Конспект занятия по экологии и развитию речи по теме Золотая осень с использованием приёмов ТРИЗ и РТВ в старшей группе

Программное содержание

  • Систематизировать представления детей о
    характерных признаках осени.
  • Способствовать закреплению умения,
    устанавливать связь между признаками в природе,
    использовать объекты живой и неживой природы,
    формированию отстаивать свою точку зрения,
    делать выводы, умозаключения.
  • Содействовать развитию памяти внимания,
    воображения, логического мышления, обогащать
    словарь
  • Воспитывать патриотизм через гуманное
    отношение к родной природе.

Оборудование

  • Стулья расставлены полукругом по количеству
    детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами.
  • Книжка сюрприз от осени.
  • Маска зайца, письмо.
  • Две ветки в вазах.

Демонстрационный материал

  • Иллюстрация картин «Ранняя осень», «Поздняя
    осень». Обобщающие таблицы предыдущих занятий.

Словарная работа

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная,
    разноцветная, ранняя, поздняя, просинь.

Структура занятия

  1. Организационный момент — загадка
  2. Сюрпризный момент — письмо от зайцев.
  3. Заполнение таблицы -» Какие осадки бывают?»
  4. Игра «Погода осенью»
  5. Дидактическое упражнение — Какая осень бывает?
    (соотношение с картинкой)
  6. Дидактическое упражнение — «Назови осенние
    месяцы. Природа осенью»
  7. Основная часть — внесение шкатулки «копилка
    народных мудростей» (название предмет и
    пословиц осени)
  8. Чтение воспитателем стихотворения «Осень» по
    таблице.
  9. Вопросы и ответы.
  10. Физминутка «Листочки»
  11. Дидактическая игра «Назови правильно».
  12. Д/упражнение «А что было бы, если совсем не
    пришла осень».
  13. Д/упражнение «Осенние слова».
  14. Д/упражнение «Перелетные и зимующие птицы»
  15. Физминутка «Птица»
  16. Д/упражнение «Как звери готовятся к зиме».
  17. Физминутка «Звери» (на татарском языке)
  18. Д/упражнение «Чем занимаются люди осенью».
  19. Опыт с веточками.
  20. Дидактическая игра «Вершки и корешки»
  21. Сюрпризный момент «Необычный ларчик»
  22. Дидактическая игра «4 — лишний»
  23. Игра «Лесное эхо».
  24. Анализ. Что больше всего понравилось и
    запомнилось.
  25. Сюрпризный момент, посылка от осени.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами совершим
путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете
загадку:

Воспитатель:


Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети:

Осень. Открывается дверь и выглядывает
мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель:

Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 65 «Машенька» детям группы №1

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного
леса.

Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось
собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора
ли нам менять серые шубки на белые. Получилось
так, что одна половина считала, что пора, а другие
зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие
говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что
делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем
понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима
идет к нам через ваш город. подскажите когда она
будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные
доказательства. Ведь менять шубки дело для
зайцев не простое.

Воспитатель:

Этот вопрос очень даже
интересный. Но мы с вами постараемся на него
ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы
совершим путешествие в осень и сможем помочь
зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель:

Вы смотрите по телевизору
прогноз погоды, диктор рассказывает про
температуру воздуха, направление ветра, осадки.
Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель записывает.

Воспитатель:

Дети, а как можно узнать какая
будет погода? (посмотреть телевизор, послушать
радио, по термометру).

Игра «Погода осенью»

Воспитатель:

Дети, а какая бывает погода
осенью, когда идет дождь — дождливая.

  • Когда дует ветер — ветреная
  • Холодно — холодная
  • Пасмурно — пасмурная
  • Сыро — сырая
  • Хмуро — хмурая
  • Ясно — ясная

Воспитатель:

Отлично: Вы правильно говорите,
о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко,
внятно, интересно.

Воспитатель:

А как вы думаете, вся осень
бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети:

(Ранняя, поздняя)

Воспитатель:

Вы видите несколько картин с
изображением осени. Покажите, какая на них
изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель:

Вы знаете, каждое время года
состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети:

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:

Молодцы! Вы правильно назвали
месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети:

Погода теплая, на деревьях разноцветные
листочки, воздух чист, летают серебряные нити
паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает
трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе
серые облака, по утрам бывают туманы, лужи
покрываются корочкой льда, созревают желуди,
орехи, поспевают клюква.

Воспитатель:

Какая погода в октябре?

Дети:

Дни короче, ночь длиннее, солнце светит
мало, ветер срывает листья с деревьев, идет
мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют,
цветы вянут, ночью заморозки, деревья
покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце
светит редко.

Воспитатель:

Что вы можете сказать о
ноябрьской природе?

Дети:

Листья все облетели и почернели, сосны и
ели стоят зеленые, травы побурели, небо в
свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со
снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла,
ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель:

Молодцы вы точно назвали
осенние месяцы и рассказали об изменениях в
природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних
времен люди складывали стихи, песни, сочинили
загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о
приметах осени.

Приметы осени


Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река —
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.

У нас в детском саду есть копилка народных
мудростей, дети складывают в нее пословицы и
приметы времен года. А вы хотите положить туда
свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

Воспитатель:

Открывает крышку, а дети
называют приметы и пословицы.

Пословицы

  • Коли ясно, то и осень прекрасна.
  • Осень идет, и дождь за собой ведет.
  • Красна весна цветами, а осень пирогами.
  • От осени к лету, поворота нету.
  • Лето со снопами, осень с пирогами.
  • Грибок в кузовок — зимой будет пирожок.
  • Приметы

  • Осенью паутина на ясную погоду.
  • Гром в сентябре — теплая осень.
  • Много желудя на дубе — к лютой зиме.
  • Если орехов много, а грибов нет — зима будет
    снежная, суровая.
  • Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.
  • Если снег выпадает днем, то стает, если ночью -
    будет лежать прочно.
  • Когда гусь улетает, снег выпадает.
  • Воспитатель:

    Дети, вы замечательно все
    говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими
    мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали
    много интересных примет, позволяющих
    предсказать погоду.

    (Дети садятся на стульчики)

    А сейчас прочитайте стихотворение «Осень»,
    написанное на таблице.

    Плакали ночью желтые клены,
    Вспомнили клены, что были зелены.
    С желтой березы тоже капало,
    Значит, береза тоже плакала.

    Воспитатель:

    Как вы думаете, почему плакала
    береза?

    Дети:

    (Жалела, что кончилось лето, что опадают
    листочки).

    Воспитатель:

    А почему у деревьев опадают
    листочки?

    Дети:

    (Мало солнца, стало холодно)

    Воспитатель:

    Дети, а можно ли что — либо
    сделать, чтобы листочки остались на дереве?

    Дети:

    (Приклеить, пришить).

    Воспитатель:

    А будут ли, такие листочки
    держатся?

    Дети:

    (Нет, скрутятся, почернеют, будут не
    красивые, опадут).

    Воспитатель:

    А как вы считаете, для чего
    деревья сбрасывают листву?

    Дети:

    (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою
    жизненную силу, дать почве полезные вещества,
    укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от
    снега).

    Воспитатель:



    Представьте себе, что вы
    листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит
    музыка, дети танцуют).

    Физминутка «Листочки».


    Осенние листочки закружились.
    Веселый ветер зашумел над ними,
    Весело они летели
    И на землю сели.
    Вот ветер снова тихо набежал,
    Вдруг листочки красивые поднял.
    Весело они летели
    И на землю сели.

    Ой, как много на ковре листочков. А давайте
    поиграем в игру.

    Назови правильно

    Я буду показывать лист, а вы называть с какого
    он дерева. Если я неправильно назову лист, вы
    исправьте. (Показ листьев — дети говорят
    название дерева).

    Воспитатель:

    Умницы, мне не удалось поймать
    вас в ловушку. Вы точно определяете деревья.

    Воспитатель:

    Дети, а что было бы, если к нам
    совсем не пришла осень?

    (Ответы детей)

    • Никогда бы не было коротких дней.
    • Не смогли надеть осеннюю одежду.
    • Не увидели золотую листву.
    • Не наблюдали за цветными листьями.
    • Не было бы листопада.
    • Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах,
      клюква в болоте.
    • Не успели бы улететь птицы на юг.
    • Не было бы туманов.
    • Не наблюдали бы за инеем.
    • Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой
      льда.
    • Не летали бы серебряные нити паутины.
    • Не смогли бы поесть сладкой рябины.
    • Насекомые, жуки, червяки не успели, бы
      спрятаться и замерзли.
    • Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
    • Не убирали бы богатый урожай в огородах.
    • Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
    • Не лил бы осенний моросящий дождь.

    Воспитатель:

    Из ваших ответов, я поняла, что
    осень вам нравиться, а какие красивые слова вы
    могли бы сказать про осень.

    Игра осенние слова

    Дети:

    Золотая, печальная, хмурая, красивая,
    разноцветная, дождливая, долгая, затяжная,
    пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя,
    средняя, хорошая, дивная, задумчивая,
    замечательная, интересная, величавая, унылая,
    очаровательная, тихая, невеселая, таинственная,
    скучная, грустная, ласковая.

    Воспитатель:

    А вот скажите, пожалуйста, какие
    птицы бывают?

    Дети:

    Перелетные, зимующие

    Воспитатель:

    А что же это за перелетные птицы?

    Дети:

    Это птицы, которые улетают на юг, там
    теплее и сытнее.

    Воспитатель:

    А как вы думаете, все ли птицы
    сразу улетают?

    Нет сначала, улетают птицы, которые питаются
    насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки,
    стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы,
    которые находят корм на земле. Исчезают червяки,
    не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли,
    грачи). В последнюю очередь улетают
    водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому
    что вода на реках замерзает.

    Воспитатель:

    Во время переплета птицы устают,
    их много погибает. И поэтому, когда они садятся
    отдыхать, не пугайте их.

    Физминутка «Птицы»


    Это птица it a bird
    Она зернышки клюет.
    У нас зимою холодно.
    Плохо птицам голодно.
    Они нам верят.
    К нам прилетают.
    Плохи те люди
    Кто их обижает.

    Воспитатель:

    А какие птицы остаются у нас
    зимовать и почему?

    Дети:

    Воробьи, галки, вороны, северные голуби,
    сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки,
    дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц
    оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью
    человека. Человек о них заботится.

    Воспитатель:

    Дети вы верно подметили, что в
    природе все взаимосвязано, природа засыпает
    постепенно. Чудесно! Мне понравилось, как
    отвечают: без стеснения. У вас отличные знания о
    птицах. А что вы можете сказать о животных, как
    они готовятся к зиме?

    Дети:

    У лося отпадают рога. Заяц выводит
    детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи,
    барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой
    травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Куница
    разоряет гнезда белок. Медведь откладывает
    запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в
    спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси.
    Потому что они сами могут достать себе корм.
    Белка меняет серую шкурку на голубую и делает
    запасы в кладовых.

    Воспитатель:

    Дети очень забавно наблюдать,
    как белка ищет орешки. Я принесла 2 веточки.
    Представьте себе, что это орешник, а вы белочки.
    Как вы можете узнать, где больше орехов растет,
    ведь белки считать не умеют.

    (Ответы детей). Совершено верно. Белочка стучит
    по веточке и смотрит. На той веточке что качается
    дольше, орехов больше!

    Воспитатель:

    Вы очень наблюдательны и смогли
    доказать на какую веточку должна прыгнуть белка,
    чтоб собрать орешки. У вас огромный запас знаний
    о жизни животных в лесу. Я заметила, что вы не
    повторяетесь в своих ответах, чувствуется, что вы
    много читали.

    Физминутка «Звери» (на татарском языке)

    Воспитатель:

    Скажите, а чем занимаются люди
    осенью? Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму.
    Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и
    фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме:
    убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В
    полях сеют озимые (рожь, пшеницу).

    Воспитатель:

    Хорошо, все, что вы сказали. А
    знаете ли вы, что можно есть у того или иного
    растения, овоща? Игра называется.

    Вершки и корешки

    - Морковь, картофель, свекла, репа, чеснок -
    корешки.

    - Рожь, пшеница, укроп, горох — вершки.

    - Лук — вершки и корешки

    Воспитатель:

    Прекрасно. Я принесла необычный
    ларчик, а что в нем находится, вы сейчас узнаете.
    Подойдите, пожалуйста:.

    Игра «Необычный ларчик»

    Предлагается ребенку просунуть руки в
    вырезанные с 2 сторон круглые дырки, пощупать, что
    за овощ или фрукт находится в нем. Несколькими
    словами описать его и предложить детям назвать,
    что же это такое. А сейчас посмотрим, кто самый
    сообразительный.

    Воспитатель:

    Какие интересные вопросы вы
    задавали, что мы не сразу догадались, что было
    спрятано. А хотите еще поиграть (Да).

    Игра «Четвертый лишний»

  • Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний
    месяц).
  • Картофель, яблоко, свекла, морковь (фрукт)
  • Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь (плод
    дерева)
  • Лиса
  • , белка, горностай, заяц (не меняет шкурку)

  • Белка, мышь, полевка, заяц (не делает запасы).
  • Воспитатель:

    Вот подошло наше путешествие к
    концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с
    лесным эхом.

    Эхо лесное, спросить могу?
    Ау-ау-ау!
    Куда это листья лесные пропали?
    Опали-опали-опали:
    Травы лесные, где вы, не вижу?
    Ниже-ниже-ниже:
    Цветы луговые, а вы все цветете?
    Что ты, что ты:
    Птички- певички, давно ли галдели?
    Летели, летели, на юг улетели:
    Рыбы речные, вы где?
    А мы на дне, мы в глубине:
    Лягушки и жабы, куда подевались?
    В ил закопались, в ил закопались:
    Белки и зайцы, про вас не знаем?
    Линяем, линяем, линяем:
    Так что же творится в лесу? — ты спросил.
    Осень, осень, осень.

    Воспитатель:

    Дети, подумайте и скажите, что мы
    напишем зайцам.

    Дети:

    Осень наступила. Уже выпадает снег по
    ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или
    волк заметят. Деревья голые, травка повяла,
    исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на
    юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень
    будет теплая, звери завалялись в спячку.

    Воспитатель:

    Я рада, что вы сами нашли
    убедительные доказательства, что осень прошла
    через наш город и направилась в лес. Сегодня
    после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а
    кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи
    ответы вам понравились. А кому понравились свои
    ответы и почему? (Ответы детей)

    Воспитатель:

    Молодцы, вы старались, я
    довольна вами. У меня для вас небольшой секрет:
    осень прислала нам посылочку. Примите от нее
    послание. Кто умеет читать, читайте сами. А кто не
    умеет, попросите родителей прочитать, и узнаете
    еще много интересного об осени.

    Литература

  • Н.В. Елкина. О.В. Маринчева «Учим детей наблюдать
    и рассказывать» пособие для родителей и
    педагогов — Ярославль: академия развития 1996г.
  • Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». Методические
    рекомендации для воспитателей, учителей и
    родителей к частям 1 и 2. Москва «Баласс»
  • А.М. Страунинг. Росток программа по ТРИЗ и РТВ
    для детей дошкольного возраста. Обниск 1996г.
  • Р.Н. Бунеев, А.А. Вахрушев Кочемасова Е.Е. Акимова
    Ю.А. «Здравствуй мир». Москва «Баласс» 1996г.
  • И.В. Цветкова «Экология для начальной школы.
    Игры и проекты» Популярное пособие для
    родителей и педагогов. Ярославль. Академия
    развития1997г.
  • Т.А. Шорыгина, «Какие месяцы в году».
    Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга
    для воспитателей, гувернеров, родителей. Москва
    Гном — Пресс. 2000г.
  • Прощание с осенью




    Следующий: