Конструирование в 4-м классе. Оъемные фигуры. Пирамида

Цели:

  1. Познакомить учащихся с новым геометрическим телом пирамидой; научить
    строить развертку пирамиды.
  2. Продолжить работу над формированием у учащихся умения отличать плоские
    геометрические фигуры от объёмных.
  3. Обобщить умение учащихся соотносить объемную геометрическую фигуру с ее
    разверткой.
  4. Совершенствовать навыки работы с чертежными инструментами: циркулем,
    линейкой.
  5. Воспитывать аккуратность.
  6. Способствовать развитию внимания и мышления.
  7. Развивать фантазию и воображение.

Оборудование:

  • Карта страны Геометрии;
  • карточка-анкета;
  • развертки фигур из деталей конструктора;
  • игрушки-образцы из пирамиды;
  • ребусы;
  • дополнительный материал о пирамидах.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Повторение изученного.

Работа над пройденным материалом.

а).- Сегодня на уроке мы опять переносимся в занимательную, удивительную и
очень точную страну «Геометрию».

< Рисунок 1>

Во многих местах этой страны мы уже побывали, со многими понятиями (фигурами)
познакомились, многое узнали.

Сегодня мы опять отправимся в город Геометрических тел.

б). Вместе с нами опять будут путешествовать Учёный Карандаш и Весёлая
Линейка.

< Рисунок 2>

Карандаш составил анкету, правильно заполнив которую, мы сможем попасть в
город Геометрических тел. < Приложение 1>

в). Проверка заполнения анкеты.

  1. Найдите на столе учителя геометрическое тело, которое соответствует
    данному описанию. Докажите.
  2. Какие родственные пары вы составили?
  3. Каким геом. телам принадлежат данные развёртки?

(У учителя развёртки к данным геом. телам собраны из деталей конструктора.
При ответе ученика на поставленный вопрос учитель собирает из развёртки геом.
тело. Дети убеждаются в правильности своего ответа.)

- Молодцы. Анкету заполнили правильно. Все получили пропуск в город
Геометрических тел.

- Но там так много ещё неизвестного на чём бы нам остановиться?

(На карте, в городе Геометрических тел, вставлены пометки – кружочки. На
оборотной стороне кружочка есть загадка. Учитель, как бы случайно, выбирает тот
кружок, где загадка про пирамиду.)

III. Изучение нового.

Ребята, отгадав загадку, Вы узнаете тему урока.

Загадка.

Кто в Египте побывал
Сразу же ее узнал
Основание, вершины,
Грани три или четыре
Что же это? Назовите.
На столе моем найдите.

Дети на столе учителя из геометрических тел выбирают пирамиду.

Постановка темы урока.

- Правильно, тема сегодняшнего урока – пирамида.

Мы будем чертить развертку и собирать это геометрическое тело.

Но сначала давайте вспомним, из чего состоит каждое геометрическое тело.

Ученый Карандаш начинает фразу, а Вам ее надо закончить.

А) Боковые стороны многогранника это … (грани)

Б) Два соседних многоугольника имеют общую сторону. Это … (ребро)

В) Концы ребер являются … (вершинами)

В зависимости от того, какая геометрическая фигура является основанием
пирамиды, пирамиды могут быть треугольными, четырехугольными, и т.д. (показ
образцов)

Перед Вами развертка нашей пирамиды.

Вот развертка пирамиды.
Все не так уж сложно с виду.
На развертку посмотри:
Основанье, грани три.
Если их, как надо сложишь,
Общий вид представить сможешь.

Что уже сейчас Вы можете сказать о будущем геометрическом теле.

(Это развертка треугольной пирамиды).

Именно такую пирамиду мы будем конструировать сегодня на уроке.

Физкультминутка.

Потрудились — отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

IV. Построение развертки.

Построение начинаем с основания пирамиды – равностороннего треугольника.

а) в середине листа начертим окружность радиусом 50 мм, разделим ее на 6
равных частей с помощью циркуля;

б) соединим намеченные на окружности точки через одну – получим треугольник
ABC (это основание пирамиды);

в) из углов треугольника проведем по линейке прямые через центр окружности,
отложим на них отрезки длиной 150 мм от центра (точки К, D, Е);

г) соединим эти точки с углами треугольника ABC, как показано на рисунке, -
получим стороны пирамиды. Откладывать отрезки при разметке удобнее с помощью
циркуля: построение будет более точным;

д) для того, чтобы склеить нашу пирамиду, надо сделать клапаны на гранях по
10 мм.

< Рисунок 3>

V. Сборка геометрического тела.

Сегодня на уроке конструирования мы собрали пирамиду, а на уроке труда мы ее
превратим в игрушку. (показ образца игрушки)

< Рисунок 4>

А знаете ли Вы, почему пирамида имеет такую форму? Возникновение культа бога
Солнца Ра повлияло на внешний вид пирамид. Равные стороны четырехугольной
пирамиды представляли собой как бы застывший поток солнечных лучей, в котором
фараон может подняться на небо к своему отцу Ра. Все ранние пирамиды были
выстроены из камня, который не разрушается от времени.

IV. Итог урока.

С каким геометрическим телом мы познакомились на уроке.

Ученый Карандаш задает вопрос:

  • Как Вы думаете, у разных пирамид одинаковое количество боковых граней
    или нет? Отчего это зависит? (От того, какая фигура лежит в основании)
  • Сколько боковых граней у треугольной пирамиды? (три)
  • Сколько боковых граней у четырехугольной пирамиды? (четыре)

Разгадывание ребусов.

А сейчас веселая линейка приготовила Вам несколько ребусов. Попробуйте их
разгадать и разделить на группы. Какие слова Вы составили.

Треугольник < Рисунок 5>

Квадрат < Рисунок 6>

Прямоугольник < Рисунок 7> – геометрические фигуры

Пирамида < Рисунок 8> – геометрическое тело

Дополнительные сведения о пирамидах: < Приложение 2>, < Приложение 3>.

Список литературы:

  1. Жильцова Т.В., Обухова Л.А., «Поурочные разработки по наглядной
    геометрии: 1-4 класс», М., ВАКО, 2004 г.
  2. Варфоломеева Е.Ф., Данилова Н.А., Марандина Е.Н., Михалина С.А., Щукина
    О.А., «Программа факультативного курса «Занимательная геометрия с элементами
    конструирования» в 3-4 классе», Департамент по образованию
    Сергиево-Посадского района Московской обл., 2006 г.
  3. «Открой мир с Волли!», ООО «Джи Фабри Эдишинс», 2004 г.
  4. Конышева Н.М., «Наш рукотворный мир: Учебник для учащихся 3 класса
    четырехлетней начальной школы», изд. Ассоциация XXI век, 2001 г.
  5. Волкова С.И., Пчелкина О.Л., «Альбом по математике и конструированию 2 и
    3 класс», М., «Просвещение», 2004 г.
  6. Левин О.Н., «Занимательная геометрия», Краснодар, «Флер», 2001 г.

Следующий: