Конструирование текстов. 2-й класс


Цели:

обучающиеся должны научиться
конструировать тест; уметь отличать тест от
набора предложений, распознавать его части и их
очерёдность; развивать речь, орфографическую
зоркость, умение и навыки самоконтроля;
осознавать необходимость бережного отношения к
природе.

Оборудование:

проектор, презентация,
карточки с заданием для работы в группах,
словарные слова, ребус, кассета с записью
физкультминуток.

Ход урока

I. Организационный момент.


Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II.

Минутка чистописания.

- Откройте тетради и запишите число. Какая
орфограмма спряталась в слове октябрь?

тк тс кт ст


- Что объединяет эти буквы? Какое слово можно
составить из этих сочетаний букв, если добавить
одну гласную?

- Как вы думаете, почему выбрано именно это
слово?

- Что такое текст?

- Из чего состоят предложения? Без слов мы не
сможем провести словарную работу.

III. Словарная работа.

Первое слово вы можете прочитать, если удалите
из записи буквы, которые мы использовали в
минутке чистописания.

о с р т е к х

-

Какое слово получилось? Орех похож на букву
О. Орех — это плод. А что ещё мы называем орехом? (
Орехом называют дерево или кустарник, на котором
растут плоды).

- Теперь разгадайте ребус. ( Запись на доске ребус
слова погода).

Слово образовалось с помощью приставки ПО от
слова ГОД и обозначало только «благоприятное
время», а пасмурное состояние природы называли
НЕПОГОДА. Сейчас значение слова ПОГОДА
расширилось; мы говорим: хорошая погода, плохая
погода.

(На экране статья из толкового словаря).

- Прочитайте статью из толкового словаря на
экране.

ПОГОДА — состояние природы в определённом
месте в определённое время: температура воздуха,
осадки, облачность, ветер.

- Запишите транскрипцию слова. (Один ученик
выполняет работу на доске).

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу
соседа.

IV. Физкультминутка.

V. Изучение нового материала.

- Давайте вспомним, из каких частей состоит
текст?

(На экране появляется запись).

Текст.

1. Заглавие.

2. Начало.

3. Середина.

4. Концовка.

- Послушайте рассказ. Жил-был текст. Все
предложения в нём строго знали своё место. Но
однажды подул сильный ветер и предложения
разлетелись в разные стороны. — Посмотрите на
предложения, записанные на доске.



- Можно это назвать текстом? Почему?

- Тема нашего сегодняшнего урока »
Конструирование текста».

- Как вы понимаете слово «конструировать»?

- Попытайтесь сконструировать текст и
расставьте предложения в том порядке, как
развивались события.

Текст записан на доске. Дети расставляют цифры-
магниты около предложений.

У галчонка отросли крылья, и он улетел.

4

Миша нашёл под деревом птенца. 1

Мальчик кормил его червяками и личинками. 3

Галчонок не умел летать. 2

- Запишите по одному предложению. Первый
вариант списывает начало текста, а второй -
конец.

- Сейчас я предлагаю вам отправиться в лес.

VII . Музыкальная физкультминутка.

VIII. Закрепление изученного.Работа в группах.

- Что можно принести из осеннего леса?

- Я хочу раздать вам осенние листочки. Они не
простые, на них записаны части лесной истории.

- Разложите листочки в таком порядке, чтобы
получился текст, и озаглавьте его. Для выполнения
этого задания, я предлагаю вам объединиться в
группы.

(Дети объединяются в группы и получают задание,
которое будут выполнять).

Текст. (Каждая часть на отдельном листочке
разных цветов).

В лесу растёт кедр. Кедровник — любимое место
многих животных и птиц.

Осенью в нём созревают кедровые шишки. Ими
лакомятся медведи и кабаны, бурундуки и белки.
Прилетает и кедровка. Запасливая птичка собирает
орехи и кладёт их под язык. Под ним помещается до
160 орешков.

Кедровочка прячет своё богатство в мох, в дупла,
в лесную подстилку. Весной в лесу появляются
молодые кедры.

Назовите, в каком порядке вы расположили
листья.

- Какое заглавие придумали?

- Давайте прочитаем получившийся текст. (На
экране появляется изображение кедра и текст).

- Выберите самое подходящее название текста из
всех названных. Давайте запишем его.

- Найдите однокоренные слова в данном тексте.
Запишите их в тетрадь.

- Что вы узнали из этого текста?

- О чём мы должны помнить всегда, когда приходим
в лес?

IX. Итог урока.

- Скажите, чему вы научились сегодня на уроке?

- Молодцы! Все очень старались, а теперь оцените
свою работу на уроке. Если вы считаете, что
работали хорошо, у вас всё получалось — нарисуйте
зеленый листик. Если вы сомневались — жёлтый. А
если задания для вас оказались сложными, ничего
не получалось, тогда нарисуйте красный листик.

Презентация.




Следующий: