Конспект занятия по литературе на тему «Война и мир как роман-эпопея». 10-й класс


Цели занятия:

1. Дидактические:

  • Познакомить с историей создания романа,
    раскрыть его жанровое своеобразие.
  • Создать условия для систематизации знаний по
    теме занятия и усвоения литературоведческих
    понятий.

2. Развивающие:

  • Способствовать развитию умения анализировать и
    систематизировать материалы, раскрывающие
    процесс работы над художественным
    произведением.
  • Продолжить работу над развитием монологической
    речи.

3. Воспитательные:

  • Содействовать повышению интереса к созданию
    произведений русской классической литературы.

Ожидаемый результат:

  • научиться создавать связный текст с опорой на
    слайды лекции, подготовленной учителем.

Межпредметные связи: история, информатика,
русский язык

Средства обучения:

  • портреты писателя
  • выставка книг
  • мультимедийный комплекс

Тип занятия: слайд-лекция с элементами
творческой работы

ПЛАН УРОКА

1. Организация начала урока.

1.1. Постановка учебной задачи.

2. Новая тема. Слайд-лекция.

2.1. Сообщение учителя

2.2. Индивидуальные ответы учащихся.

3. Рефлексия знаний.

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Ход урока



1. Организация начала урока.

1.1. Постановка учебной задачи.

2. Новая тема. Слайд-лекция.

2.1. Сообщение учителя

Презентация.

Слайд № 2.

Сегодня мы приступаем к изучению необычного
произведения. Вот уже более 150 лет интерес к нему
не угасает во многих странах мира. Роман «Война и
мир» — одно из самых патриотических произведений
в русской литературе 19 века.

Из всех художественных созданий Толстого, а они
все прекрасны, самое значительное, возвышенное,
нравственно чистое и жизнеутверждающее — это
его роман «Война и мир».



Он взял для него эпохальное событие, потрясшее
в 19 веке мир, — Отечественную войну России с
Наполеоном и его войсками, собранными почти со
всех стран Западной Европы.

Это была самая лучшая пора его жизни.
Шестидесятые годы 19 века. Он был в том возрасте,
который древние греки называли «акмэ», — возраст
полного созревания всех физических и духовных
сил человека.

Семь лет работал он над романом как художник и
как историк. Наука и искусство слились в
нерасторжимое единство. Справедливо писал об
этом Достоевский: «Я вывел неотразимое
заключение, что писатель — художественный, кроме
поэмы должен знать до мельчайшей точности
(исторической и текущей) изображаемую
действительность. У нас, по-моему, один только
блистает этим — граф Лев Толстой».

Современники были очарованы, восхищены, и,
конечно, немедленно приступили к острым и долгим
спорам. Славянофилы признали в Толстом своего
единомышленника. Д.И. Писарев, злой и
непримиримый критик дворянства, снисходительно
корил автора романа за идеализацию дворянства,
за его «невольную и естественную нежность» к
своим героям-дворянам.

Слайд № 3.

Запишем план нашей лекции.

  1. Время создания и историческая основа романа
  2. Смысл названия
  3. Система образов
  4. Жанровое своеобразие
  5. Проблематика романа
  6. Особенности композиции

Задание на урок. Познакомиться с
содержанием слайда и составить связный рассказ,
используя тезисы и схемы со слайда.

Слайд № 4. Время создания и историческая основа.

Роман был написан в 60-е годы 19 века, года
начиналась новая, пореформенная эпоха русской
истории. Правительство Александра II

отменило крепостное право, но не дало
крестьянам земли, и они бунтовали. Вернуло из
Сибири декабристов, но осудило на 20-летнюю
каторгу Чернышевского. Государство было
подорвано неудачами Крымской войны.

Участник сражений в Севастополе, Толстой
приезжает в Петербург. В это же время из Сибири
возвращаются по амнистии декабристы со своими
семьями. Именно в это время у писателя возникает
мысль написать роман о декабристах, но к
выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863
г.

Формирование замысла определил сам автор:

1856 год — начало замысла. Первоначально
Л.Н.Толстой задумал начать своё повествование с
1856 г., когда вслед за окончанием Крымской войны
монаршая милость даровала узникам Сибири
прощение, и герой «Декабристов» возвращается в
своё родовое московское гнездо.

«В 1856 году я начал писать повесть
с известным направлением и героем, который
должен быть декабристом, возвращающимся
с семейством в Россию».

1825 год. Но затем Толстой решил перейти к
эпохе заблуждений своего героя и начать рассказ
с 1825 г. В это время его герой уже зрелый человек.

«Невольно от настоящего я перешел
к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий
моего героя».

1812 год — война. В сюжете выпадало решающее
звено — молодость героя, совпавшая с
Отечественной войной 1812 г.

«Чтобы понять его, мне нужно было перенестись
в его молодость, и молодость его совпала
со славной для России эпохой 1812 года».

1805-1807 годы — заграничные походы русской
армии.

«Мне совестно было писать о нашем торжестве
в борьбе с бонапартовской Францией,
не описав наших неудач и нашего срама».

Однако автор начинает повествование с 1805 г., с
его неприятной для русской армии кульминацией -
Аустерлицем — «временем наших неудач и нашего
срама», как заметит Толстой. По выражению
Толстого, ему было совестно писать о торжестве
русского оружия в борьбе с бонапартовской
Францией, не описав неудач в войне 1805-1807 г.г.».

2.2. Индивидуальные ответы учащихся.

(по слайду составить связный ответ, учитель
может восполнить недостаток в ответе своими
комментариями)

Слайд № 5. Хронология романа.

Примерный вариант ответа

В романе «Война и мир» рассказывается о борьбе
России и наполеоновской Францией.

В 1-м томе описываются события 1805 г., когда
Россия воевала в союзе с Австрией на её
территории.

Во 2-м томе — 1806 — 1811 г.г., когда русские войска
находились в Пруссии.

3-й том — 1812 г. — войска Наполеона вторглись на
территорию России.

4-й том — 1812 — 1813 г.г.



3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению
Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на
родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так
действие романа охватывает 15 лет. Действие
происходит то в Петербурге, то в Москве, то в
поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события
- в Австрии и в России.

Слайд № 6. Смысл названия.

Учитель

Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до
завершения работы над ним. В 1865 — 1866 г.г. в журнале
«Русский вестник» появился вариант первого
тома под заглавием «1805 год». И лишь в конце 1866
года появилось заглавие «Война и мир».

Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в
русском языке различались по значению? Вот какие
значения имеют эти слова в словаре Даля:

МИРЪ -

  • Отсутствие войны, ссоры
  • Согласие, единодушие
  • Спокойствие

МiРЪ -

  • Вселенная
  • Земной шар
  • Все люди
  • Община, общество крестьян

В современном русском языке существует единое
написание данного слова. Они считаются
омонимами, причём каждое слово в свою очередь
многозначно.

Вот как определяются значения этих слов в
академическом словаре:

МИР1

  • Все формы материи в земном и космическом
    пространстве
  • Земной шар, Земля
  • Всё живое, всё окружающее
  • Люди вообще
  • Порядок, строй жизни

МИР2

  • Согласие, отсутствие разногласий
  • Отсутствие войны
  • Прекращение военных действий, мирный договор
  • Покой, благополучие

Учитель.

Запишем в тетради смысл слов «война», «мир» в
понимание писателя.

Слайд № 7

  • Война (в толстовском повествовании) — не только
    военные столкновения враждующих армий, это
    вообще вражда, непонимание, эгоистический
    расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих
    отношениях
  • Мир — это жизнь народа без войны, это весь народ,
    без различия сословий, объединённый единым
    чувством боли за судьбу отечества

Индивидуальные ответы учащихся.

(по слайду составить связный ответ, учитель
может восполнить недостаток в ответе своими
комментариями)

Слайд № 8. Система образов

Примерный вариант ответа

В романе около 600 действующих лиц, среди них
около 200 — реальные исторические деятели:
Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др;
показаны представители дворянства и народа

Слайд № 9. Система образов

Всех героев условно можно разделить на любимых
люди мира») и нелюбимыхлюди
войны»
). Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин,
Платон Каратаев — люди мира, т.к. ими движет жажда
согласия.

Война существует не только на войне. В обычной,
повседневной жизни людей, разделённых
социальными и нравственными барьерами,
неизбежны конфликты и столкновения. Князь
Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие -
люди войны, т.к. ими движет чувство зависти,
эгоизм, хотя многие из них не участвуют в
сражениях.

Люди мира — любимые герои Толстого. Они
ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут
сложной внутренней жизнью. Нелюбимые делают
карьеру, достигают определённых успехов, но не
меняются внутренне.

Слайд № 10. Жанровое своеобразие.

Учитель

Уже современники Л.Н.Т. почувствовали, что
«Война и мир» — книга сложного жанра. И.С.
Тургенев писал, что это произведение включает в
себя эпопею, исторический роман и очерк нравов.
Работая над произведением, Толстой понимал, что
на его страницах не сможет отразиться «вся
русская жизнь того времени». Поэтому предметом
изображения становиться не жизнь человека, не
жизнь поколения, а «деятельность всех людей,
принимавших участие в событии». Постепенно
произведение становится «рассказом не о людях,
не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни».
Изменившийся замысел потребовал не только
изменения названия, но и новой жанровой формы.
Сам Толстой называл своё детище просто книгой, не
принимая «научных» характеристик «Войны и
мира».

Рассмотрим основные признаки романа и эпопеи.
Напомню, в романе около 600 персонажей, их них
около 200 — лица исторические.

Во время работы над произведением писателю
пришлось перечитать много исторической
литературы. Проделав такую огромную работу,
Толстой пришёл к выводу, что почти везде события
описаны «со слов разных генералов». Он
фактически создал новый метод изображения
исторических событий. Частный человек в
представлении писателя включен в историю не
только тогда, когда он непосредственно участвует
в войнах, сражениях, но и всей своей частной
жизнью он постоянно, порой бессознательно творит
историю.

Таким образом, автору удаётся соединить 2 плана
произведения: частный и исторический.

Рефлексия знаний.

Задание. Попробуйте объяснить, чем
роман-эпопея отличается от романа. Продолжить
фразы.

Слайд № 11, 12, 13

Эталон. От обычного романа он отличается:

  • масштабом времени и местом действия (сюжет
    разворачивается на протяжении 15 лет на
    территории России и Европы:
    Петербург, Москва,
    поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия,
    Смоленск, Бородино);
  • количеством действующих лиц (около 600
    действующих лиц, среди них около 200 — реальные
    исторические деятели: Наполеон, Александр I,
    Кутузов, Багратион и др.);
  • представлены разные социальные слои населения
    России и Европы (поместное, московское,
    петербургское дворянство; чиновники; армия;
    крестьяне)
  • большим кругом жизненных явлений (большое
    число сюжетных линий
    );
  • показом исторических событий, которые
    существенно влияют не только на жизнь отдельных
    людей, но и на жизнь целых народов и государств (правление
    Александра I; война Франции с Пруссией, Австрией и
    Россией, война 1812 г.
    )

Слайд № 14. Проблематика романа

Проблема — выделение и осмысление автором тех
сторон явлений и характеров, которые наиболее
интересуют писателя.

Сложность и глубина содержания «Войны и мира»
требовали, чтобы в этой книге переплелись
компоненты многих жанров реалистической прозы.

Попытайтесь определить жанровые элементы в
романе-эпопее.

Слайд № 15

Учитель

Напомню, что роман-эпопея предполагает
несколько аспектов изображения жизни:

  • исторический — обращение к реальным
    историческим событиям;
  • философский — раздумья о законах жизни,
    о месте человека в историческом процессе;
  • нравственный — глубокий и многоплановый
    показ внутреннего мира человека, поиски смысла
    жизни.

Задание. Опираясь на материалы слайда
№ 14, попытайтесь определить жанровые элементы в
романе-эпопее «Война и мир».

(«кликнуть» на пустом месте для появления
эталона ответа )

Семейно-бытовой (в центре повествования
несколько поколений, несколько семей,
«семейная
проблематика»: любовь, помолвка, свадьба,
рождение и воспитание детей и т.д.);

  • Психологический (показ взросления героев,
    формирование личности,
    анализ «диалектики
    души» героев (психологический анализ);
  • Философский (взгляды на исторический процесс;
    жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек;
    концепция непротивление злу насилием);
  • Исторический (наличие реальных исторических
    лиц; использование исторических документов;
    социальные и политические конфликты эпохи).

3. Рефлексия знаний.

Вопросы для контроля:

  1. Как в процессе работы изменялся замысел романа?
  2. Как вы понимаете смысл названия «Война и мир»?
  3. В чем заключается жанровое своеобразие «Войны
    и мира»? Чем книга отличается от известных
    романов ХIХ века?
  4. Как группируется система образов в
    романе-эпопее?
  5. Как вы думаете, для чего в романе-эпопее нужен
    эпилог?

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Учитель

У нас остался для изучения только один пункт
плана: особенности композиции и сюжета. Это и
будет домашним заданием, к которому мы вернёмся
после прочтения всего романа. Вам предстоит,
опираясь на текст всего романа, самостоятельно
разобраться в том, как он построен, в его сюжетных
линиях и подготовить слайд-сообщение.




Следующий: