде всего, с единым
государственным экзаменом, который уже стал
объективной реальностью. С ней можно не
соглашаться, но ее надо принимать и готовить
учащихся к тому, что их знания будут проверяться
при помощи тестов разных видов с различной
формой ответа и уровнем сложности.

При помощи тестов ЕГЭ по истории проверяются
следующие знания:

  1. Знание дат.
  2. Знание фактов.
  3. Знание понятий и терминов.
  4. Знание причин и следствий.
  5. Группировка фактов, характерных признаков
    явлений.
  6. Поиск информации в источнике.
  7. Выявление общих черт и различий сравниваемых
    исторических событий, процессов.
  8. Соотнесение единичных фактов и общих
    исторических явлений, процессов; указание
    характерных черт событий, явлений, процессов.

Тесты позволяют провести итоговый и текущий
контроль знаний, выявить усвоение важнейших
исторических понятий, дат и фактов, помогают
учителю выполнить его обучающие и
корректирующие функции.

Использование тестов вносит в процесс обучения
элементы состязательности и игры, помогает
учащемуся снять психологическую напряженность
во время уроков, а также самому оценить свои
знания.

Исходя из собственного опыта и уровня
подготовки учащихся, учитель использует тесты на
различных этапах урока:

  1. При изучении новой темы в качестве закрепления
    изученного на уроке;
  2. В качестве текущей и итоговой проверки знаний;
  3. Для самостоятельной работы в школе и дома.

Это позволяет учителю разнообразить занятия,
осуществлять дифференцированный подход в
обучении.

На сегодняшний день в плане подготовки
учащихся к ЕГЭ по истории или обществознанию при
создании теста обычно ставиться задача –
включить в него основное, главное – что учащиеся
должны знать и уметь после изучения данной темы.
Знание – это основное содержание любой учебной
дисциплины, в том числе и истории.

Суть тестовых заданий , например в уровне А,
заключается в том, что они требуют четкого,
заранее известного учителю ответа. В уровне В
ученик должен уметь, работая с историческим
источником, определить дату, событие,
историческую личность. Особенно трудно даются
учащимся тесты с вопросами хронологии, так как им
необходимо знать конкретные даты важнейших
исторических событий.

Порой ученик должен обладать
энциклопедическими знаниями, чтобы решить тесты,
предлагаемые в сборниках по ЕГЭ. Основная задача
учителя на сегодняшний день давать не только
знания, но и научить учеников самостоятельно
пользоваться этими знаниями, решая тесты ЕГЭ.
Поэтому сама жизнь вынуждает учителя
использовать метод тестирования для проверки
знаний учащихся как можно чаще, прививая
иммунитет к тестам.

Виды тестов, используемых мной в работе,
разнообразны – вот некоторые из них:

  1. Выбери правильный ответ /даты, хронология,
    факты, понятия, термины/;
  2. Соотнеси события и даты;
  3. Соотнеси события и исторические личности;
  4. Соотнеси страны и памятники культуры;
  5. Страны и правители;
  6. Определи хронологическую последовательность
    событий;
  7. Определи пропущенное слово;
  8. Убери лишнее; и т д.

Объективность и достоверность полученных
результатов тестирования зависит от того,
насколько правильно учащиеся поняли задание.
Поэтому перед каждым заданием учитель объясняет,
как его выполнить.

Оценивается тест по определенной схеме в
уровне А – 1 балл, в уровне В – 2 балла, в уровне С
от 2 до 5 баллов. Поэтому оценка зависит от
количества допущенных ошибок, например, в тесте 10
заданий:

1-2 ошибки – “5”;
3-4 ошибки – “4”;
5-7 ошибок – “3”;
8-10 ошибок – “2”.

Условия оценивания доводятся до ученика.

В заключении своей статьи мне хотелось
бы добавить, что для устранения негативного
синдрома, связанного с оценочной процедурой,
учителю необходимо шире использовать методику
самоконтроля, основанную на тестировании и
выставлении баллов.

Презентация

Следующий: