Конспект занятия по дисциплине Экология на тему: Этология

Задачи:

  • Обучающая: Дать студентам представление об
    этологии как одном из направлений в изучении
    поведения животных. Сформировать представление
    о развитии психики в животном мире. Раскрыть
    особенности поведения животных. Сформировать
    представление о формах сообществ как социальном
    поведении животных.
  • Развивающая: Развивать
    аналитико-синтетические способности. Развивать
    навыки эмоциональной саморегуляции через
    рефлексию собственных эмоций.
  • Воспитывающая: развитие способности
    понимать живые существа, стимулирование
    идентификации. Воспитывать культуру
    эмоциональных проявлений.

Оборудование: листы с изображением
предметов и чистые (А4), карандаши, ручки, лист для
примеров и тест на работоспособность, фильм
“Поведение животных” ТВ

Литература:

  1. Горелов А.А. Концепции современного
    естествознания М., 1998
  2. Крутецкий В.А. Психология М., 1980
  3. Психология / под ред. Игнатьева Е.И. М., 1965
  4. Дубровина И.В. Психология М., 1999

Ход занятия


Этапы урока, содержание Примечание
I. Организационный момент

(приветствие,
проверка готовности, тест на работоспособность)

тетради, листы, четвертные листы, ручки
II. Проверка пройденного материала

I Вариант

1. Дать определение экологии, кем и в каком году
введен этот термин?

Влияет ли погода на обитателей водоема?

2. Какие системы называются простыми, а какие
сложными (свойство!) Привести примеры.

3. В чем разница между целесообразной
деятельностью человека и животных?

II вариант

1. Дайте определение популяции. Перечислите
основные характеристики. Применимо ли к человеку
представление о том, что вид состоит из
популяций?

2. Раскрыть сущность и привести примеры
положительной и отрицательной обратной связи.

3. Солнце всходит и заходит целесообразно?

12 мин.

на обратной стороне доски.

III. Изучение нового материала

1.
Рефлексия.

С какими чувствами, эмоциями пришли на это
занятие

2. Сообщение темы, плана занятия

А. Попытайтесь самостоятельно
определить тему нашего занятия, посмотрите
небольшой фрагмент видеофильма “Поведение
животных” этим занимается этология

Б. Постановка целей

В. План занятия

1. Этология и этапы ее развития

2. Типы поведения животных

3. Формы сообществ

В конце занятия мы попытаемся ответить на
вопрос: Кто такие животные?

Мотивация учебной деятельности

И еще один важный вопрос: Для чего необходимо
рассматривать данную тему в Концепциях
современного естествознания?

Повышение общего кругозора, культуры мышления
и формирование научного мировоззрения студента
во многом определяется его знакомством и
усвоением наиболее важных концепций, которые
выработало естествознание. Мы с вами попытаемся
проанализировать основные концепции этологии. И
кроме того эти знания нам понадобятся при
изучении раздела “Современная антропология”

запись на доску

записать тему на доску

на доске

1. Этология

Этология (от греч.
ethos – характер, нрав logos – учение) – это наука о
поведении животных.

Термин введен в биологию в 1859г. французским
зоологом И. Жоффруа Сент-Илером.

Изучение целостного поведения животных в
естественных условиях имеет длительную историю.
В трудах естествоиспытателей XVIII-XIX вв. был собран
огромный описательный и отчасти
экспериментальный материал позволивший четко
определить категорию инстинктивного поведения.
Непосредственное влияние на развитие этологии
оказали труды Ч. Дарвина (собранные им
многочисленные факты о поведении животного в
естественных условиях)

Этология формировалась в 30-х гг. ХХ в. Ее
признанные основоположники австралийский
зоолог К. Лоренц и нидерландский зоолог
Н. Тинберген.

В России начиная с конца прошлого века
проводились разнообразные исследования
поведения животных, часть из которых по своим
идеям и методам была близка к этологии (В. А.
Вагнер, А. Н. Промптов).

Но в СССР этология своевременного признания и
развития не получила. Это положение меняется в
60-х гг. XX в., чему немало способствовал перевод
книг зарубежных этологов.

Объект исследования этологии – поведение
животного в его естественном окружении. (от
беспозвоночных до человекообразных обезьян).

С точки зрения этологии поведение животных
зависит от стимула (ключевых раздражителей) и от
внутренних процессов и агентов (например:
гормонов).

2. Типы поведения

Всеобщим свойством живых тел, определяющих их
активную реакцию на воздействие окружающей
среды является раздражимость.

На стадии раздражимости мы имеем дело с
реагирование организма на воздействие внешней
среды самым простым образом.

2.1

. Задание. По учебнику Крутетского В.А.
“Психология” на стр. 46-47. Дайте определение
раздражимости, приведите примеры и назовите 3
типа поведения животных, определить, что лежит в
основе классификации.

2.2. Инстинкты животных

Поведение – эволюционный механизм. Животные
рождаются на свет со значительной частью
приспособительных форм поведения, которые носят
название инстинктов.

Задание.

Дайте определение инстинктов,
перечислите их виды и выберете их основные
характеристики (письменно)

Инстинкты – сложные врожденные
действия животных, направленные на
удовлетворение биологических потребностей.

(отличаются от простых рефлексов степенью
сложности)

Виды инстинктов: инстинкты самовыражения,
пищевой, сексуальный инстинкт, инстинкт
агрессии, инстинкт страха

Характеристики

  • специфичны для каждого вида
  • наследственно закреплены (обучаться не надо)
  • вырабатывались в ходе естественного отбора
  • могут представлять собой сложную деятельность
  • инстинкт – жестко закрепленная форма поведения
  • инстинкт поведение, автоматическое без
    признака разума, мышления

Беседа (анализ работы)



Просмотр фрагмента “Инстинкт страха”

2.3. Навыки животных

Из фильма видно, что целостный поведенческий
акт – это переплетение врожденных и
приобретенных комплексов. Условия жизни могут
изменять инстинктивную форму поведения.

Врожденные способности совершенствуются в
результате научения.

Задание

. Дайте определение навыка и
перечислите их основные характерные черты.

Навык – способность поведения,
приобретенный в индивидуальной жизни и
закрепленный в результате упражнений.

Характерный черты

  • в основе лежит система условных рефлексов
  • более гибкая, пластичная, и следовательно, более
    совершенная система поведения
  • вырабатываются как в естественных условиях, так
    и путем специального обучения
  • может быть как у высших, так и у низших животных
  • разум и мышление не проявляется, т.к. навык – это
    условный рефлекс

Примеры анализа проделанной работы

2.4. Интеллектуальное поведение животных

Посмотрите очередной фрагмент фильма и
попытайтесь определить о каком типе поведения
идет речь (язык жестов шимпанзе)

Задание

. Дайте определение
интеллектуального поведения и приведите примеры

Интеллектуальное поведение
простейшие формы мыслительной деятельности,
основанные на установлении связей между
предметами.

Игра “Копирование”

Студенты (по 2) садятся
спиной друг к другу. Первому студенту вручается
карточка с рисунком, другому – карандаш и чистый
лист бумаги, он должен попытаться нарисовать
этот рисунок со слов.

Задание.

Пользуясь терминами из геометрии
(прямая, кривая, прямоугольник или, например, в
левом верхнем углу ставишь точку, от нее вправо
проводишь линию длиной два см и т.д.)

Условие

: нельзя давать дополнительные
пояснения и видеть то что рисует ваш партнер.

Степень эффективности

определяется
количеством рисунков, имеющих сходство с
оригиналов. Анализ изображений:

< Рисунок 1>, < Рисунок2>

Вывод: развитие типов поведения в
животном мире характеризуется тем, что все
меньшей становится роль врожденных форм
поведения и все большую и большую роль начинают
приобретать приобретенные типы поведения.

3. Формы сообществ

Эволюционно сформировавшаяся потребность в
партнерах может пересилить все инстинкты, т.е.
стать высшей целью и ценностью

Социальное поведение животных не случайность,
а эволюционный механизм, возникновение которого
определяется преимуществами, которые
обеспечивают общественная жизнь. Повадка
гнездиться тесными колониями уменьшает потери
от хищников.

Социальные группы могут колебаться по величине
от 2 особей у птиц, 10-100 у обезьян, до нескольких
тысяч у насекомых.

3.1.

Простейшей формой сообщества является анонимная
стая
, в которой все находятся в одинаковом
положении. Множество особей, тесно сомкнувшись,
движутся в одном направлении за случайно
выбранным вожаком.

Например: стаи рыб (персональное узнавание
партнеров встречается только у высших костных
рыб)

3.2. Безличная семья

основана на совместной
жизни родителей и их потомства (например: аисты)

3.3. Личные семьи

(например: дикие гуси)
Личное узнавание сопровождается широким
диапазоном чувств и переживаний. Высшим животным
присущи чувства печали, радости, грусти…

3.4. Иерархические группы

(например: пчелы,
обезьяны) Иерархия – принцип организации, без
которого не может развиваться упорядоченная
совместная жизнь высших животных. Положение в
иерархии зависит от размеров, силы, выносливости,
агрессивности.

Социальная иерархия повышает генетическую
способность общества благодаря тому, что
наиболее сильные и приспособленные животные
имеют преимущество когда приходит время
размножаться.

Просмотр фрагментов “Дружба обезьян”, “Слоны
- материнство”, “Скорбь у волков”

Какие эмоции вызвал просмотр кадров?

Вывод: Основными направлениями современной
этологии являются области изучения способов
организации сообществ и коммуникации животных

Цель:

проследить развитие психики в животном мире

Самостоятельная работа студентов с учебником

уровни развития Н.С.

самостоятельная работа студентов с учебником

как закрепление

самостоятельная работа студентов с учебником

письменно

IV. Заключение

- Что такое
этология?

- Чем отличаются инстинкты от рефлексов?

- Назовите формы сообществ живых существ

V. Итог

В качестве итога
предлагаю посмотреть последний фрагмент фильма
и попытаться дать определение животным

“Животные – это очень эмоциональные люди с
очень слабым интеллектом” афоризм

- Какие эмоции у вас остались после занятия?

- Какими бы прилагательными вы его описали?

- Как информация, полученная на занятии,
пригодится вам сегодня в профессиональной
деятельности?

Анализ реализации поставленной цели

Домашнее задание

Материал лекции

На выбор:

а) можно ли закономерности психики, выявленные
в экспериментах на животных, переносить на
человека. Если да, то в какой степени?

б) сравните поведение животных и детей до 10 лет

отслеживание своих навыков самоконтроля в
деятельности учителя

В заключении студенты выполняют
тест на работоспособность
Диагностика эффективности
учебно-воспитательного процесса




Следующий: