Конструирование модулора человека на основе обобщенных форм

продолжительность урока: 45 минут

возрастная группа: 8-10 лет
аудитория: учащиеся 2-3 класса Детской художественной школы

Цели:

Образовательные

  • применять собранного человечка на уроках ИЗО в качестве наглядной помощи и понимания того, как сгибается, разгибается, сворачивается, наклоняется, движется тело человека в пространстве.
  • знакомство с фигурой человека и понятием пропорции. Разность между фигурой взрослого человека и ребенка.
  • через понимание обобщенных форм тела и пропорциональных соотношений, научить ребенка (в 1-3 классе ДШИ) выстраивать фигуру в динамической позе на пространстве листа
  • закрепить понимание того, что тело человека подвижно. Оно может изгибаться, прогибаться, вращаться в определенных местах тела. Указать и акцентировать эти точки.

Развивающиеся

  • обратить внимание ребенка, на «связки – помощники» между частями тела;
  • анатомическое познание человека, возможностей частей тела;
  • воспитывать аккуратность и внимание при исполнении задания;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • использовать модулор на уроках изобразительного искусства во 2-3 классе в качестве наглядного пособия и помощника в рисовании фигуры человека;
  • задействовать мелкую моторику рук, содействующую развитию мышления ребенка.

Задачи урока:

  1. Прослушав аналитическую часть урока, при помощи заготовок, сделанных детьми дома, собрать из обобщенных форм в определенной последовательности, фигуру Модулора.
  2. Данное задание является стимулятором к рисованию фигуры в динамике.

Вид занятия: практическая-экспериментальная работа.

Методы и приемы работы:

  • объяснение;
  • инструктаж, наблюдения, практическая работа;
  • устный опрос, практический контроль, оценивание хода и выполнения работы;
  • эмоциональное воздействие, поощрение, и др.

Материальное обеспечение:

Ученика:

  • домашние заготовки из плотного картона (11 комппонентов),
  • карандаш,
  • ластик,
  • бумага А3 формат.

Учителя:

  • наглядные пособия-схемы по теме:
    «Построение фигуры человека. Пропорции»,
    «Схема сборки модулора. Составляющие детали»,
  • 3-хмерный деревянный манекен обобщенного построения тела человека
  • заготовки модулей тела (11 комппонентов);
  • соединительные элементы – болты, шайбы, шурупы(№6).
  • доска,
  • мел
  • технические средства обеспечения:
    CD-проигрыватель

Задание для самостоятельной работы ученика:

Выслушав объяснение в первой части урока, ребенок приступает к практической части – изготовлению модулора. По домашним заготовкам , детьми были вырезаны модули обобщенных форм и отмечены места для отверстий. Дети должны в определенной последовательности соединить части тела при помощи болта, винта, гайки.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Под музыкальное сопровождение (песня из к/ф «Приключение Буратино») на стол выставляется полено.

Учитель: Это обычное полено для топки камина или печи. Кусок дерева. Оно не может говорить, слушать, видеть, т.к у него нет …чего?

Дети: ГОЛОВЫ.

Оно не может вращать головой, потому что нет ШЕИ. Оно не может прыгать, скакать, бежать, т.к. у него нет НОГ. Оно не умеет играть на скрипке, вязать и держать ложку, т.к. нет РУК. Итог, пока оно не двигается, оно не живое. А у него есть мечта… стать спортсменом и поехать на Олимпийские Игры.

Учитель: Как оживить кусок дерева? Папа Карло, знал, как это сделать.

Полено убирается под стол и через несколько секунд достается оттуда, 3-мерный деревянный манекен Модулора. Учитель показывает, что деревянный человечек теперь может сгибаться, вращать руками и ногами, головой; сгибать руки и ноги.

Учитель: Как удалось папе Карло заставить Модулора ожить? Начнем с головы. Форму какого продукта напоминает нам голова 7 Давайте посмотрим на схему. (Приложение 1)

Дети: Яйцо

Учитель: Правильно. Но без туловища и других частей тела получился бы колобок.

А что нужно добавить, чтобы голова и туловище «соединились», а голова могла бы наклоняться? Снова см. схему (приложение 1)

Дети: Шею

Учитель: Отлично. Смотрим дальше. А откуда начинают растут ноги? Или, через какую часть тела соединяется туловище с ногами?

Дети: (ответы могут быть разные). Бедра

Учитель: Соединение туловища с ногами происходит через бедра или тазовые кости. Или просто «таз».

А теперь самое интересное! Внимание!

Модулор никогда бы не сделал ни одного движения ни в ногах ни в руках, если бы не было……..??? СУСТАВОВ.

Суставы – это «помощники-соединялки». Но они не только соединяют, они помогают частям тела согнуться, развернуться, повернуться. Они у нас на схеме изображаются формой шара.

И так, скажите мне, что помогает ногам рукам и позвоночнику двигаться?

Дети: Суставы

Учитель: Молодцы. Теперь смотрим на схему и повторим из каких частей состоит нога?

Нога состоит из 3-х частей: бедро, голень, стопа. Эти части имеют форму морковки, острым концом вниз. А между собой все они объединяются «помощниками-соединялками» и к туловищу присоединяются тоже ими. Как называются эти помощники, вспомним?

Дети: Суставы.

Учитель: Да. Теперь, наш Модулорчик может бегать, ходить, танцевать, заниматься йогой, но наверное он будет неустойчив. Почему? Так как нет РУК. Руки нам нужны для того, чтобы уравновешивать наши движения. Попробуйте согнуться без рук и вы сразу упадете, потеряв равновесие.

Теперь смотрим на схему и повторим из каких частей состоит рука?

Рука состоит из 3-х частей: плечо, предплечье, ладонь. А между собой все они объединяются «помощниками-соединялками». Эти части так же имеют форму морковки.

Учитель: Но , помимо суставов, существует еще один сильный помощник, который держит на себе нашу грудную клетку, голову и соединяется с бедрами. См. на схему. (Приложение 1). Кто это?

Дети: Позвоночник

Учитель: Да. Правильно называется – позвоночный столб. Он объединяет верхнюю часть туловища с нижней , на нем располагается грудная клетка. Позвоночник подвижен, так как он состоит из суставов, а они помогают нашему телу, что делать? Двигаться. Теперь, Модулорчик может сделать упражнение «мостик», поворот и наклон в сторону и вперед.

Итак, подведем ИТОГ:

Из каких частей состоит тело человека?

Дети: туловище, голова, ноги и руки, шея……

Учитель:

Голова и туловище соединяются чем?

Дети: Шеей

Учитель: Кто такие «помощники-соединялки»?

Дети: Суставы

Учитель: Какие части тела они соединяют? Смотрим на схему она поможет. (Приложение 1)

Дети: Руки, ноги, бедро с голенью, плечо с предплечьем, стопу с голенью, ладонь с плечом.

Учитель: А кто еще помогает туловищу согнуться?

Дети: Позвоночник

Учитель: Молодцы.

А теперь, перейдем к сборке нашего Модулорчика.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Используя домашние заготовки, проверяем количество деталей:

  • №1 голова – 1 шт;
  • №2 плечи – 1 шт.;
  • №3 позвоночный столб – 1шт.;
  • №4 тазовая часть – 1шт.;
  • №5 бедро — 2шт.;
  • №6 голень — 2шт.;
  • №7 стопа – 2 шт.;
  • №8 предплечье -2шт.;
  • №9 плечо — 2шт.;
  • №10 кисть — 2шт.;

Раскладываем их в последовательности изображенной на схеме сборки Модулора. (приложение 2).

И готовим болты, шурупы, шайбы для соединения.

(рисунок 1)

Дети начинают соединение деталей в следующей последовательности:

Обратить внимание на то, что все яйцеобразные формы располагаются острием вниз.

1.1. Берем деталь «головы» и деталь «позвоночный столб». На последней детали есть отверстие куда мы должны присоединить деталь «плечи». Располагаем позвоночник позади головы. На голову накладываем шайбу. Вставляем шуруп. С обратной стороны, на шуруп накручиваем болтик. Первое соединение готово.

1.2. На первое соединение, сверху, накладываем деталь «плечевой пояс». На «плечевой пояс». Вставляем шуруп. С обратной стороны, на шуруп накладываем шайбу и накручиваем болтик. Второе соединение готово. Вот мы и соединили голову с позвоночником и плечами .

1.3. К детали «позвоночника»,присоединяем спереди, деталь «тазобедренную».. Вставляем шуруп. С обратной стороны, на шуруп накладываем шайбу и накручиваем болтик. Третье соединение готово.

1.4. Собираем ноги. Обратить внимание на то, что морковкообразная форма располагается острием вниз. На «бедренный пояс» накладываем сначала бедро. Вставляем шуруп. С обратной стороны, на шуруп накладываем шайбу и накручиваем болтик.

1.5. На «бедро», сзади, накладываем «голень». Вставляем шуруп. С обратной стороны, на шуруп накладываем шайбу и накручиваем болтик.

1.6. На «голень» накладываем «стопу», сверху. Вставляем шуруп. С обратной стороны, на шуруп накладываем шайбу и накручиваем болтик.

1.7. Проделываем пункты с п.1.4. — по п.1.6 по отношению к другой ноге.

1.8. Собираем руку. Обратить внимание на то, что морковкообразная форма располагается острием вниз. Под «плечевой пояс», с правой стороны, накладываем деталь «предплечье». Вставляем шуруп. С обратной стороны, на шуруп накладываем шайбу и накручиваем болтик. Берем деталь «плечо», накладываем на «предплечье». Вставляем шуруп. С обратной стороны, на шуруп накладываем шайбу и накручиваем болтик Берем деталь «предплечье», накладываем на «ладонь». Вставляем шуруп. С обратной стороны, на шуруп накладываем шайбу и накручиваем болтик.

1.9. Под «плечевой пояс», с левой стороны, накладываем деталь «предплечье» и повторяется последовательность сборки как в п.1.8..

Итак, собрав из разных частей Модулорку, мы получили помощника нашей работы на уроках рисования

(рисунок 2).

Преподаватель внимательно следит за ходом сборки, при необходимости, корректируется проблемные места.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

По окончанию сборки, поиграть в игру «модулорка-спортсмен».

Суть игры в том, чтобы ребенок выстроил фигуру в динамике. Игра приводит к пониманию того, за счет каких механизмов, человек изменяет тело в пространстве, принимая разные позы.

 

(рисунок 3)

(рисунок 4)

ВЫВОДЫ:

В ходе опытно-эксперементальной работы в группе 2 — 3 класса художественной школы, выявились определенные результаты :

  • изображать фигуру в профиль стало легче.
  • работы учащихся стали более динамичными
  • появился «крупный» план в работах, который позволяет прорабатывать детали
  • материал урока ДПИ удачно дополняет и помогает уроку ИЗО.
  • на основе материала этого урока были сделаны аппликации по теме «Человек в движении» (рисунок ученицы Котляровой Лизы).

(рисунок 5)

Следующий: