Конструкторско-технологическая деятельность учителя на уроке


Что такое урок? Это определенный промежуток
времени, на котором ребенок “проходит” путь от
незнания к знанию. Какое же знание у ребенка
считается оптимальным?

ЗУН — П П Н Э , где (П — понимание ЗУН, П —
применение ЗУН, Н — нравственное воспитание, Э —
эмоциональное состояние ребенка на уроке) ,
т.е. умение ребенка применять полученные знания в
жизни является главной задачей к решению которой
должен стремиться учитель.

Как же необходимо строить урок, чтобы выполнить
основные требования (ЗУН — ППНЭ)?

  1. Необходимо четко продумать дидактическую
    структуру урока.
  2. Правильно использовать технологический
    аппарат построения урока, которым владеет
    учитель.
  3. Максимально использовать умения ученика на
    уроке; работать в “зоне ближайшего развития”.
  4. Помнить, что тип урока зависит от дидактической
    структуры урока.

Таким образом, чтобы достичь оптимального
результата на уроке, учителю необходимо четко
владеть конструкторско-технологической
деятельностью
при составлении поурочного
плана.



Этапы конструкторско-технологической
деятельности учителя при планировании учебного
занятия:

Этапы

Содержание



1 этап Основа ( учебный материал)
Практический опыт
Рекомендации
2 этап Методические рекомендации
Методические указания
Рекомендованные образцы
3 этап В качестве эталона используются
директивные образцы (стандарты)
Элементы передового педагогического
опыта
4 этап Конструирование урока

Планируя поэтапно свою деятельность,
необходимо четко представить конечный
результат, т.е. то, что хочу видеть в идеале.

Основные принципы
конструкторско-технологической деятельности

От планируемого результата к выстраиванию
процесса его получения через:

  • Принцип наглядности ( необходим на этапе
    усвоения теоретических знаний)
  • Принцип каркасности ( необходим для
    конструирования модели предоставления знаний)
  • Принцип системности ( необходим для объединения
    блоков содержания учебного материала)
  • Принцип программируемости ( необходим для
    повышения эффективности управляемости
    компонентов учебной деятельности)

К использованию данных принципов есть
требования:

  1. Логико-смысловая обработка информации.
  2. Выполнение этапов познания, переживания и
    оценивания изучаемого явления.
  3. Наглядность, материализация.
  4. Программируемость и управляемость.

Т.е идет планомерный, поэтапный переход от
конкретного внешнего представления знаний к
внутреннему, абстрактному, идеальному
представлению.

Процесс конструкторско-технологической
деятельности

В процессе КТД учитель регулирует объекты
прямого и косвенного управления.

Объекты прямого управления:

  • учебный материал ( четкое определение научных
    знаний, гуманитарный фон, учебная упаковка —
    форма проведения урока );
  • учебный процесс ( познание, переживание, оценка).
  • Объекты косвенного управления:



  • Управляет результатом обучающей деятельности.
  • Учитель “задает” траекторию учебного занятия.

    Этап Название этапа Использование технологических
    элементов
    1 этап Ознакомление Инструментарий:
    • модели
    • шкалы
    • системные признаки
    • термины

    Сценарии:

    • части объекта
    • объект
    • подсистема объекта

    Результат:

    • общие сведения
    • признаки структуры
    • признаки вида
    • признаки отношений
    2 этап Описание Инструментарий:
    • модели
    • шкалы
    • системные признаки
    • термины

    Сценарии:

    • краткая сводка
    • развернутый вариант
    • гуманитарный фон

    Результат:

    • окружение объекта
    • систематизация описания
    • определение объекта
    3 этап Осмысление Инструментарий:
    • представление объекта в развитии
    • представление объекта во времени
    • представление объекта в пространстве

    Сценарии:

    • выявление признаков
    • подведение под определение
    • применение определения

    Результат:

    • приложение к объекту
    • инвариант знаний
    • понятие “клетки” объекта
    4 этап Переживание
    • Выбор идей образа (как себе представляет
      ученик);
    • Выбор формы образа (литературные,
      изобразительные, музыкальные и др.);
    • Выбор окраски образа (минорная, гармоничная,
      мажорная).
    5 этап Оценивание
    1. Объект “проекций” оценки.
    2. Критерии и шкалы оценки.
    3. Результат.
    6 этап Фиксация
    7 этап Воспроизведение и применение
    полученных знаний
    Использование на практике в новых
    нестандартных условиях.

    На всех этапах при составлении “траектории”
    обязательно должна присутствовать
    самодиагностика, рефлексия и коррекция.

    На основе полученной информации планируется
    коррекционная работа.

    Необходимо помнить и о целевых установках
    урока:

    Дидактическая цель Ориентир на содержание Условия для восприятия учебного
    материала создает учитель
    Развивающая цель Восприятие учебного материала Как дети понимают учебный материал
    (область психологического воздействия)

    Перенос
    полученных знаний в новую ситуацию

    Воспитательная цель Коммуникативные отношения Общение на уроке

    Таким образом можно структурно представить
    учебное занятие изучения нового материала:

    Тема урока Продумывать формы организации
    познавательной деятельности (в паре, группе …)
    Сюжетная ситуация
    Постановка учебной задачи
    Теоретическое понятие
    Чему хотим научить
    Прогнозирование ответов ребенка
    Что формируем ?
    Задачи на восстановление учебного
    материала

    Варианты заданий

    , которые может использовать
    учитель для введения в урок.

    Цель данного этапа урока — достижение
    максимального общего развития учащегося.

    Как построить процесс обучения, чтобы достичь
    поставленной задачи?

    • Через общение (коллективный поиск правильного
      решения).
    • Через “гибкость” урока (направлять мысли
      учеников к желанной цели)

    Введение в урок (варианты):

    1. Через прогноз темы. (Вопрос: “Что вы подумали,
      когда прочитали тему урока?”)
    2. Через создание неожиданной ситуации
      (воздействие на эмоциональное восприятие)
    3. Через создание проблемной ситуации. (Например: Тема:
      “Правописание суффиксов” в наречиях (заново,
      новый, наново, снова. Вопрос: “Что заметили?”)
    4. Через домысливание : пру… — пру…, пло… — пло…,
      лу… — лу…, ле… — ле…
    5. Через вопросы обобщенного характера.
    6. Через группировку по каким-либо признакам.
      Например: 8+2 3+2 2+8 7+2 2+7 5+3
      Вопрос: Объедини, если можешь.
      Вывод: Переместительный закон сложения.
    7. Опора на опыт детей.
    8. Чтение текста и т.д.

    Варианты заданий

    , которые может использовать
    учитель для выполнения дома.

    Цель данного вида работы

    : формировать
    самостоятельность, умение рационально
    организовывать учебный труд.

    Продумать, что именно из изучаемого материала
    предложить для:

    • Заучивания;
    • Пересказа;
    • Ознакомления;
    • О чем научиться рассуждать;
    • На какие вопросы отвечать.

    (Учитель должен знать, какие умения учащихся он
    будет задействовать.)

    1. Дифференциация по уровню трудности:

    • Задания повышенной сложности (по желанию);
    • Задания средней трудности (фамилии назвать);
    • Остальной вид задания (не называть “слабым” и
      не говорить, что задание простое).

    2. Обязательная часть (посильна для всех
    учащихся)

    3. Необязательная часть (должна быть яркая,
    интересная, познавательная) и выполнение этой
    части должно поощряться учителем. (Варианты
    задания — закладки — подсказки, занимательные
    объявления и др.)

    4. Задания должны быть увлекательными,
    содержать элемент новизны и творчества.

    Приложение 1. (Урок истории, 3 класс)

    Приложение 2. (Урок внеклассного
    чтения, 4 класс)

    Приложение 3. (Урок русского языка,
    4 класс)




    Следующий: