Контрольно-обобщающий урок по теме Манифест 17 октября 1905 года. Политическая жизнь после Манифеста


Цель: систематизировать и
проверить знания учащихся по теме «Манифест 17
октября 1905 года. Политическая жизнь после
Манифеста».

ХОД ЗАНЯТИЯ



I. Актуализация опорных знаний

Вопросы:

1. Какие основные вопросы должна была
решить революция 1905–1907 гг.?
2. Какое значение имел Манифест 17 октября 1905 года?
Как он повлиял на положение в российском
обществе?
3. Какие партии сформировались после подписания
Манифеста 17 октября 1905 года?
4. Охарактеризуйте избирательную систему,
созданную в России. Почему правительство Николая
II отвергло идею введения всеобщего и равного
избирательного права?
5. Каками правами была наделена Государственная
дума? Сравните их с полномочиями императора.
6. Что послужило причиной прекращения работы I и II
Государственной думы?
7. Кикие изменения произошли в избирательном
законе? Какая курия больше всего пострадала от
нового избирательного закона?
8. Как относился к думе П.А.Столыпин?
9. В чем главное отличие III Государственной думы
от предшествующих?
10. Охарактеризуйте деятельность Государственных
дум четырех созывов. Какое значение они имели для
России?

Задание №1

Проанализируйте таблицу и
прокомментируйте динамику изменения состава I, II
и III Государственных дум. Сделайте собственный
вывод о том, почему III Государственная дума
устраивала власть.


I Дума

II Дума

III Дума

Кадеты

179

98

108

Октябристы

16

14

154

Трудовики
Социал-демократы

97
18

104
65

13
18

Эсеры

37

Представители национальных окраин

63

76

26

Монархисты

40

147

Задание №2. В одной
немецкой газете государственный строй России
после революции 1905 года был охарактеризован так:
«Конституционная империя с самодержавным
царем». Предположите, что имел в виду автор
статьи. Какие особенности государственного
строя России это определение отражает? Разве
государство может быть одновременно
самодержавным и конституционным?

Задание №3. Соотнесите,
какие требования в период революции выдвигали

1) Буржуазия
2) Революционные партии
3) Рабочие
4) Крестьяне
5) Солдаты и матросы.

а) демократических и политических
свобод, урегулирование отношений между
командным составом
б) требовали конституции, демократических партий
в) передечи помещичьих земель
г) немедленного решения аграрного и рабочего
вопроса, свержения самодержавия
д) законодательного урегулирования условий
труда, демократических свобод

Задание №4. По мнению
лидера кадетов Милюкова, «по самой идее Третьей
Думы в ней не должна была предполагаться
наличность оппозиции». Объясните смысл этого
утверждения. Приведите доказательства в его
поддержку или опровержение.

Задание №5. Как вы
понимаете слова Ленина о I Государственной думе
«Самый революционный и самый бессильный в мире
парламент».

Задание № 6. Соотнесите
дату с событием

1) 1905 г. 17 октября
2) 1912 г. 15 ноября
3) 1905 г.11 декабря
4) 1907 г.20 февраля – 2 июня
5) 1907 – 1912 гг.

а) III Государственная дума
б) Избирательный закон о выборах в Думу
в) I Государственная дума
г) IV Государственная дума
д) Манифест Николая II

Задание № 7.



I Государственная Дума

Рассмотрите диаграмму. Почему I
Государственную Думу называют кадетской? В чем
причины успехов кадетов? Какие партии в Думе не
были представлены?

II Государственная Дума

Сравните партийный состав I и II
Государственных Дум. Какие силы имели
большинство во II Думе? Подумайте почему.

II. Проверка знаний учащихся (контрольная
работа)

1. Тест

Вариант №1

Инструкция: внимание!
предложенные вопросы теста предусматривают
только один вариант ответа.

1. Наиболее активная и организованная
часть общественного слоя или класса, выражающая
или формирующая его интересы, а также
представления о путях развития – это …

А) профсоюз;
Б) оппозиция;
В) политическая партия;
Г) сословие;
Д) авангард.

2. Исходной датой возникновения
легальных политических партий принято считать:

А) 19 февраля 1861 г.;
Б) 1–3марта 1898 г.;
В) 17июля–10 августа1903 г.;
Г) 17 октября 1905 г.;
Д) 3 июня 1907 г.



3. Общей чертой либерального и
радикального направлений в общественном
движении России начала XX в. было требование:

А) установление революционной
диктатуры;
Б) отмена частной собственности на землю;
В) введение политических свобод;
Г) установление социалистической республики.

4. В начале XX в. социалистическое
движение в России представляли:

А) кадеты;
Б) большевики
В) эсеры;
Г) черносотенцы.

5. Меньшевизм в начале XX в. – это течение

А) в монархизме;
Б) в консерватизме;
В) в либерализме;
Г) в социал-демократии.

6. В ходе революции 1905–1907 гг. произошло:

А) свержение самодержавия;
Б) провозглашение демократической республики;
В) установление власти Советов по всей стране;
Г) учреждение государственной думы.

7. В Манифесте 17 октября 1905 г. было
обещано:

А) принять Конституцию России;
Б) создать законосовещательную Государственную
думу;
В) ввести восьмичасовой рабочий день;
Г) наделить крестьян землёй;
Д) установить в России демократическое общество.

8. Закон о выборах в I Государственную
думу был принят:

А) 6 августа 1905 г.;
Б)17 октября 1905 г.;
В)11 декабря 1905 г.;
Г) 20 февраля 1906 г.
Д) 27 апреля 1905 г.

9. Российская избирательная система
начала XX века была основана на принципе:

А) многоступенчатости и сословности
выборов;
Б) прямого участия в выборах всего населения;
В) равного участия в выборах всего населения.

10. II Государственная дума работала:

А) 20 февраля 1906 г. по 27 апреля 1906 г.;
Б) 27апреля 1906 г. по 8июля 1906 г.;
В) 8июля 1906 г. по 2 июля 1907 г.;
Г) 9 ноября 1906 г. по 20 февраля 1907 г.;
Д) 20 февраля 1907 г. по 2 июля 1907 г.

11. В России избирательных прав были
лишены:

А) помещики;
Б) буржуазия;
В) чиновники;
Г) военнослужащие;
Д) рабочие крупных промышленных предприятий.

12. Лидером партии конституционных
демократов был:

А) П.Н.Милюков;
Б) А.И.Дубровин;
В) А.И.Гучков;
Г) В.М.Чернов;
Д) В.И.Ленин.

13. Лидером партии «Союз 17 октября» был:

А) П.Н.Милюков;
Б) А.И.Дубровин;
В) А.И.Гучков;
Г) П.А.Кропоткин;
Д) В.И.Ленин.

14. Председателем I Государственной думы
в России был:

А) А.Ф.Керенский;
Б) С.А.Муромцев;
В) А.Г.Булыгин;
Г) В.М.Пуришкевич;
Д) Ф.А.Головин.

15. «Проект 104-х» предусматривал все
приведенные положения, кроме:

А) наделение землёй в пределах трудовой
нормы;
Б) отчуждение части помещичьих земель,
превышающих «трудовую норму»;
В) немедленный переход всей земли с её недрами и
водами в общенародную собственность;
Г) создание «общенародного фонда».

16. Особенностями зарождения
многопартийной системы в стране являются все,
кроме:

А) более раннее по сравнению с
европейскими странами появление политических
партий;
Б) первыми возникли социалистические партии;
В) организация политических партий стала
возможной исключительно благодаря усилиям
интеллигенции;
Г) значительное число политических партий;

Вариант №2

Инструкция: Внимание!
предложенные вопросы теста предусматривают
только один вариант ответа.

1. Наиболее активная и организованная
часть общественного слоя или класса, выражающая
или формирующая его интересы, а также
представления о путях развития – это…

А) профсоюз;
Б) оппозиция;
В) политическая партия;
Г) сословие;
Д) авангард.

2. I Государственная дума работала:

А) 17октября по 11 декабря 1905 г.;
Б) 11 декабря 1905г. по 20 февраля 1906 г.;
В) 20 февраля1906г. по 27 апреля 1906 г.;
Г) 27апреля1906г. по 8 июля 1906 г.;
Д) 8 июля 1906г. по 3 июля 1907 г.

3. Какой фракцией I Государственной думы
был внесён «Проект 104-х»:

А) эсерами;
Б) большевиками;
В) трудовиками;
Г) кадетами;
Д) октябристами.

4. Причиной роспуска I Государственной
думы стало:

А) думское «Обращение к народу» по
земельному вопросу;
Б) принятие Думой решения об отставке
правительства И.Л.Горемыкина;
В) убийство депутатов Думы М.Я.Герценштейна и
Г.Б.Иоллоса;
Г) призыв членов Думы ликвидировать монархию.

5. II Государственная дума работала:

А) 20 февраля 1906 г. по 27 апреля 1906 г.;
Б) 27апреля 1906 г. по 8июля 1906 г.;
В) 8июля 1906 г по 2 июля 1907 г.;
Г) 9 ноября 1906 г. по 20 февраля 1907 г.;
Д) 20 февраля 1907 г. по 2 июля 1907 г.

6. Председателем II Государственной думы
был:

А) А.Ф.Керенский;
Б) С.А.Муромцев;
В) А.Г.Булыгин;
Г) В.М.Пуришкевич;
Д) Ф.А.Головин

7.Самой многочисленной во II
Государственной думе была фракция:

А) социал-демократов;
Б) кадетов;
В) октябристов;
Г) трудовиков;
Д) монархистов.

8. II Государственная дума была названа
«красной» потому, что:

А) в её работе приняли участие
представители всех крупных революционных
партий;
Б) она приняла закон о частичном отчуждении
помещичьих земель;
В) она заседала в Красном зале Таврического
дворца.

9. Программа реформ П.А.Столыпина
предусматривала принятие ряда законов,
способствующих превращению России:

А) в конституционную монархию;
Б) в правовое государство;
В) в президентскую республику;
Г) в сословно-представительскую монархию с
возрождением земских соборов;
Д) в страну с развитой буржуазной демократией.

10. В ответ на отказ II Государственной
думы обсуждать проект реформ П.А.Столыпина
правительство решило:

А) отменить указ;
Б) принять указ в урезанном виде;
В) разогнать Государственную думу;
Г) продолжать претворение указа в жизнь;
Д) разобщить депутатов, заигрывая с частью из них.

11. События, связанные с роспуском II
Государственной думы и публикацией нового
избирательного закона от 3 июня 1907 г., явились
государственным переворотом потому, что:

А) Дума была разогнана при помощи армии;
Б) император не имел права распускать Думу;
В) император не имел права изменять
избирательный закон без согласия Думы.

12. Избирательный закон от 3 июня 1907г.
коренным образом перераспределял число
выборщиков в пользу:

А) монархических партий;
Б) монархических партий и крупных помещиков;
В) помещиков;
Г) помещиков, буржуазии и зажиточных крестьян;
Д) зажиточных крестьян, помещиков и казачества.

13. Самой многочисленной в III
Государственной думе была фракция:

А) РСДРП;
Б) Партия социалистов-революционеров;
В) «Союз русского народа»;
Г) «Союз 17 октября»;
Д) Партия конституционных демократов.

14. Председателем IV Государственной думы
был:

А) Н.А.Хомяков;
Б) А.И.Гучков;
В) М.В.Родзянко;
Г) А.Ф.Керенский;
Д) П.Н.Милюков.

15.Возникший в 1905г. «Союз русского
народа» выдвигал требование:

А) введение всеобщего избирательного
права;
Б) равноправия народов России;
В) установление конституционной монархии;
Г) сохранения самодержавия.

16. Особенностями зарождения
многопартийной системы в стране являются все,
кроме:

А) более раннее по сравнению с
европейскими странами появление политических
партий;
Б) первыми возникли социалистические партии;
В) организация политических партий стала
возможной исключительно благодаря усилиям
интеллигенции;
Г) значительное число политических партий;

2. Общий кроссворд для 1 и 2 варианта

По вертикали:

1. Избирательный закон 1905 года расширил
права, установлением какой курии
2. Кто являлся председателем II Государственной
Думы
4. Какая партия набрала наибольшее число голосов
в I Государственную Думу
6. Как называлось народное представительство в
Древней Руси
7. В какой стране впервые был образован парламент

По горизонтали:

1. Коренной переворот в государственном
и общественном строе страны, обычно
сопровождаемый вооруженной борьбой.
3. Кто являлся председателем IV Государственной
Думы
5. Какой документ подписан Николаем II 17 октября 1905
году




Следующий: