Контроль, самоконтроль и самооценка как условие развития самостоятельности

Во главу угла в Стратегии модернизации
содержания общего образования ставится
формирование ключевых компетенций как освоенных
учениками способов деятельности.

Сегодня школа нацелена на достижение нового,
современного качества образования, на решение
жизненно-практических проблем, задач. Вот почему
в начальной школе закладывается
формирование общеучебных умений, где ключевым
звеном является формирование контрольно -
оценочной самостоятельности.

По моему мнению, это обусловлено тем, что
самоконтроль — один из важнейших факторов,
обеспечивающих самостоятельную деятельность
учащихся. Его назначение заключается в
своевременном предотвращении или обнаружении
уже совершенных ошибок, а также позволяет
проследить за ходом своих действий и оценить их
результаты, планировать действия,
прогнозировать результаты, перестраивать план
действий в зависимости от изменения условий, что
в конечном итоге может оказать значительное
воздействие на совершенствование знаний
школьников. С учетом того, что
современная начальная школа — это школа пробы сил
ученика, стало актуальным и оценивание учебных
достижений каждого ребенка. Наша школа, в которой я преподаю, несколько
лет работала в режиме безотметочного обучения.
Результаты показали, что отношение детей к
учению в целом зависело от характера учебной
деятельности, от отношений между педагогом и
детьми и самими детьми.

Известно, что учебная деятельность — ведущая
деятельность учащихся младшего школьного
возраста. Под ведущей деятельностью в детской
психологии понимают такую деятельность, в
процессе которой происходит формирование
основных психических процессов и свойств
личности, появляются главные новообразования
возраста (произвольность, рефлексия,
самоконтроль, внутренний план
действий). Учебная деятельность как
специфическая форма индивидуальной активности
осуществляется на протяжении всего обучения
ребенка в школе.

Целостная учебная деятельность включает в себя
следующие основные потребности и мотивы: учебную
задачу, учебные действия, действия контроля,
оценки и самооценки. Особое место в структуре
учебной деятельности занимают действия
самоконтроля и самооценки, имеющие
специфические функции: они направлены на саму
деятельность, фиксируют отношение учащегося к
себе как ее субъекту. Вследствие чего их
направленность на решение учебной задачи носит
опосредованный характер.

С чего же следует начинать формирование
контрольно-оценочной самостоятельности у детей
младшего школьного возраста? Как показывают
психолого-педагогические исследования, одной из
причин отставания учащихся в обучении является
слабо развитое умение критически оценивать
результаты своей деятельности.

На первом этапе формирования
контрольно-оценочной самостоятельности для
меня, как для учителя, важно научить детей
сопоставлять свои действия с заданным образцом.
На этом этапе ученики учатся обнаруживать
совпадение, сходство, различие. Учащиеся
договариваются о выборе образца для
сопоставления. Центральное место в деятельности
учащихся на этом этапе обучения отводится
пооперационному контролю.

Важным компонентом является анализ хода и
результатов учебной деятельности учеников, но не
только учителем, а совместно с учениками,
развивая у них умение видеть достоинства и
недостатки, возможные пути их совершенствования
или преодоления. Научить детей
делать анализ результатов учебной деятельности
достаточно сложно. Дети сначала видят
недостатки, а потом достоинства. В связи с
этим я поставила первоочередную задачу на
первом этапе формирования контрольно — оценочной
самостоятельности сформировать
положительное отношение детского коллектива к
каждому ученику, так как каждый имеет свой темп
развития, свои успехи.

Так на уроках письма, математики в первом
классе мы договариваемся обводить среди
написанных букв, цифр, те, которые
соответствуют тем критериям (их в первом классе
не должно быть более двух), тому образцу,
которые взяли за основу. Во время
самопроверки или взаимопроверки я
нацеливаю детей видеть друг в друге хорошее,
положительное, поддерживать тех ребят, у которых
не все еще получается. Иногда для
решения учебной задачи, я ввожу сказочных
персонажей, которые так же, как и дети, выполняют
определенные задания. Сказочные персонажи, а
именно, Коля Торопилкин, Вася Старалкин, просят
детей найти то, что получилось удачно, сравнить
их работу с образцом, выделить ошибки. Это
позволяет в свою очередь ребенку
проанализировать его собственную работу.
Главное на этом этапе, чтобы
ребенок не только смог научиться сравнивать, но и
мог назвать причину допущенных ошибок,
сначала у сказочных персонажей, а затем и у
себя.

Важным результатом обучения без отметок
становится умение ребенка сопереживать,
радоваться за успехи другого, критично подходить
к выполненной работе, находить ошибки.
Чтобы ребенок смог проконтролировать
свои действия, необходимо иметь план этих
действий. Сначала к составлению плана
привлекаются дети, а в последствие учащиеся
самостоятельно могут составить план, схему
этапов действий.

Например. Урок технологии. Тема «Оригами из
квадрата бумаги». Я предлагаю детям
составить план действий, начиная с вопроса:
«Как из прямоугольного листа бумаги при помощи
сгиба сделать квадрат?» Дети выдвигают свои
пункты плана, затем выбираются самые
оптимальные. Когда у ребенка не получилось
изделие по образцу, он всегда легко найдет у
себя ошибку по пункту плана.
Критически оценивая своё изделие, ребенок
находит причину: «У меня не получилось сделать
аккуратно, потому что надо было сложить лист по
сторонам ровно, а я на это не обратил внимания,
поторопился». Роль действия
контроля и оценки многогранна и, безусловно,
значима, поскольку, если для детей действия
полноценного контроля и объективной оценки
своих достижений станут повседневной нормой, то
дальнейшее формирование учебной деятельности
будет проходить без особого труда.

К.Д. Ушинский особое значение придавал
методам воспитания самоконтроля: активное
повторение, отчет о прочитанном, самостоятельное
составление вопросов учениками, взаимное
исправление и самоисправление ими своих ошибок
К.Д. Ушинский делал акцент
на самоисправление учащимися своих ошибок.
«Как мало впечатления, — пишет он, — во многих
школах производила на детей поправка ошибок со
стороны учителя! Часто ученики не брали на себя
труда даже взглянуть на подчеркнутые или
исправленные слова». Поэтому пересмотр и
исправление ошибок «можно сделать посредством
самих же учеников» Д.Б.
Эльконин выделяет следующий этап в
формировании самоконтроля и указывает на то, что
«функция контроля состоит в определении
правильности и полноты выполнения учащимися
операций, входящих в состав его действий».
Контроль так же состоит в определении
соответствия других учебных действий условиям и
требованиям учебной задачи. По предположению
Д.Б. Эльконина именно действие контроля
характеризует всю учебную деятельность как
управляемый самим ребенком произвольный
процесс.

Задания, которые непосредственно направлены на
определение правильности и полноты выполнения
учениками операций, я использую на уроках
математики, окружающего мира, русского
языка. Например, «Сказочные герои Бим и
Бом собирают фигуры только определенного вида и
цвета. Бим собирает только красные фигуры, а Бом -
только квадраты. Чтобы не ссориться, фигуры,
подходящие для обоих, они складывают в общую
коллекцию. Помогите Биму и Бому собрать их
коллекцию»

Дети выполняют задание в группах, используя
фигуры, лежащие у них на партах. Во время проверки
ученики напоминают условие задания: что нужно
было выполнить и как. Ученики оценивают
полученные результаты. Ошибки, допущенные
группой, комментируются учениками. Дети
выявляют причины ошибок, дают советы.
На мой взгляд, задания,
которые заложены в УМК «Гармония» в
учебниках «Русский язык» под редакцией
М.С. Соловейчик, учат детей соотносить учебную
задачу с учебными действиями. Это такие задания,
как составление проверочных работ, словарных
диктантов, орфографических диктантов по
определенной теме для товарища, для всего
класса. В свою очередь этот вид упражнения
несет в себе функцию формирования у учащихся
контроля, самоконтроля и самооценки.

Составляя проверочную работу по математике по
теме «Площадь фигуры», дети в группах
обсудили, какие задания подойдут для проверки
владения темой. Затем я предложила каждому
ученику составить прогноз выполнения задания.
«Если вы уверены, что выполните задание легко,
быстро и правильно, нарисуйте рядом с его номером
знак ясной погоды. Если нужно еще
потренироваться, то знак облачной погоды,
задание не по силам, знак — дождя».
На этом этапе обучения контрольно-оценочной
самостоятельности младших школьников
появляются различные формы фиксации контроля
и оценки по заданным критериям. Ученики сами
предлагают форму фиксации контроля и оценки
действий.



Важно помнить, что этот этап дает основу
будущей рефлексивной оценки — знания о
собственном знании и незнании, о собственных
возможностях и ограничениях. Дети должны
иметь право на сомнение и незнание, а оценивают
только достижения. Что в свою очередь
повышает самооценку школьника, мотивирует его
активность в учебе, усиливает творческую
инициативу, стимулирует стремление развивать
свои способности, овладевать знаниями и
умениями. Дает надежду на успешное выполнение
новых заданий, усиливает стремление учиться
лучше. Соблюдая технологию
формирования контрольно-оценочной
самостоятельности, добиваясь промежуточных
результатов, можно плавно переходить к
следующему этапу. На этом этапе контроль
выступает не как самоцель, а средством решения
другой задачи: поиск возможных причин
возникновения ошибок и путей их ликвидации.
Контроль усвоения учебного материала
зависит от диагностики причин ошибок и
трудностей учеников. То есть контроль
индивидуален. Ученики на этом этапе работают над
освоением разных типов заданий, направленных на
освоение способа контроля за выполненными
действиями. Школьники учатся видеть
свою работу как сумму многих умений, каждое из
которых имеет свой критерий оценивания.
В одном задании, которое выполняют ученики,
можно вычленить несколько умений и каждое умение
оценить. Так при решении задачи можно вычленить
умение анализировать текст, его видоизменять,
решать задачу, находить несколько способов
решения и т.д. Дифференцирование
отдельных действий дает возможность ученику
прогнозировать оценку. Прогностическая оценка
является как бы планкой возможностей ученика.
Чтобы за каждое задание, которое предлагается
ученику учителем на выбор, он смог набрать
определенное количество баллов, сначала
ребенок задаст себе вопрос: «Какие задания я
смогу правильно выполнить?»

В своей практике я использую прием «место на
оценку» и «место сомнений» Ученик имеет
право выйти к доске к любой надписи с выполненным
заданием, записать ход своих рассуждений и
попросить детей класса оценить его работу по
критериям, которые сам ученик выдвинул классу.

Приведу фрагмент с урока математики.

Учитель предлагает задание: Решите задачу
уравнением. Подумайте, по каким критериям можно
оценить вашу работу на «месте на оценку», на
«месте сомнений» Сережа
Р. предложил ребятам, чтобы его оценили по таким
критериям мои рассуждения по
условию задачи,

правильно ли составлено уравнение к задаче.
Некоторые дети выбирали «место сомнений»,
так как в чем-то сомневались. Самое главное
преимущество этого приема, в том, что эти дети
не боялись сомнений и об этом говорили
вслух. Из фрагмента урока можно понять, что
ребята обучены самостоятельно определять
уровень своих возможностей, сами предлагают
критерии оценивания.

Очень интересен, на мой взгляд, прием
фронтальной проверки и взаимопроверки.
Фронтальные и взаимные проверки
представляют собой промежуточное звено между
контролем педагога и самоконтролем учащихся.
Применение их имеет ряд преимуществ при обучении
самоконтролю: положение контролеров обязывает
учащихся лучше готовиться к занятиям, чтобы
иметь возможность указать товарищу на
допущенные им ошибки и установить их причины;
коллективный анализ образца позволяет более
полно выявить его сигнальные признаки и более
углубленно их усвоить; разбирая разные способы
сличения с образцом выполняемой работы, учащиеся
отбирают те из них, которые наиболее
целесообразны в данных условиях. Благодаря этому
достигается большая точность сличения;
коллективный анализ позволяет более полно
выявить допущенные ошибки и установить их
причины; в ходе коллективного поиска выявляются
наиболее целесообразные способы исправления
ошибок и внесения усовершенствований в
выполняемую работу.

Благодаря применению коллективных форм
контроля учащиеся быстрее и лучше овладевают
всеми звеньями индивидуального самоконтроля.
Осуществляя контроль за правильностью,
полнотой и последовательностью выполнения
операций, входящих в состав действий, я подвела
детей к заключительному этапу технологии
формирования контрольно — оценочной
самостоятельности — послеоперационному
контролю. На этом этапе важно, чтобы
ребята наглядно видели свой рост продвижения
или, как говорят ученые, «наглядную динамику
усвоения». Формализация оценки может
фиксироваться в виде графиков, диаграмм.

По результатам оценивания к концу года
каждый ученик получает график продвижения в
изучении курса по темам и проверочным,
контрольным работам. Содержательная информация,
характеристика о каждом ребенке находится в
индивидуальном «учебном портфолио».

Большую роль в усвоении младшими школьниками
знаний играет действие оценки. Она позволяет
определить усвоен или не усвоен (и в какой
степени), общий способ решения данной учебной
задачи, соответствует или нет (и в какой мере)
результат учебных действий их конечной цели.
Вместе с тем оценка состоит не в простой
констатации этих моментов, а в содержательном
качественном рассмотрении результата усвоения
общего способа действия и соответствующего ему
понятия в его сопоставлении с целью. Благодаря
действию оценки ребенок определяет,
действительно ли им решена учебная задача,
действительно ли он овладел требуемым способом
действия настолько, чтобы затем использовать его
при решении многих частных практических задач.
Но тем самым оценка становится ключевым моментом
при определении, насколько реализуемая
школьником учебная деятельность оказала влияние
на него самого как субъекта этой деятельности.

Выполнение действий контроля и оценки
предполагает обращение внимания школьника на
содержание собственных действий, на
рассмотрение их основ с точки зрения
соответствия требуемому задачей результату.
В ходе самоконтроля ученик совершает
умственные и практические действия по
самооценке, корректированию и совершенствованию
выполняемой ими работы, овладевает
соответствующими умениями и навыками. Кроме
того, самоконтроль способствует развитию
мышления.

В свою очередь самоконтроль опирается на
мышление и другие психические процессы. Большое
значение для поведения человека, его самооценки
и саморегуляции имеет речь. Особенно велика роль
внутренней речи, являющейся механизмом
самосознания. Самоконтроль также тесно связан с
памятью и вниманием. Так, память обеспечивает
закрепление образца, чтобы можно было сравнивать
с ним ход и результаты выполняемой работы.
Большую роль в реализации самоконтроля играют
ощущения и восприятие. Самоконтроль является
составной частью всех видов учебной
деятельности и осуществляется на всех этапах ее
выполнения. Он выключает в себя чувственные,
умственные и двигательные компоненты
деятельности, позволяющие учащемуся на основе
поставленной цели, намеченного плана и
усвоенного образца следить за своими действиями,
результатами этих действий и сознательно
регулировать их. При этом в ходе самоконтроля
оценивается целесообразность и эффективность
самого процесса выполнения работы, намеченного
плана и уже осуществленного регулирования.

Таким образом, можно выделить у учащихся
следующие показатели сформированности
самоконтроля и самооценки: умение перед началом
работы спланировать ее; . умение изменить состав
действий в соответствии с изменившимися
условиями деятельности; . умение осознанно
чередовать развернутые и сокращенные формулы
контроля; . умение переходить от работы с
натуральным объемом к работе с его знаково-
символическим изображением. . умение
самостоятельно составлять системы проверочных
заданий, давать оценку своей работы в целом.

Итак, формирование самоконтроля и самооценки -
процесс непрерывный. Он осуществляется под
руководством учителя на всех стадиях процесса
обучения (при изучении нового материала, при
отработке навыков практической деятельности,
при творческой самостоятельной работе учащихся
и т.п.) Формируется навык контроля,
самоконтроля и самооценки посредством
использования специальных приемов. В свою
очередь это способствует созданию условий
для формирования самостоятельности. Все
указанные выше приемы можно использовать
в рамках обучения детей по различным
учебно-методическим комплектам.

Библиография

  1. Стратегия модернизации содержания общего
    образования: Материалы для разработки
    документов по обновлению общего образования. М.,
    2001
  2. Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода
    на безотметочное обучение в начальной школе // Начальное
    образование 1, 2003



Следующий: