Контрольно-обобщающие уроки русского языка в начальных классах

Очевидно, что изучение любого
школьного предмета, в том числе и русского языка,
предполагает обобщение полученных детьми знаний
и умений и их контроль. Особенно актуально это в
3(4) классе, так как учащиеся должны в полном
объеме овладеть тем багажом знаний, умений и
навыков по предмету, который отвечает
государственному стандарту, предъявляемому к
выпускникам начальной школы, чтобы
безболезненно пройти адаптационный период и
успешно обучаться в 5 классе средней ступени.

Именно в 3(4) классе большинство
учащихся в той или иной степени овладевают
информационно-ориентировочной,
операционально-исполнительной и
контрольно-коррекционной функциями учебной
деятельности, умеют работать в группах,
аргументировано доказывать свою точку зрения. То
есть налицо предпосылки для успешного
проведения контрольно-обобщающих уроков по
данной технологии. Разработанная технология
отвечает требованиям деятельностного подхода к
обучению и направлена на формирование и развитие
детского коллектива в процессе учебного труда,
психических процессов каждого его участника,
навыков взаимообучения, взаимо- и самоконтроля,
ораторского искусства. Учителю на таком уроке
остается роль координатора.

Хочется отметить особенности выбора
темы контрольно-обобщающего урока. Дело в том,
что это должна быть такая тема, которая
аккумулирует несколько подтем по ряду сходств.
Например, обобщающий урок по теме “Корневые
орфограммы” включает в себя подтемы
“Правописание слов с безударными гласными в
корне, проверяемыми ударением”, “Правописание
слов с парными согласными в корне”, Правописание
слов с непроизносимыми согласными в корне”.
Таких тем– “аккумуляторов” в курсе русского
языка начальной школы не очень много, поэтому
учитель, решив провести урок по данной
технологии, может хорошо его продумать и
качественно подготовиться.

Какова же методика проведения урока?

Класс делится на группы, открытым
голосованием выбирается лидер, на которого
возлагается распределительно-контролирующая
функция. На рабочем столе каждой группы лежит
табель, который заполняется лидером по ходу
выполнения заданий, а в конце урока, после
коллективного обсуждения, выводится общая
оценка за урок каждому члену группы.

Фамилия,

инициалы.

№ задания

Общая оценка

1

2

3

4

Атнонов Р.

Бакаева А.

Вячин С.

Лидеры получают карточки с небольшими
по объему, но одинаковыми текстами, в некоторых
словах которых пропущены буквы, например, в I
гpyппe – безударные гласные, во 2 – парные
согласные, в 3 – непроизносимые согласные.

Далее идет работа в группах: дети
читают, анализируют языковой материал, ставят
перед собой задачу, находят пути ее решения,
выводят правило, обсуждают программу
выступления, чертят, рисуют или отыскивают среди
представленного учителем наглядный материал
(схемы, таблицы), приводят примеры. После этого
представители каждой группы выступают перед
всем классом со своими наработками. Выступление
групп выстраивает четкую целостную картину
изученной темы и подготавливают к следующему
этапу урока –самостоятельной работе.

Для выполнения самостоятельной работы
каждый ученик получает индивидуальную карточку
с небольшим текстом и пронумерованными
строчками, в некоторых словах которых
преднамеренно сделаны ошибки. Дети читают текст,
находят ошибки и обводят в кружок номер строки, в
которой нашли ошибку. Далее учитель предлагает
ключ (ответы) и учащиеся оценивают свою работу.

Для более наглядного ознакомления
представляю план-конспект урока.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3(4) КЛАССЕ

“Обобщение знаний о правописании
безударных окончаний имен существительных, имен
прилагательных, глаголов.”

ЦЕЛИ:

I. Способствовать формированию навыка
правописания безударных окончаний
существительных, прилагательных, глаголов;
умения осуществлять рефлексию. Познакомить с
творчеством И.И. Шишкина.

2. Способствовать развитию речи,
внимания, мышления, памяти, расширению и
углублению кругозора.

3. Создать условия для воспитания
чувства взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы,
любви к искусству, родной природе.

ОБОРУДОВАНИЕ И ТСО:

Магнитофон, кассета “дождь”,
репродукции картин И.И.Шишкина, таблицы
“Правописание окончаний существительных,
прилагательных, глаголов”, индивидуальные
карточки №1, №2.

ХОД УРОКА:

1). Организационный момент. (1–2 мин)

Сегодня на уроке мы с вами обобщим наши
знания о правописании безударных окончаний сущ.,
прил., гл; вспомним правила правописания;
поработаем в группах и самостоятельно, будем
учиться оценивать свою работу и работу
товарищей. Работать будем по следующему плану:

1. Словарный диктант (!)

2. Работа в словаре.

3. Обсуждение в группах (!!!)

4. Выступление групп.

5. Самостоятельная работа (!)

6. Итог (!)

(!) – выставляется само- или
взаимооценка в табель, в конце урока выводится
общая оценка за урок.

2). Основная часть (по плану)

1. Словарный диктант (по I человеку от
каждой команды).

Картина, альбом, портрет, прекрасный,
карандаш, изображать, рисунок, галерея.

(проверка, oценки в табель)

– Что можете сказать об этих словах?
(они из словаря, общая тема ИЗО).

На протяжении всего урока сегодня
красной нитью будет проходить тема
изобразительного искусства.

2. В рамках этой темы на уроке
познакомимся с новым словом из словаря. (работа в
словарях)

Если видишь на картине нарисована
река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется…


ПЕЙЗАЖ

– Ударение, ошибкоопасное место.

– Что такое пейзаж? Что вы о нем знаете?

Пейзаж-изображение природы. Создали
этот жанр искусства голландские живописцы.
Голландия находится на побережье Северного моря,
на равнине, расположенной ниже уровня моря. И
если бы не система дамб, она погрузилась бы в
морскую пучину. Борьба со стихией научила
голландцев ценить и любить свою маленькую, но
прекрасную страну. И голландцы-художники первыми
стали писать картины, на которых была изображена
их земля.

Пейзажная живопись разнообразна. Есть
пейзажи точно передающие те или иные уголки
природы, а есть такие, которые создала фантазия
художника; есть пейзажи городские и сельские.
Подробнее вы можете прочитать в книгах “ИЗО в
начальной школе”, ”Какого цвета радуга”

Вернемся к слову, подберем
однокоренные слова (пейзажная/живопись/,
пейзажист/человек, который пишет пейзажи).

К великим русским живописцам можно
отнести Саврасова, Поленова, Левитана, Куинджи.
Но мы остановимся на жизни и творчестве великого
пейзажиста, нашего земляка и просто хорошего
человека И.И.Шишкина.

Что вы знаете об этом человеке?


(рассказы учащихся)

Родился в 1832 г. в Елабуге.
Впечатлительней, любознательный, одаренный
мальчик нашел незаменимого друга в своем отце,
который был небогатым купцом, человеком
разносторонних интересов. Любовь к рисованию у
маленького Шишкина пробудилась очень рано. Семья
противилась желанию Ивана стать художником. И
только в 20-летнем возрасте он поступил в
московское Училище живописи и ваяния. Обладая
исключительным трудолюбием, Шишкин занимался с
настоящим упоением, радостью и порой даже с
ожесточением. В 1856 г. поступает в Академию
художеств в Петербурге.

На этом я прерву свой рассказ и хочу
адресовать вас к книгам:

Пистуновой “Родник в лесу”, Шувалова
“Шишкин”.

Домашнее задание

: в словарях
написать рассказ о Шишкине, как о великом
живописце, состоящий из 6-7 предложений.



3). На материале книги Пистуновой
“Родник в лесу” (отрывок о детстве Шишкина) мы
построим работу в группах.

(Раздаю карточки). Читаете,
анализируете, выводите правило, обсуждаете,
готовитесь к выступлению перед всем классом,
участие в обсуждении и
составлении плана ответа оценивается лидерами.

1 группа

У Шишкиных росли возле стар__ калитки
малина да смородина, вызревали крошечн__ тверд__
огурчики. Семена привез глава семьи с Украины.
Купец ведь, может ездить по государственн__
дороге. Вот и семян редкостн__ достал. Маленьк__
Ваня поливает их из узк__ берестян__ кружки,
внимательно следит, как из восков__ двулистника
пробивается веточка, как на ней появляются усики
и желт__ цветы, а потом венчик скукоживается, и
кажд__ день все растет и растет овальн__
зелен__ палочка, покрывается
пупырышками и делается маленьк__ огурцом.

2 группа

У Шишкиных росли возле задней калитк__
малин__ да смородин__, вызревали крошечные твердые
огурчики. Семена привез глава семь__ с Украины.
Купец ведь, может ездить по государственной
дорог__. Вот и семян редкостных достал. Маленький
Ваня поливает их из узкой берестяной кружк__,
внимательно следит, как из воскового двулистник__
пробивается веточк__, как на ней появляются усики
и желтые цветы, а потом венчик скукоживается и
каждый день все растет и растет овальная зеленая
палочк__, покрывается пупырышками к делается
маленьким огурц__.

3 группа

У Шишкиных росли возле задней калитки
малина да смородина, вызревали крошечные твердые
огурчики. Семена привез глава семьи с Украины.
Купец ведь, мож__ ездить по государственной
дороге. Вот и семян редкостных достал. Маленький
Ваня полива__ их из узкой берестяной кружки,
внимательно следит, как из воскового двулистника
пробива__ся веточка, как на ней появляются усики и
желтые цветы, а потом венчик скукожива__ся, и
каждый день все растет и растет овальная зеленая
палочка, покрыва__ся пупырышками к дела__ся
маленьким огурцом.

4). Выступление групп

От биографии Шишкина перейдем к его
художественным произведениям. Картины его
овеяны вольным дыханием простора, полны любви к
русской природе. Широко известны картины “Утро в
сосновом лесу”, “Сосны, освещенные солнцем”,
“Среди равнины ровныя…”, “Корабельная роща”,
“Ручей в лесу” и др. (Учитель обращает внимание
на репродукции)

Написаны выразительно и талантливо
так, что мы ощущаем величие и красоту родной
природы. Мастерство этого живописца неизменно
вызывает чувство восхищения.

Давайте внимательнее приглядимся к
картине “Дождь в дубовом лесу”. (ТСО “Шум
дождя”)

Представьте, что вы вместе с другими
людьми, съежившись от дождя, бредете по сырой,
размокшей лесной дороге.

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке, купаяся, трепещет,
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

– Понравилось ли вам путешествие в
картину?

5) При выполнении самостоятельной
работы каждый из вас совершит путешествие в
картину. В какую именно, постарайтесь догадаться
по ее описанию. (репродукции представлены на
доске) Прочитайте, исправьте ошибки, в кружок
обведите строчку, в которой нашли ошибку.

1 группа

“Дубовая роща” – грандиознае
полотно, мажорный строй которого напол-……… 1

нен торжественным звучанием.
Радостный, ликующий расцвет природы – так…………
2

можно выразить идею этого
монументального произведения. Помещая
в……………… 3

центри могучие стволы
деревьев-великанов, художник подчеркиваит
мощь………… 4

дубов. Свободно располагая их на
лесной поляне, он в то же время выде-…………….. 5

ляит самые крупные из них. Изображая на
заднем плане то освещенные, то…………… 6

погруженные в тень стволы, а совсем
вдали деревья, которые видны уже……………… 7

до самых макушек, Шишкин создает
впечатление большова, просторного и………….. 8

светлого
леса………………………………………………………………………………….
9

2 группа

Спелоя рожь, наполняющая картину
золотым отливом, с шумящими, ко-……….. 1

лышущимися от ветра колосьями,
бесконечным морим разлилась вокруг……………… 2

Будто бы из-под ног зрителя убегаит
вперед, извиваясь и прячась за…………………… 3

стеной ржи, полевая тропа. Мотив дороги
приобретает у Шишкина радост-…………… 4

ная звучание. Движение вглубь
подчеркнуто в картини ритмом стволов………………. 5

сосен, которые, как величавые гиганты,
высятся среди поля. Цветы у обо-…………….. 6

чины, две ласточки, налившиеся колосья
придают произведению особую…………….. 7

жизненность и убедительность.
Собирательный образ ясной, торжественной………… 8

природы рождает представление о
просторах возделанной человеком зем-……………. 9

ли, о созидательной сили крестьянского
труда…………………………………………… 10

3 группа

Перед зрителем предстает образ
величаваго, могучего русского леса…………….. 1

Впечатление глубокого покоя не
нарушают ни два медведя у дерева с………………….
2

ульем, ни ястреб в неби. Прекрасно
написаны стволы старых сосен, каждая…………… 3

имеет свое лицо. Мы видем и высокие
старые сосны и молодняк, цветы на……………. 4

берегу прозрачного ручья с песчаным
ложем и огромное сухое дерево с………………. 5

вывороченными корнями. Ничто не
ускользнуло от взора внимательного и…………… 6

пытливого художника. Художник
воспринимаит теперь лесную природу не………….. 7

только в многообразии ее растительных
форм, но и в органической взаи-…………… 8

мосвязи, дающей живой и типический
образ старово бора………………………………. 9

КЛЮЧ (ответы на доске)


“Дубовая роща”

“Рожь”

“Сосновый бор”

1

-ая

2

-ем

1

-ого

1

-ое

3

-ет

3

4

-ет, -е

5

-ое, -е

4

-им

6

-ет

10

7

-ет

8

-его

9

-ого

– В какие картины И.И.Шишкина вы
совершили путешествие?

6) В заключении разговора о Шишкине
хочется сказать словами Крамского “Шишкин –
верстовой столб в развитии русского пейзажа, это
– человек-школа” (стих читает ученик)

С природой одною он
жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.

Подведение итогов по табелям,
выставление оценок.

Не скрою, что проведение таких уроков
требует от учителя большой, трудоемкой
подготовки, а именно: тщательный отбор языкового
материала, отыскивание или самостоятельное
составление текстов, изготовление
индивидуальных карточек.

Но, несмотря на это,
контрольно-обобщающие уроки имеют ряд
преимуществ:

– способствуют формированию и
развитию общеучебных и специальных умений и
навыков;
– более глубокому и эффективному обобщению
изученного материала;
– коррекции межличностных отношений в
коллективе учеников;
– наблюдается положительный эмоциональный
подъем у учащихся, что плодотворно влияет на
потребностно-мотивационную сферу деятельности:
– значительно повышается % качества знаний при
выполнении учащимися контрольных работ по
русскому языку.

Литература:

  • Каменева Е.О. “Какого цвета радуга”. Москва.
    “Детская литература”. 1984 г.
  • Кузин В.С. “Изобразительное искусство в
    начальной школе”. Москва. Издательский Дом
    “Дрофа”. 1997 г.
  • Пистунова А. “Родник в лесу”. Москва. “Детская
    литература”. 1987 г.
  • Чумичева Р.М. “Дошкольникам о живописи”.
    Москва. “Просвещение”. 1992 г.



  • Следующий: