Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Из опыта работы

Одной из проблем, оказывающих существенное
влияние на повышение эффективности и качества
обучения, является проверка знаний и умений
учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть
учебно-воспитательного процесса, от правильной
постановки которой зависит его успех.

Проверка результатов обучения является
обязательным компонентом процесса обучения. Она
может проводиться на всех этапах урока.

Главная цель — выявить уровень усвоения знаний,
умений учащихся, т. е. уровень их учебных
достижений, предусмотренный стандартом и
программой. Известны основные функции проверки
знаний и умений учащихся — контрольно-оценочная
и обучающая. В дидактике считается, что главная
функция — контрольно-диагностическая.

Ее виды: текущий, периодический и тематический,
итоговый контроль.

Текущий контроль предполагает систематическую
проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке,
оценку результатов обучения на уроке.

Периодический контроль осуществляется после
изучения тем, разделов курса.

Итоговый контроль включает аттестацию
учеников за весь период изучения кого-либо курса
истории или обществознания. В своей работе я
использую все виды контроля.

Для систематической и тематической проверки
знаний (текущий контроль) на уроках истории и
обществознания я применяю разные типы и формы:
устные, письменные, практические,
индивидуальные, фронтальные, групповые,
нетрадиционные, с применением ИКТ.

Слайд№3

I. Устные.

Устные — в 5 и 6 классах:

  • пересказ материала учебника;
  • описательный рассказ с опорой на наглядный
    образ. Например: путешествие в Афинский
    акрополь(5 Кл); Средневековый замок (6 Кл);

Рассказ от имени очевидца событий. Например:
участник Столетней войны (6 Кл), участник
восстания Спартака (5 Кл).

Изложение фактического материала по
составленному учителем плану. Например: тема
«Экономическое развитие России в первой
половине XVI века».

План:

  1. Рост территории.
  2. Развитие сельского хозяйства.
  3. Рост городов.
  4. Торговля.

Изложение материала с использованием модулей.
Например: используя модуль «Революция».

1. Предпосылки революции (наличие революционной
ситуации).

2. Повод.

3. Цели.

4. Движущие силы

5. Характер

6. Этапы, ход событий.

7. Итоги.

8. Историческое значение

Я использую подобные модули «Народное
восстание», «Реформы», «Культура»,
«Экономическое развитие».

При устном ответе используются задания на
сравнение и сопоставление (например, сравнить
архитектурные сооружения разных эпох или
сравнить художественные стили).

II. Письменные.

Индивидуальные письменные задания. Например:
дать определение понятиям, альтернативные
задания, правильные утверждения отметить знаком
«+» и неправильные знаком «-». (см. приложение
№1)

Письменные задания по раздаточному материалу.
Например: Средневековая ярмарка, Мастерская
средневекового ремесленника.

Использование тестов. Особенно важно в
современных условиях — условиях введения ЕГЭ.

Все большее значение для проверки результатов
обучения приобретают тесты — набор
стандартизированных заданий по определенному
материалу, устанавливающий степень усвоения его
учащимися.

Основные требования, предъявляемые к тестам -
это надежность, объективность и валидность.
Надежность теста определяется постоянством, с
которым тест измеряет то, что он должен измерить.
Понятие надежность включает стабильность
результатов, равноценность и внутреннее
постоянство форм.

Валидностью это действенность. Валидностью
теста принято считать его пригодность для
измерения уровня усвоения (качества) тех знаний,
которые в тесте нужно измерить. Объективность
теста означает независимость проверки и оценки
знаний от учителя.

Я применяю тесты как для текущего контроля,
начиная с 5 класса (см: приложение №2), так и для
тематического (см: приложение №3) и для итогового
(см: приложение №4).

Написание творческих сочинений. Например:
«Представьте, что Вы побывали в гостях у
Перикла» (5 Кл), «С Айвенго на рыцарский турнир»
(6 Кл), «Вы участник восстания декабристов» (8 Кл).

Написание Эссе по истории и обществознанию в
10-11 классах (темы см. в Практикумах к ЕГЭ по
истории и обществознанию).

II. Практические.

1. Работа с документами

2. Составление таблиц

3. Проверка выполнения заданий в рабочих
тетрадях (5-6 классы).

4. Составление схем

5. Составление опорных конспектов

6. Составление планов ответа

Для контроля знаний на уроках истории и
обществознания я также применяю индивидуальные
(дифференцированные задания для слабых и сильных
учеников). Например: карточки с письменными
заданиями для слабых учеников; для сильных
сообщения с использованием дополнительной
литературы и решение проблемных задач (7 класс.
История Отечества. Почему ни Борис Годунов, ни
Лжедмитрий I, ни Лжедмитрий II, ни Василий Шуйский,
не смотря на наличие, многочисленных сторонников
не смогли укрепить свою власть, тогда как
воцарение Михаила Романова положило конец Смуте
XVII?).

Использую и фронтальные методы (работа
над понятиями, датами, фактическим материалом).

Применяю групповые методы, при работе
над творческими заданиями (например:
Экологический проект по обществознанию. 8 класс),
решение проблемных задач, работа в группах,
подготовка сообщений, при работе с документами.

Мною используются нетрадиционные формы
контроля
:

Составление и отгадывание кроссвордов. Чаще
всего кроссворды используются в качестве
инструмента проверки знаний, приобретенных в
ходе изучения пройденного учебного материала. С
помощью такого метода можно установить уровень
словарного запаса ученика. Такой вид контроля
имеет большое значение для стимулирования у
школьников интереса к учению. Можно использовать
как индивидуальные, так и групповые формы
Особенно эффективно с методической точки зрения
составление тематических кроссвордов: оно
требует хорошего знания темы, умение четко
формулировать определения понятий.

Анализ составленных учащимися кроссвордов
проводится по таким критериям: а) количество
вопросов, в) их качество.

Коллективный способ проверки знаний. Например:
игра — путешествие по теме «Первобытность». 5
класс, урок — турнир по курсу Средние века. 6
класс, урок — аукцион знаний. Обществознание 9
класс, урок — выборы в государственную думу 11
класс.

Составление тестов.

Составление презентаций. (Итоговый контроль)

При итоговом контроле наряду с тестами
я использую такую форму, как зачеты:

1) письменные:

а) ученик получает вопрос и дает развернутый
письменный ответ,

б) сочинение на тему.

Такая форма выявляет зрелость оценочных
суждений и выводов школьников (например: «Какую
роль играли выдающиеся личности в развитии
России в начале ХХ века?»).

2) устные:

а) учащиеся дают устный ответ на вопрос билета,

б) групповой зачет.

Ученики объединяются в группы по 3-4 человека,
выбирается старший группы. Получив вопрос,
группа обсуждает его в течение 20 минут. Затем
старший опрашивает всех членов группы и заносит
их самооценки в специальный лист, который
передает учителю. Затем коллективный рассказ, в
любом месте рассказа преподаватель может
прервать и предложить продолжить другому.

Зачеты тоже дифференцированы. При проведении
зачетов предусматривается время для доработки
помощи учителя во время зачета для слабых
учащихся. Необходим и повышенный уровень знаний
для учащихся с высоким уровнем знаний.

Применение ИКТ.

В современных условиях — условиях
компьютеризации и использования ИКТ мною
применяются и новые технологии: это проверка
знаний и умений с помощью ИКТ

1. Использование учебных электронных изданий.

Например: Учебное электронное издание Всеобщая
история (5, 6, 7, 8 кл. ) предполагает тестовые
задания после каждой изученной темы; заполнить
схему; вставить пропущенные слова в тексте.

2. Составление ЦОРов

Кроме готовых учебных электронных изданий я
составляю сама задания: подписать имена
историческим деятелям (тема «Дворцовые
перевороты» 7 кл. , тема «Внешняя политика
Екатерины II»), заполнить схему (тема «Пирамида
власти» 5 кл. ), решите кроссворд(Ранние
цивилизации Индии. 5 кл. )

3. Использование учебных электронных заданий.

Если есть возможность (при работе в
компьютерном кабинете) каждый работает
индивидуально.

При организации проверки знаний и умений
учащихся, предусматривающей оценку и контроль не
только результатов, но и процесса учения. Важное
место занимает планирование деятельности
учащихся. При этом важно знать исходный уровень
подготовленности учащихся, их возможности,
определять систему заданий, исходя из целей
урока, продумывать приемы и формы опроса,
создавать благоприятные условия для их
осуществления.

Немаловажное значение при проверке знаний и
умений имеет оценка. Она должна быть объективной
и всесторонней, учитывать требования стандарта,
отвечать эталонным представлениям,
соответствовать уровню усвоения знаний и умений
школьников. Ученики должны знать критерии
выставления оценки, понимать ее правильность и
объективность, уметь самооценивать свой ответ.

Мною используются не все формы и виды контроля.
Потому что работа учителя — это творчество, и
поэтому каждый выбирает свои методы, формы,
пользуется индивидуальными приемами и постоянно
должен их совершенствовать.

Я хотела бы освоить новую образовательную
технологию «ТОГИС»

(Технология образования в глобальном
информационном сообществе )

Литература, которую я использую:

  1. Е. Е. Вяземский. О. Ю. Стрелова. Методика
    преподавания истории в школе . М. «Владос» 2004г.
  2. Журналы: «Преподавание истории в школе»,
    «Преподавание истории и обществознания в
    школе».
  3. Книга для учителя истории. Ростов — на — Дону, 2002
    г.
  4. Методические разработки уроков.
  5. В. В. Шоган. Методика преподавания истории в
    школе. / Ростов-на-Дону. «Феникс» 2005г.
  6. Е. А. Юнина Технологии качественного обучения в
    школе. М. 2007г.
  7. В. В. Гузеев Эффективные образовательные
    технологии. М. 2006г.

Следующий: