Контрольно-обобщающий урок по теме: Природные зоны России. Дорожка знаний

Цели:

  1. Проверить и обобщить знания учащихся по
    разделу: “Природные зоны России”, выявить
    знатоков природы.
  2. Развивать познавательный интерес и творческую
    активность.
  3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  1. Карта “Природные зоны России”
  2. Дорожка знаний (у каждого ученика)
  3. Иллюстрации животных и растений
  4. Аншлаги с названиями этапов
  5. Видеофильм “Птичьи базары”

План

I. Организационный момент.

- Снова пришёл долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовёт нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

II. Введение в тему.

- Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по
теме “Природные зоны России”.

Путешествуя по природным зонам, мы с вами
увидели и услышали много

интересного о природе, о растительном и
животном мире нашей страны. Наша

задача –проверить и обобщить знания по этой
теме. Вы сами сможете проверить себя на дорожке
знаний.


- Если вы будете хорошо отвечать на вопросы,
сможете преодолеть большое расстояние.

Не забудьте взять с собой смекалку, внимание,
наблюдательность, честность и другие хорошие
качества.

III. Дорожка знаний.

- Наша дорожка состоит из нескольких этапов.

1 этап “Узнай меня”

- Я зачитываю описание природной зоны, а вы
записываете ответ.

( дети работают на листочках)

  1. Эта зона – царство снега и льда. Зимой –
    полярная ночь, летом – полярный день.
  2. Поверхность этой зоны во многих местах покрыта
    песками. Здесь редко бывают дожди. Лето
    продолжительное, жаркое, сухое. Зима короткая.
  3. Это безлесная заболоченная равнина на севере
    нашей страны. Природа здесь сурова. Зима холодная
    с сильными ветрами, длится 8-9 месяцев. Земля
    промерзает на большую глубину.
  4. Эта зона – бескрайние равнины, безлесные
    просторы. Зима короткая. Довольно холодная,
    особенно на востоке. Лето жаркое, дождей выпадает
    немного. Почвы плодородны.
  5. Зона занимает больше половины территории
    России. Богат и разнообразен животный и
    растительный мир.
  6. Черноморское побережье Кавказа – это зона …

Проверка (если ответ неверный, слово
зачёркиваем)

На доске карта природных зон. Вывешиваю аншлаги
на доску к карте.

1) Арктика

2) Пустыня

3) тундра

4) Степь

5) Лес

6) Субтропики

- Расположите природные зоны, как они
протянулись с севера на юг.

(показать на карте)

- Какая природная зона занимает самую большую
территорию?

- В какой природной зоне расположен Ненецкий
автономный округ?

( в зонах тундры и лесотундры)

Сейчас подведём итоги 1 этапа, отметим
результаты на дорожке.

Если у вас все ответы правильные, заштрихуйте 6
клеточек, если 5 ответов верны – 5 клеточек и т. д. 1
клетка – это 1 км. Сколько километров вы прошли?

1 этап дорожки прошли. Привал.


2 этап “Сделай выбор”

- Мы посвящаем его зоне Арктики. Эта природная
зона до конца ещё не исследована и мы будем её
исследовать.

Я вам предлагаю тест, вам надо выбрать
правильный ответ.

Тест

1. Природная зона арктических пустынь
расположена…

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Северного ледовитого океана

2. Территория зоны…

а) густо заселена людьми;

б) не имеет коренного населения

3. В Арктике для растений и животных сложились…

а) суровые условия;

б) комфортные условия

4. В ледяной зоне растут…

а) черника, морошка, карликовая берёза;

б) лишайники, мхи, полярные маки

5. В Арктике обитают животные…

а) моржи, тюлени, белые медведи;

б) волки, бурые медведи, рыси

6. Большое скопление птиц на скалах называют…

а) “птичьи рынки”;

б) “птичьи базары”

Проверка. Ответы: б, б, а, б, а, б.

- На скалистых берегах собираются чайки, кайры,
гагары. Здесь птицы выводят

птенцов. Скопление птиц называют “птичьи
базары”.

Фрагмент видеофильма “Птичьи базары”

Подведение итогов 2 этапа, отметить на дорожке.


3 этап “То ли правда, то ли ложь”



- Мы посвятим этот этап зоне тундры.

Я зачитываю утверждение, если оно верно,
ставите +, если неверно –

Зона тундры протянулась с запада на восток по
побережью северных морей.

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет
коренного населения.

Растения тундры тянутся высоко к солнцу.

Редкими животными тундры считают краснозобую
казарку, сокола – сапсана, тундрового лебедя,
белого журавля.

Главное занятие населения тундры –
оленеводство.

В тундре добывают нефть и газ.

Проверка. Ответы: +, -, -, +, +, +.

Подведение итогов 3 этапа, отметить на дорожке.


Сделаем привал. Немного отдохнём.

- Вы любите загадки? Представьте, что мы
находимся в тундре у костра.

Давайте попробуем отгадать ненецкие загадки.

Она, как оленья шкура,
от моря до моря лежит –
то рыжей, то белой, то зелёной становится. (Тундра)

Гусиный пух тундру заметает,
а гусей нигде нет. (Снег)

Цветная занавеска
ночное небо закрывает,
а в тундре от неё светлее становится. ( Северное
сияние)

Лес не лес,
туча не туча –
то по тундре кочует,
то на одном месте кружится. (Оленье стадо)

Олень от них убегает –
а они не отстают. (Нарты)

Лежат на кочках кусочки янтаря.
В рот положишь – тут же растают. (Ягода морошка)

Написал эти загадки наш ненецкий поэт Прокопий
Андреевич Явтысый.

4 этап “Кто здесь лишний”

- Вы должны зачеркнуть лишнее слово в каждой
строчке.

(у каждого ученика карточка)

  1. Амурский тигр, тюлень, белый медведь.
  2. Клён, лиственница, дуб.
  3. Тополь, саксаул, берёза.
  4. Серая куропатка, кедровка, глухарь.
  5. Ковыль, верблюжья колючка, тюльпан.
  6. Ящерица, черепаха, бархан.

Проверка. Дети объясняют, почему это слово
лишнее.

Подведение итогов на дорожке.


5 этап “Доскажи словечко”

  1. Хвойный лес называют…(тайгой)
  2. В степи дуют горячие сухие ветры…(суховеи)
  3. Лесным исполином называют…(лося)
  4. Растрескавшийся глинистый участок в пустыне
    называется…(такыр)
  5. Самое умное морское животное…(дельфин)
  6. В Арктике создан заповедник…(остров
    Врангеля)

Проверяем. Подведение итогов на дорожке.


6 этап “Сам себе художник”

Дополните дорожку своим рисунком по теме
“Природные зоны России”.

Дети рисуют, затем рассказывают, что
изобразили.

7. Подведение итогов.

Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1
клетка – 1 км)

IV. Итог урока

- Кому понравился урок?

- Что особенно понравилось?

V. Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме.




Следующий: