Конспект занятия Спасем зеленый лес

Цель: вовлечение учащихся в
эколого-просветительскую деятельность.

Задачи:

  • закрепление знаний по изученному разделу
    “Антропогенное воздействие на растительный
    мир”;
  • углубление знаний по теме “Сокращение лесов”;
  • формирование умения работы в команде;
  • совершенствование таких интеллектуальных
    умений, как анализ и обобщение полученного
    материала, способность излагать собственные
    мысли;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • развитие творческой активности учащихся.

Количество учащихся: не более 15 человек.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Оборудование:

  • видеокассета “Сберечь диких зверей”,
    телевизор, видеомагнитофон;
  • аудио магнитофон, кассета с записью спокойной,
    расслабляющей музыки;
  • комнатное растение с жесткими листьями,
    например, монстера;
  • лист ватмана, краски, фломастеры, карандаши.

Структура занятия:

Организационный момент. Сообщение темы
занятия.

Выступления 1–2 подготовленных учащихся на
тему “Роль лесов в жизни человека”.

Просмотр фрагмента видеофильма “Спасем диких
животных”, в котором рассказывается о проблеме
сокращения тропических лесов в связи с
хозяйственной деятельностью человека.

Педагог предлагает учащимся за круглым столом
обсудить просмотренный фрагмент и высказать
свои точки зрения. Обсуждаются следующие
проблемы: как именно человек воздействует на лес
напрямую (пожары, вырубка для нужд сельского
хозяйства и деревообрабатывающей
промышленности, строительство дорог, экоцид) и
опосредованно (кислотные дожди, мелиорация).
Затрагивается проблема деградации почв в
результате сведения лесов. Приводятся следующие
данные о скорости вырубки влажных тропических
лесов: 20 га/мин – скорость вырубки лесов сегодня,
а до введения обязательной сертификации
древесины и проведения лесного аудита в середине
90-х гг., она составляла 32 га/мин. В Южной Америке на
сегодняшний день вырублено 37% площади
существующих здесь лесов, в Африке –52%, а в
Юго-Восточной Азии – 60%.

Важно подвести учащихся к выводам:

  • скорость вырубки лесов намного превышает
    скорость их естественного восстановления,
    следовательно, необходимо искусственное их
    восстановление, соотносимое по скорости с
    вырубкой. Сейчас скорости восстановления лесов
    неодинаковы в разных частях мира: в Азии и Африке
    восстановлению подлежит не более 15% площади
    вырубленного леса, а страны Европы
    восстанавливают в 5 раз больше леса, чем вырубают.
  • “лес – это не только деревья”, т.е. экосистема
    леса достаточно сложна, в ней присутствуют и
    растительные и животные организмы, тесно
    связанные между собой. Нарушение этих связей
    ведет к гибели всего сообщества. Вырубка
    деревьев – разрушение местообитания животных;
  • экоцид – осужденный мировым сообществом способ
    ведения войны, приводящий к полной деградации
    экосистемы и образованию “badland” – “плохих
    земель”, на которых в течение многих десятилетий
    не сможет восстановиться естественный
    растительный покров, а, соответственно, и
    животный мир;
  • выброс в атмосферу CO2, SO2 и NOx, приводит
    к образованию кислотных дождей, которые
    негативно воздействуют на лесные экосистему –
    они могут вызвать генетические и видовые
    изменения растений;

Для более глубокого осознания проблемы
(элемент глубинной экологии):

На середину стола ставится комнатное растение,
всем учащимся предлагается прикоснуться к нему,
подержать в руках с закрытыми глазами, в течение
минуты. В это время включается спокойная,
расслабляющая музыка.

После этого преподаватель просит каждого
ученика высказать свои ощущения (оно прохладное,
его приятно трогать, у него гладкие листья и т.п.).

Затем задаются вопросы:

  • “А что же чувствует растение?” Каждый
    высказывает свою точку зрения. Педагог подводит
    детей к тому, что растению не очень хорошо от
    наших прикосновений.
  • Что мы можем сделать, чтобы не было плохо этому
    растению? Ответы учащихся проецируются на более
    крупный объект – лес.

Предлагается высказать пути решения проблемы
по сокращению площади лесов.

Общая линия обсуждения – что конкретно может
сделать каждый из учеников, каждый человек?

Преподаватель подводит к мысли, что главное,
что мы можем сейчас делать, это личный пример,
участие в восстановлении лесов, просвещение
населения в данном вопросе.

Итогом всего урока является изготовление
плаката на тему “Спасите лес!”

Следующий: