Конструирование урока с учетом мониторинговых исследований

Приложение 1

Не секрет, что ребёнок придя из детского сада в начальную школу, получает максимальную нагрузку на свой растущий организм.

Одной из главных задач учителя начальной школы – сохранение здоровья детей, пришедших в школу, и создать условия для их физического развития.

На слайде видно, что в классе присутствуют дети с низким уровнем развития. 86% детей имеют повышенную ярко выраженную инертность нервных процессов, следовательно, слабую нервную систему. Возникает проблема: КАК КОНСТРУИРОВАТЬ УРОК С УЧЁТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ?

Вашему вниманию я представляю КОНСТРУКТ урока ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА, основу которого положены принципы здорвьесберегающих технологий.

На 1 этапе урока – выбранные мною приёмы позволяют сконцентрировать внимание детей, настроить на урок и создать атмосферу мажорности урока, т.к. большинство детей имеют инертный тип нервной системы:

долго настраиваются на урок, провожу дыхательную гимнастику.

Особенностью деятельности на уроке детей с такой нервной системой является медленное включение, выполнение однотипных заданий, низкий темп урока, но наряду с такими детьми есть дети с сильной нервной системой, т.е. меньше подвижны утомлению, меньше затрат времени на отдых. Вот эти результаты МЗ дают мне основание для деления детей на группы входе изучения нового материала. Группа с сильной нервной системой в течении длительного промежутка времени могут выполнять большой объём заданий, поэтому им предлагается самостоятельная работа с выполнением повышенной сложности.

Для учащихся со слабой нервной системой и инертностью нервных процессов предлагаются следующие задания:, ускоряющие их деятельность:

  • дают подтверждающие ответы (вопросы записаны на доске);
  • выполнение по схеме, шаблону, т.д.

Как учитель во время изучения нового материала, я не требую от них не медленного включения в работу, предлагаю однообразные задания ( познакомься с правилом, на это правило выполни задание) и никогда этих детей не спрашиваю в начале этапа урока.

На этапе изучения нового материала от этих учащихся не требую переключения с одного вида работы на другой.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультурные минутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшает кровоснабжение внутренних органов, повышает работоспособность. Поэтому в конце этого этапа провожу физ.минутку на расслабление кистей рук и массаж пальцев.

На основании этих исследований класс разделён на группы.

На этапе первичной проверки и закрепления знаний группе учащихся со слабой нервной системой предлагаю выполнение однотипных заданий, а для учащихся с сильной нервной системой – творческого характера (составить задачу, нарисовать иллюстрацию, придумать загадку, проверить правильность написания, найти умышленную ошибку) и др.



Для детей со слабой нервной системой предлагается самопроверка, с последующей проверкой учителя и разбора типичных ошибок, а сильной Н.С. – представление результатов перед классом.

Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

На следующем этапе урока я даю инструктаж, рекомендации, разъяснения домашнего задания, в соответствии с уровнем развития Н.С.(посильность, объём, сложность) с обязательной записью в дневник.

Таким образом при конструировании урока эффективное усвоение нового материала зависит от типа его нервной системы. И основой конструкта являются рекомендации по использованию результатов МЗ в обучении учащихся, которые находятся в Net School.

Не только на уроках использовались комплексы упражнений в соответствии с преобладающим видом деятельности, но на переменах – подвижные игры, упражнения на «Дорожке здоровья». Дети постоянно меняю место посадки за партой в классе с целью коррекции зрения. Повышению двигательной активности способствуют:

занятость в кружках

  • (в 1 классе занятость составляла 67%;
  • во 2 классе – 89%;
  • в 3классе — 100%.);

активные формы отдыха с родителями:

  • походы в лес;
  • поездки в бассейн г. Артёмовский;
  • игры « Папа, мама, я –спортивная семья»,весёлые старты, «Сильный, ловкий, смелый» (к Дню Защитника Отечества);

домашние занятия с родителями:

  • (выполнение рекомендаций по коррекции осанки, стопы, зрения дома, с последующим обсуждением на «круглом столе» по теме «Здоровый ребёнок: как я это понимаю»);
  • встреча с медицинскими работниками, работниками врачебно-физкультурного диспансера;

посещение врачебно-физкультурного диспансера

  • занятия лечебной физкультурой;
  • массаж;
  • аромотерапия;
  • кислородный коктейль;
  • физ. процедуры.

Такая системная работа на уроке и внеурочное время позволило получить положительную динамику МЗ.

Мониторинговые исследования осенью этого года показали положительную динамику:

  • высокий уровень физ. раз. – 18,2%
  • негармонический — 72%, что соответствует возрастным особенностям
  • средний — 9%

Таким образом, такой подход к проектированию и конструированию урока позволяет реализовать основные принципы здоровьесберегающих технологий и способствует получению положительной динамики по всем показателям мониторинга здоровья.




Следующий: