Контраст как художественный прием в поэзии. Б. Заходер. О границах поэтического творчества


Цели:

  1. Прививать представление о поэзии как об особом взгляде
    на мир, особом переживании мира.
  2. Развивать исследовательские навыки, творческие
    способности.
  3. Воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока

I. Организационный момент.

Просмотр слайдов сопровождается комментариями учителя и
практической деятельностью учащихся.

II. Введение в тему.

- Что такое поэзия? (Вид искусства.)

- Кто посадил этот прекрасный сад? (Поэты.)

Поэты очень тонко чувствуют ритм, звучание слов. Стихи – это
чудесные плоды, которые дарят людям радость, красоту, спокойствие, хорошее
настроение.

III. Объявление темы урока.

«Сады поэзии».

1. Б. Заходер (1918-2000 гг..).

Поэт и переводчик, внес неоценимый вклад в отечественную
детскую литературу.

Б. Заходер вспоминал о своем детстве: «В сущности, мне и
вспомнить-то нечего. Не был я настоящим мальчишкой, не играл в футбол. Не
совершал никаких подвигов. Почти не дрался. Даже яблок ни разу не воровал! Даже
девочек за косички не дергал! И вместо всего этого целыми днями читал книги».

Однажды Б. Заходер убежал из дому. Было ему лет шесть. И он
за что-то обиделся на своих родителей. Но обоих сразу – и на папу, и на маму. И
вот, когда они ушли на службу, он удрал. Чуть ли не целый день Борис
один-одинешенек странствовал по Москве. Движение, к счастью, тогда было
небольшое, автомобилей почти не было, и, в конце концов, он благополучно
добрался до своего приятеля Яшки. Там его уже поздно вечером разыскал папа.
Заходера не наказали. И даже не ругали, хотя, конечно, стоило бы. Может быть,
потому что пришли гости.

Что по-настоящему любил Заходер в детстве – это животных и
книги.

2. «Иностранные гости».

Пересказы классических произведений зарубежной детской
литературы: «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Винни-Пух…» Алана Милна,
«Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Линдон Трэверс, «Сказки
и веселые истории» К. Чапека. Я советую вам их прочитать.

3. «Ваш старый товарищ, Борис Заходер».

Именно так обычно подписывал свои книги Б. Заходер.
Писатель действительно был и остается товарищем своих читателей-ребят. Недаром
одна из его книг называется «Товарищам детям».

4. «Товарищам детям».

На первой странице этой книги было написано:

Обычно
От вас это держат
В секрете,
А я не скрываю,
Товарищи дети:
Хочу, чтобы вы,
Дорогие читатели,
Недаром
За чтением время потратили.
Хочу,
Признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку
Вам было читать интересно.
А если захочется вам посмеяться,
То этого тоже
Не надо бояться:
Ведь если смеются
Товарищи дети,
Становится сразу
Светлее на свете!

Борис Заходер.

- Какие стихи Б. Заходера вы помните?

- Что воспевал в своих стихах поэт?

Стихотворение «Кискино горе».

Плачет Киска в коридоре.
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!

- Почему стихотворение называется «Кискино горе»?

- Справедливо ли киска обвиняет людей?

- Какую бы вы сделали иллюстрацию к этому стихотворению?

Стихотворение «Дырки в сыре» (Приложение 1).

- О чем возник спор?

- Кто участвует в решении проблемы?

Стихотворение «Куда спешат головастики».

Вихрем
Мчится
Под водой
Головастик молодой.
А за ним –
Ещё пяток,
А за ним сплошной поток:
Тот – без ног,
А тот с ногами,
Кто – налево,
Кто – направо,
Так и носится орава
Вдоль пруда,
Вокруг пруда…
Почему?
Зачем?
Куда?
Головастики
Спешат
Превратиться в лягушат!

- На какой вопрос хотел ответить Б. Заходер?

- Какой ответ он нашел?

- Что вы можете сказать?

Стихотворение «Странное происшествие».

Однажды,
Точнее – когда-то и где-то,
С голодным Котом
Повстречалась Котлета.
Котлета, представьте,
Всплеснула руками:
– Ах, как же я счастлива
Встретиться с вами!
Ах, если б Вы знали,
Как жаждут Котлеты
Узнать Ваши тайны
И Ваши секреты!
Скажите скорее,
Какого вы рода?
Вернее –
Какого Вы времени года:
Кот осени Вы?
Кот весны?
Кот зимы?
А может Кот лета,
Как мы?
А может быть даже,
Вы Кот-Круглый-Год?
А может быть,
Может быть,
Вы – АНТРЕКОТ?
Кот лишь улыбнулся ей
Вместо ответа.
И сразу куда-то
Исчезла Котлета…

- Что в этом происшествии странного увидел поэт?

Стихотворение «Петя мечтает».

…Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!
Если б, скажем,
Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок…
Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой –
Всё сама,
Само собой!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все
Свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй…



- О чем мечтает Петя?

- Почему мама называет Петю лентяем?

Стихотворение «Птичья школа» (Приложение 2).

- Хотели бы вы учиться в такой школе? Почему?

6. «Начинаем исследование».



- Где же берет темы для своих стихов Б. Заходер? (Наблюдает
за детьми, животными, рассматривает различные предметы и т. д.)

7. «Уроки мастерства».

- Что называют предметом? (Предметом называют не только вещь,
но и тему и причину. Например, предмет разговора – это тема разговора; предмет
ссоры – это ее причина, то есть то, из-за чего люди поссорились.)

- Что имеет в виду поэт, говоря: «Трагедия и анекдот – все в
дело у него идет». (Когда люди сталкиваются с драматической жизненной ситуацией,
они говорят: «Это просто трагедия». Если встречаются с комической ситуацией, или
сами становятся ее участниками, говорят: «Это какой-то анекдот!»)

Физкультурная минутка.



8. «Признание знаменитого поэта».

Учитель читает стихотворение Б. Заходера «О границах
поэтического творчества».

- В чем же признается поэт? (Рассказывает, как подбирается
тема стихотворения.)

- Как понимаете слова «Готов воспеть любой предмет»? (Готов
написать стихотворение на любую тему.)

9. «Готов воспеть!»

Работа по группам. Составьте таблицу из списка того, что
«готов воспеть» настоящий поэт.

Вещи Чувства Впечатления Отношения
Восторг.

Гнев.

Любовь.

Скука.

Что любит.

Что ненавидит.

Борьба стихий.

Трагедия.

Анекдот.

Мышиный писк.

Белый свет.

Все, что видит.

Чего не бывает на свете.

Жизнь.

Смерть.

Свидание.

Разлука.

Комментированная проверка.

- Подумайте, что важнее всего для поэта? (Чувства,
впечатления.)

10. «Но он не станет воспевать того, на что ему
плевать!»

- Попробуйте объяснить мысль поэта. (В стихотворении
используются такие понятия, как «любит» и «ненавидит». И любовь, и ненависть –
это сильные чувства, хотя и противоположные по направленности. Б. Заходер
противопоставляет их безразличию, равнодушию, душевной слепоте.)

11. «Практическая работа».

Дополните столбики словами из стихотворения:

  • восторг;
  • любовь;
  • жизнь;
  • свидание;
  • анекдот;
  • любит.
  • гнев;
  • скука;
  • смерть;
  • разлука;
  • трагедия;
  • ненавидит.

- Что заметили? (Это противопоставления. Это слова – наоборот,
антонимы.)

12. «Новые понятия».

Контраст – это противоположность, например, в понятиях:
утверждение – отрицание, добро – зло и т. п., в ощущениях: черный – белый,
холодный – горячий и т. п.

13. «Контрольные задания».

  • Для разминки «Игра в контрасты». Дж. Чиарди «…Скажу я слово
    высоко…» (учебник, с. 15).

- Дополните строчки противоположными словами.

  • Задание для суперэрудитов (по желанию).

Учитель раздает индивидуальные задания.

Королевская считалка (Приложение 3).

IV. Итог урока.

«Билет в Вообразилию».

- Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на ней? Как связана
иллюстрация со стихотворением? Найдите строчки, которые можно соотнести с
иллюстрацией.

- Найдите детектива. Как вы думаете, какой вопрос приготовил
Холмс? Подсказка: обратите внимание, куда тянется дымок от трубки детектива.
(Вопрос Холмса: «Почему так названо стихотворение?»)

- Что хотел подчеркнуть автор? (Автор хотел подчеркнуть, что
границ у поэтического творчества нет.)

Б. Заходер придумал целую страну для выдумщиков и фантазеров.
У вас есть время подготовиться к путешествию. Придумывайте, фантазируйте на
любую тему, например, придумать животное, уши которого будут как у зайца, само
оно будет огромное, как слон, на спине у него восемьдесят глаз.

- Какие открытия сделали?

- Поделитесь своими открытиями с классом.




Следующий: