Конституция – этапы становления и ее задачи

«Новая Конституция предусматривает создание
сильной президентской республики, что само по
себе не является антидемократичным. Не следует
смешивать диктатуру с сильным правительством».
(Агенство Рейтер).

Термин «конституция» происходит из
латинского слова constitutio — устройство
постановления. Одна из первых конституций была
принята в США в 1787 году. Истинный смысл и
предназначение конституции в современном её
понимании состоит в том, чтобы обеспечить
необходимое ограничение власти, закрепить
неотъемлемые права граждан, сбалансировать
интересы всех слоев общества.

В России до 1918 года не было закона, который бы
именовался конституцией.

Из истории известно, что первые создать
Конституцию в России принадлежит декабристам
П.Пестелю и Н.Муравьёву: крепостная Россия
вначале XIX века не была ещё готова к переходу от
господства царского самодержавия к власти права
и закона. Примером может служить один факт.
Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты,
пришедшие в декабре 1825 года на Сенатскую площадь
Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин
и его жена Конституция!». Не слишком понимая
тонкости права и престолонаследие, они полагали,
что Конституция это жена великого князя
Константина, который должен был сменить на трон
своего брата — умершего императора Александра I.

Но с середины XIX века в России всё же начинается
медленным, трудный процесс вызревания первых
ростков конституционного строя.

Особенно активно он пошёл в период правления
Александра II — царя-реформатора. Годы его
правления не случайно принято называть эпохой
великих реформ. В это время Россия сделала три
великих шага на пути установления
конституционного порядка; в результате
крестьянской реформы, отменившей крепостное
право, было осуществлено правовое закрепление
свободы крестьян; в результате земской реформы
сложилось автономное муниципальное
самоуправление (земство); и, наконец, в результате
судебной реформы сложилась бессословная,
относительно независимая, демократическая
судебная система.

В те же годы комиссией под руководством графа
М.Лорис — Меликова был разработан
конституционный проект, направленный на
продолжение реформ. Умный, дальновидный
император своей властью намерен был создать
частично выборное учреждение для обсуждения
проектов законов. Однако намерениям этим не
суждено было сбыться.

Бомба революционеров — политических
экстремистов (сторонников крайних
насильственных мер) — не только оборвала жизнь
великого русского реформатора за несколько дней
до подписания им указа о введение выборных
представительных сословий, но и резко
затормозила правовые преобразования. Многие
демократические реформы были сведены на нет его
престолонаследника Александром III, вставшим на
путь реакции — такова цена политического
экстремизма.

Следующий крупный шаг на пути к конституции и
конституционному строю в России был сделан уже в
XX веке 17 октября 1905 года. Николай II подписал
манифест «Об усовершенствовании
государственного порядка». Царь «даровал»
своим подданным политические и гражданские
права и свободы, а также провозглашал создание
нового законодательного органа -
Государственной Думы, избираемого на основе
народного представительства. Этот документ
фактически принято считать первой русской
конституцией, а Дума — первым русским
парламентом. Потом были четыре советских
Конституции — 1918, 1924, 1936 и 1977 гг. — факт сам по
себе отнюдь не свидетельствующий о правовом
развитии и благополучии советского общества. По
мнению современных ученых — правоведов, эти
Конституции выполняли в основном
политико-пропагандистские функции. В
действительности же за годы советской власти вся
система права, законов, правосудия нашей страны
была деформирована, ушла в сторону от основных
направлений развития права, характерных для
мировой цивилизации. Положение стало меняться
только со второй половины 80-х годов и особенно
после поражения августовского путча 1991 год,
когда в стране начались коренные преобразования.
После долгой, напряженности, порой мучительной
работы многих и многих специалистов была
разработана и 12 декабря 1993 года всенародным
голосованием принята Конституция РФ — первая
демократическая Конституция в истории России.

Нынешняя Конституция РФ принималась в очень
сложной обстановке, в условиях политического и
экономического кризиса. Долго обсуждались
различные проекты нового Основного Закона.
Представители законодательной и исполнительной
власти никак не могли договориться о том, на
каком варианте остановиться. Много было
сторонников того, чтобы продолжала действовать
прежняя конституция, по духу своему остававшаяся
советской, социалистической. Одобренный
Конституционным Совещанием проект Основного
Закона страны был впервые в отечественной
законодательной практике вынесен Президентом РФ
на всенародное голосование. В ходе состоявшегося
одновременно с выборами 12 декабря 1993 года
референдума за этот проект, по официальным
данным, проголосовало 32,9 млн. человек (58,4 % от
числа принявших участие в референдуме и 32,3 % от
общего числа избирателей страны). Так день
всенародного голосования стал днем принятия
Конституции РФ. Одновременно прекратила своё
существование и действие Конституция РСФСР -
республики в составе СССР, принятая 12 апреля 1978
года, со всеми последующими изменениями и
дополнениями. Многонациональный народ страны,
«возрождая суверенную государственность России
и утверждая незыблемость её демократической
основы», по оценке Президента, сам узаконил
принципы государственного устройства страны.

Конституция провозглашает, что РФ (или просто
Россия) «есть демократическое федеративное
правовое государство с республиканской формой
правления», народ которого является носителем
суверенитета и единственным источником власти в
стране. Принципиальное значение имеют положения
о том, что Россия — социальное государство,
политика которого призвана создавать условия
достойной жизни и свободного развития человека,
а также светское государство, все религиозные
объедения в котором равны перед законом, и не
одна из религий не может считаться
государственной или обязательной. Последнее в
равной мере относится к общественным
объединениям и политическим партиям, а также к
идеологиям. Современная Россия, таким образом,
отказывается от изживших себя традиций как
самодержавных времен, когда православие
считалось государственной религией, так и
советской эпохи с узаконенной монополией
идеологии марксизма — ленинизма и политическим
господством одной партии — КПСС — ядра
политической системы, «руководящей и
направляющей силы» общества в целом.



Конституцией устанавливается принцип
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную, каждая из которых
является самостоятельной. Осуществляют
государственную власть в стране Президент,
Федеральное Собрание, Правительство и суды, а в
субъектах РФ — образуемые ими органы власти. В
эту систему входят и органы местного
самоуправления.

Главой государства является Президент. Он
избирается всенародно на четыре года и
определяет основные направления внутренней и
внешней политике государства. Президент наделен
Конституцией большими полномочиями. Он активно
участвует в осуществлении исполнительной и
законодательной властей. Президент является
главой государства, гарантом Конституции, прав и
свобод человека, определяет основные
направления внутренней и внешней политике
государства, представляет Россию внутри страны и
в международных отношениях (ст. 80). Президент
назначает согласия Государственной Думы
Председателя Правительства РФ, принимает
решение о его отставке, представляет на
утверждение кандидатуры и других высших
должностных лиц. Он является Верховным
Главнокомандующим Вооруженным силами РФ (ст. 83-87).
Представительный и законодательный орган -
Федеральное Собрание (парламент), состоящий из
двух палат. Законодательным органом Федеральное
Собрание является потому, что Государственная
Дума принимает законы, а Совет Федерации
рассматривает эти законы. В случае одобрения
закон направляется Президенту РФ, который либо
подписывает закон, либо отклоняет его.

Исполнительную власть в стране осуществляет
Правительство, (ст.110) состоящее из Председателя,
его заместителей и федеральных министров. Он
обеспечивает проведение единой финансовой,
кредитной и денежной политики, управляет
государственной собственностью, осуществляет
меры по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализации
внешней политики и т. д.

Судебная власть в стране реализуется
посредством конституционного гражданского,
административного и уголовного
судопроизводства .Судьи независимы, несменяемы,
неприкосновенны и подчиняются только
Конституции и разработанному в ее русле
федеральному конституционному закону.

Важнейшие значения в закладывании основ
демократического общества и правового
государства имеют положение Конституции о
правах и свободах человека и гражданина, которое
являются непосредственно действующими,
неотчуждаемыми и принадлежали каждому от
рождения. В одном соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права
каждый россиянин имеет право на жизнь, свободу,
личную неприкосновенность своего жилища,
свободу передвижения, включая
беспрепятственность выезда за границу и
последующего возращения на родину. Каждому
гарантируется свобода совести (право
исповедовать любую религию или не исповедовать
никакой), мысли и слова, массовой информации (с
запрещением цензуры), а также собрании, митингов
и демонстраций, шествий и пикетирования.

Впервые на конституционном уровне закреплено
право гражданам России на свободное
использование своих способностей и имущества
для предпринимательской и иной экономической
деятельности. Свобода предпринимательства, в
свою очередь базируется на праве частной
собственности, включающем в себя и право
владения, пользования распоряжения землей и
другими природными ресурсами.

В соответствии с условиями рыночной экономики,
способной поражать избыток рабочей силы, право
на труд не носит безусловного характера, хотя и
включает в себя «право на защиту от
безработицы». Только малоимущие могут
рассчитывать на реализацию своего права на
жилище в форме бесплатного его предоставления.
Бесплатность оказания медицинской помощи,
естественно, распространяется лишь на
государственные и муниципальные учреждения
здравоохранения. Тем не менее, в Конституции 1993
года просматривается стремление к практически
возможной степени продолжить утвердившуюся в
стране в предыдущее десятилетие традицию
общедоступности и бесплатности, которая сегодня
распространяется на систему дошкольного,
основного общего и среднего профессионального
образования. При этом основное общее образование
является обязательным.

Итак, ныне действующая конституция РФ — пятая в
многовековой истории страны — является актом
принципиального, ключевого значения в
становлении и упрочнении основ нового типа
общества, главными ценностями которого
провозглашается свобода, собственность,
законность. Оценивая факт принятия Конституции,
Б.Н.Ельцин подчеркнул: «Подведена окончательная
черта под советским коммунистическим режимом,
сделан важный шаг в будущее…». Конституция РФ -
не только достаточно сложный, но и достаточно
большой политико-правовой документ: он состоит
из краткой вступительной части и двух разделов.
Первый раздел содержит 9 глав, 137 статей, второй -
9 положений. Конституцию своего Отечества
следует глубоко уважать.

Прежде всего, напомним, что Конституцию принято
называть Основным законом страны, поскольку
только этот закон имеет высшую юридическую силу.
Далее важно отметить, что наша Конституция
включает в себя определенный набор ценностей,
она базируется на таких, например, ценностях, как
нравственные ценности, ценности демократии,
патриотизма, международного сотрудничества.

И наконец, следует сказать об основных задачах
Конституции, поскольку цели и задачи
взаимосвязаны.

  • Закрепить и гарантировать фундаментальные
    права человека;
  • Упорядочить государственную власть;
  • Утвердить правосудие;

Судьба Конституции во многом будет зависеть от
расклада в дальнейшем политических сил, немалая
часть которых склонна её либо не совершенной,
ведущей страну к диктатуре, либо вообще
нелегитимной, принятой на основе правильно
продиктованных исполнительной властью условий и
даже потасовки итогов референдума.

Главный законодательный документ страны в её
нынешнем виде носит переходный характер,
закрепляет первостепенные условия вхождения
новой России в систему рыночных отношений с
учетом традиций и опыта Западных демократий.
Вместе с тем это — «одежда на вырост», т.е. о
действительных гарантиях многих декларируемых
Конституцией прав и свобод можно будет говорить
лишь тогда, когда нашему обществу удастся
вырваться из тисков настигшего его кризиса.




Следующий: